EN
 / Главная / Публикации / Русские театры за рубежом – это центры русской культуры, и они нуждаются в поддержке

Русские театры за рубежом – это центры русской культуры, и они нуждаются в поддержке

Елена Хрулёва13.07.2022

Государственный русский театр им. Ф.А. Искандера в Сухуме. Фото: Яндекс.Карты###https://yandex.ru/maps/org/gosudarstvenny_russkiy_teatr_dramy_im_f_a_iskandera/1688263831/gallery/?ll=41.024245%2C43.000112&photos%5Bbusiness%5D=1688263831&photos%5Bid%5D=urn%3Ayandex%3Asprav%3Aphoto%3AFwmLtYSDqzf1OxbJl49BmCoB9xoy5NvW&z=17

Выпускники и студенты российских творческих вузов ГИТИС и Школа-студия МХАТ в 2022 году выпустят пять премьер в русских театрах за рубежом. Работы молодых режиссёров увидят зрители из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Абхазии.

Ещё в 2021 году Российского института театрального искусства (ГИТИС) реализуемого при поддержке Минкультуры России и Росконцерта начал проект Постановки студентов и выпускников ГИТИСа и ведущих творческих вузов в русских театрах за рубежом». Задача состояла в том, чтобы объединить выпускников творческих вузов – режиссёров, сценографов, декораторов и других специалистов – и поддержать русские театры за рубежом.

По мнению ректора ГИТИСа Григория Заславского, эта инициатива стала своеобразным мостиком между русскими театрами постсоветского пространства и Россией. Ведь для русских театров, находящихся за пределами России, приезд выпускников из московского ГИТИСа – это не только работа над спектаклем, но и недели мастер-классов для местных актёров, чтобы повысить их профессиональные навыки.

Премьера спектакля – это возможность обратить на себя внимание, привлечь зрителя, а зачастую и представителей власти, чтобы в дальнейшем заручиться их поддержкой. Русские театры за рубежом существуют в особых условиях и часто ограничены в финансовых возможностях. Задача проекта – помочь им развиваться, а для российских выпускников – применить полученные в творческих вузах знания на практике.

Григорий Заславский, ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС). Фото: стоп-кадр

Говоря о будущем проекта, ректор ГИТИСа выразил надежду, что спектакли российских режиссёров будут выходить во всех русских театрах за рубежом, несмотря на существующие сложности. Он отметил, что в этом году были запланированы премьеры в театрах Эстонии и Латвии, но в виду нынешней сложной политической ситуации, их пришлось отложить на 2023 год. Также он мечтает о том, чтобы спектакли проекта были показаны не только в странах-участницах, но и в России. «Ограничения становятся поводом для ещё более изысканного искусства», – уверен Заславский.

Генеральный директор Государственного русского театра им. Ф.А. Искандера в Сухуме (Абхазия) Ираклий Хинтба считает этот проект одним из важнейших творческих начинаний для русских театров зарубежья. «Это реальная поддержка. Мы получаем высококвалифицированную творческую команду, которая создаёт спектакль в нашем театре, с нашими артистами», – говорит он.

В Сухуме уже состоялась премьера спектакля «Мама» по пьесе французского драматурга Ф. Зеллера. Режиссёром выступил выпускник мастерской Сергея Женовача Евгений Закиров вместе с художником-сценографом Марией Бутусовой и художником по свету Алексеем Крючковым из Школы-студии МХАТ.

Сцена из спектакля "Мама". Фото: Государственный русский театр драмы имени Ф.А. Искандера###https://rusdram.org/media/photos/62c54f6d3d0052ce8aac1b15

По словам Хинтбы, спектакль Закирова украсил афишу сухумского театра и пользуется успехом у зрителей.

Наши артисты по-другому в нём проявились, и для меня важно, что это не просто совместный проект, это действительно системная работа. Благодаря этому спектаклю, сотрудничеству с замечательной командой, наш театр творчески и организационно вырос. Для нас это важно, – сказал директор театра.

Кроме того, благодаря Министерству культуры РФ, есть планы по поддержке новых постановок, а также сотрудничеству между русскими театрами в странах постсоветского пространства.

В рамках проекта с успехом прошла ещё одна премьера, на этот раз в Семее (бывший Семипалатинск, Казахстан). Здесь выпускник ГИТИСа Константин Денискин вместе со сценографом Алёной Грек и хореографом Софьей Гуржиевой поставили «Маленького принца» по произведению Антуана де Сент-Экзюпери.

По мнению директора государственного Русского драматического театра им. Ф. М. Достоевского в Семее Якова Горельникова, результат превзошёл все ожидания. Создание творческой атмосферы, взаимопонимание постановочной группы и технического состава, поддержка руководителей проекта вылились в ошеломляющий успех спектакля.

Количество комментариев по этому спектаклю в социальных сетях, в прессе, рецензии в местных газетах – театр не ощущал подобного уже многие годы, – подчеркнул директор театра. – Драматургия и инсценировка – сложные для восприятия, и были опасения, как воспримет зритель. Но, к счастью, зритель принял спектакль очень тепло, с пониманием.

Спектакль уже прошёл экспертную комиссию для участия в международном фестивале, который состоится в октябре в Кокшетау (Казахстан), и будет открывать его.

Яков Горельников также выразил надежду на продолжение столь плодотворного сотрудничества с российскими творческими вузами и предложил рассмотреть возможности привезти спектакль на гастроли в Россию.

Фото с репетиции спектакля «Маленький принц». Фото: Министерство культуры РФ###https://culture.gov.ru/press/news/pri_podderzhke_minkultury_rossii_tvorcheskie_komandy_gitisa_i_vedushchikh_tvorcheskikh_vuzov_vypustya/

Сам режиссёр «Маленького принца» Константин Денискин признался, что получал удовольствие от работы над спектаклем. Его задачей было увлечь артистов и весь театр, отметил он, много танцевать и фантазировать. Для этого он пригласил в проект свою однокурсницу Софью Гуржиеву в качестве режиссёра по пластике. Они уже работали вместе во время обучения в ГИТИСе, и у них сложился успешный творческий союз, полный драйва, что передалось и актёрам театра. «Мы были одной большой бандой», – заметила хореограф.

В это ещё одна ценность подобных проектов – найти своих единомышленников и сделать совместный проект. Как подчеркнул Григорий Заславский, «если режиссёр находит своего хореографа, сценографа – это становится залогом развития мирового театра на десятилетия вперёд. Значит, наш проект не бессмыслен».

Впереди зрителей стран СНГ ждёт ещё несколько премьер в рамках проекта. В Русском драматическом театре имени А.Н. Островского в Уральске (Казахстан) представят спектакль «Бесприданница» по пьесе Островского. Творчеству Островского будет посвящена и премьера, которая состоится в Бресте (Белоруссия). Здесь выпускник мастерской Олега Кудряшова Михаил Походня совместно с художником-сценографом Татьяной Анастасовой и студенткой-балетмейстером Елизаветой Матвиевич выпустят премьеру «Правда хорошо, а счастье лучше». А в октябре в Русском театре драмы имени Ч. Айтматова в Бишкеке (Киргизия) ещё один выпускник мастерской Олега Кудряшова Александр Золотовицкий поставит «Сказки Пушкина».

На этом проект не завершится. Ректор ГИТИСа рассказал о планах проводить летние школы совместно с техническими вузами, о курсах повышения квалификации для актёров государственных театров, о школе для молодых педагогов зарубежных театральных вузов, которая проходит в эти дни на озере Иссык-Куль в Киргизии.

Проект «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа и ведущих творческих вузов в русских театрах за рубежом» приводит к системным изменениям в отношении к русским театрам, уверен Григорий Заславский.

Само отношение к ним меняется в лучшую сторону. Это центры сегодняшней русской культуры в городах, и они нуждаются в нашей деликатной поддержке, – считает Заславский. 

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева