Русские театры за рубежом – это центры русской культуры, и они нуждаются в поддержке
Елена Хрулёва13.07.2022
Выпускники и студенты российских творческих вузов ГИТИС и Школа-студия МХАТ в 2022 году выпустят пять премьер в русских театрах за рубежом. Работы молодых режиссёров увидят зрители из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Абхазии.
Ещё в 2021 году Российского института театрального искусства (ГИТИС) реализуемого при поддержке Минкультуры России и Росконцерта начал проект Постановки студентов и выпускников ГИТИСа и ведущих творческих вузов в русских театрах за рубежом». Задача состояла в том, чтобы объединить выпускников творческих вузов – режиссёров, сценографов, декораторов и других специалистов – и поддержать русские театры за рубежом.
По мнению ректора ГИТИСа Григория Заславского, эта инициатива стала своеобразным мостиком между русскими театрами постсоветского пространства и Россией. Ведь для русских театров, находящихся за пределами России, приезд выпускников из московского ГИТИСа – это не только работа над спектаклем, но и недели мастер-классов для местных актёров, чтобы повысить их профессиональные навыки.
Премьера спектакля – это возможность обратить на себя внимание, привлечь зрителя, а зачастую и представителей власти, чтобы в дальнейшем заручиться их поддержкой. Русские театры за рубежом существуют в особых условиях и часто ограничены в финансовых возможностях. Задача проекта – помочь им развиваться, а для российских выпускников – применить полученные в творческих вузах знания на практике.
Говоря о будущем проекта, ректор ГИТИСа выразил надежду, что спектакли российских режиссёров будут выходить во всех русских театрах за рубежом, несмотря на существующие сложности. Он отметил, что в этом году были запланированы премьеры в театрах Эстонии и Латвии, но в виду нынешней сложной политической ситуации, их пришлось отложить на 2023 год. Также он мечтает о том, чтобы спектакли проекта были показаны не только в странах-участницах, но и в России. «Ограничения становятся поводом для ещё более изысканного искусства», – уверен Заславский.
Генеральный директор Государственного русского театра им. Ф.А. Искандера в Сухуме (Абхазия) Ираклий Хинтба считает этот проект одним из важнейших творческих начинаний для русских театров зарубежья. «Это реальная поддержка. Мы получаем высококвалифицированную творческую команду, которая создаёт спектакль в нашем театре, с нашими артистами», – говорит он.
В Сухуме уже состоялась премьера спектакля «Мама» по пьесе французского драматурга Ф. Зеллера. Режиссёром выступил выпускник мастерской Сергея Женовача Евгений Закиров вместе с художником-сценографом Марией Бутусовой и художником по свету Алексеем Крючковым из Школы-студии МХАТ.
По словам Хинтбы, спектакль Закирова украсил афишу сухумского театра и пользуется успехом у зрителей.
– Наши артисты по-другому в нём проявились, и для меня важно, что это не просто совместный проект, это действительно системная работа. Благодаря этому спектаклю, сотрудничеству с замечательной командой, наш театр творчески и организационно вырос. Для нас это важно, – сказал директор театра.
Кроме того, благодаря Министерству культуры РФ, есть планы по поддержке новых постановок, а также сотрудничеству между русскими театрами в странах постсоветского пространства.
В рамках проекта с успехом прошла ещё одна премьера, на этот раз в Семее (бывший Семипалатинск, Казахстан). Здесь выпускник ГИТИСа Константин Денискин вместе со сценографом Алёной Грек и хореографом Софьей Гуржиевой поставили «Маленького принца» по произведению Антуана де Сент-Экзюпери.
По мнению директора государственного Русского драматического театра им. Ф. М. Достоевского в Семее Якова Горельникова, результат превзошёл все ожидания. Создание творческой атмосферы, взаимопонимание постановочной группы и технического состава, поддержка руководителей проекта вылились в ошеломляющий успех спектакля.
– Количество комментариев по этому спектаклю в социальных сетях, в прессе, рецензии в местных газетах – театр не ощущал подобного уже многие годы, – подчеркнул директор театра. – Драматургия и инсценировка – сложные для восприятия, и были опасения, как воспримет зритель. Но, к счастью, зритель принял спектакль очень тепло, с пониманием.
Спектакль уже прошёл экспертную комиссию для участия в международном фестивале, который состоится в октябре в Кокшетау (Казахстан), и будет открывать его.
Яков Горельников также выразил надежду на продолжение столь плодотворного сотрудничества с российскими творческими вузами и предложил рассмотреть возможности привезти спектакль на гастроли в Россию.
Сам режиссёр «Маленького принца» Константин Денискин признался, что получал удовольствие от работы над спектаклем. Его задачей было увлечь артистов и весь театр, отметил он, много танцевать и фантазировать. Для этого он пригласил в проект свою однокурсницу Софью Гуржиеву в качестве режиссёра по пластике. Они уже работали вместе во время обучения в ГИТИСе, и у них сложился успешный творческий союз, полный драйва, что передалось и актёрам театра. «Мы были одной большой бандой», – заметила хореограф.
В это ещё одна ценность подобных проектов – найти своих единомышленников и сделать совместный проект. Как подчеркнул Григорий Заславский, «если режиссёр находит своего хореографа, сценографа – это становится залогом развития мирового театра на десятилетия вперёд. Значит, наш проект не бессмыслен».
Впереди зрителей стран СНГ ждёт ещё несколько премьер в рамках проекта. В Русском драматическом театре имени А.Н. Островского в Уральске (Казахстан) представят спектакль «Бесприданница» по пьесе Островского. Творчеству Островского будет посвящена и премьера, которая состоится в Бресте (Белоруссия). Здесь выпускник мастерской Олега Кудряшова Михаил Походня совместно с художником-сценографом Татьяной Анастасовой и студенткой-балетмейстером Елизаветой Матвиевич выпустят премьеру «Правда хорошо, а счастье лучше». А в октябре в Русском театре драмы имени Ч. Айтматова в Бишкеке (Киргизия) ещё один выпускник мастерской Олега Кудряшова Александр Золотовицкий поставит «Сказки Пушкина».
На этом проект не завершится. Ректор ГИТИСа рассказал о планах проводить летние школы совместно с техническими вузами, о курсах повышения квалификации для актёров государственных театров, о школе для молодых педагогов зарубежных театральных вузов, которая проходит в эти дни на озере Иссык-Куль в Киргизии.
Проект «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа и ведущих творческих вузов в русских театрах за рубежом» приводит к системным изменениям в отношении к русским театрам, уверен Григорий Заславский.
– Само отношение к ним меняется в лучшую сторону. Это центры сегодняшней русской культуры в городах, и они нуждаются в нашей деликатной поддержке, – считает Заславский.