EN
 / Главная / Публикации / Учёные поняли, как работает мозг билингвов

Учёные поняли, как работает мозг билингвов

Елена Хрулёва08.07.2022

Фото: fadm.gov.ru (CC BY 4.0)###https://fadm.gov.ru/news/61964Международный коллектив нейролингвистов из НИУ «Высшая школа экономики» опубликовал исследование о том, как взаимодействуют два языка в мозге билингвов. Учёные выяснили, что у людей, активно пользующихся двумя языками в повседневной жизни, слова каждого из них объединены в общий лексикон.

Как правило, под билингвизмом, или двуязычием, понимается одинаково совершенное владение двумя языками и умение в равной степени использовать их в общении. В современном мире часто встречается детский билингвизм – в семьях мигрантов или смешанных семьях. В первом случае язык, используемый родителями ребёнка, отличается от языка внешнего социума, а во втором два языка присутствуют в самой семье.

Однако в современных исследованиях к билингвам относят всех, кто в той или иной степени знает второй язык, разделяя их по уровню владения и возрасту, в котором они начали его изучать. Например, граждане приграничных регионов между Бельгией и Францией, а также обитатели многих кантонов Швейцарии привыкли общаться на двух или даже более языках. Учёных давно интересует, как билингвизм влияет на языковые нормы, а также на работу мозга и способность человека осваивать новые языки.

Исследователи из московского Института когнитивных нейронаук ВШЭ первыми решили выяснить, могут ли люди, начавшие учить иностранный язык не с раннего детства (так называемые поздние билингвы), распознавать слова из него так же быстро, как из родного языка.

Описание последовательности предъявляемых стимулов во время эксперимента. Фото: НИУ ВШЭ###https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/681481487.png

В ходе эксперимента 17 добровольцев из числа студентов НИУ ВШЭ наблюдали на экране последовательность изображений с группами слов из русского и английского языков. Во время каждого такого сеанса просмотра слов учёные отслеживали активность нервной системы студентов при помощи электроэнцефалографа, чтобы затем сравнить её с аналогичными данными для россиян, которые общаются только на одном языке.

Оказалось, что слова, похожие по значению (ditch – ров), звучанию (ditch – дичь) или написанию (pot – рот) и показанные друг за другом, способствуют более быстрому, автоматическому распознаванию мозгом.

Наш результат подтверждает теорию существования общего, двуязычного лексикона у билингвов. Кроме того, мы продемонстрировали, что у билингвов слова второго языка активируются в мозге автоматически, то есть мгновенно и неосознанно, – рассказал один из авторов исследования, младший научный сотрудник Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Федерико Галло.

Специалисты НИУ ВШЭ не собираются останавливаться на достигнутом. Они надеются, что применение магнитно-резонансной томографии для будущих исследований поможет понять механизмы работы двуязычного лексикона и выделить области мозга, отвечающие за способность общаться сразу на двух языках. И кто знает, может быть, вскоре изучение иностранных языков будет даваться нам гораздо проще и быстрее, что послужит огромным стимулом в развитии экономических, политических, культурных и других взаимоотношений между людьми и целыми государствами.

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева