Денацификация Украины – процесс длительный
Владимир Емельяненко11.05.2022
Денацификация и демилитаризация должна охватить освобождённые области Украины, а в перспективе – всю её территорию. Эксперты рассматривают разные модели, примеряя к Украине опыт послевоенных Германии и Австрии. Об этом речь шла на совместном научном совете Российского военно-исторического общества (РВИО) и РАН.
Ошибки прошлого
– Демилитаризация идёт, но это военный аспект глобальной задачи – денацификации, – считает председатель научного совета РВИО, профессор Института стран Востока РАН Анатолий Кошкин, – а денацификация – процесс длительный, рассчитанный на десятилетия, и без долгосрочного плана, без учёта опыта денацификации нацистских Германии и Австрии её реализовать на Украине будет непросто.
Историк подчеркнул: одной из ошибок прошлого стало то, что относительно успешный опыт денацификации Германии и Австрии СССР решил не применять на Западной Украине, когда в 1956 году из заключения и после частичной реабилитации туда вернулись сторонники Бандеры. По его мнению, практика «приземления» бандеровцев ограничилась созданием новых рабочих мест и развитием перспективных отраслей промышленности, но недостаточно глубоко изменила массовое сознание, что в начале ХХI века позволило возродиться нацизму.
Профессор Кошкин напомнил, что в СССР было защищено немало докторских диссертаций, посвящённых денацификации Германии и её союзников. Однако почти все они остались невостребованными. В частности те, что касались государственного устройства Венгрии, Чехии, Румынии и Украинской ССР. Ещё тогда учёные предлагали федерализацию Украинской ССР с наделением широкими автономными правами Крыма и экономической автономией Юго-Востока – Одессы, Херсона, Днепропетровска, Запорожья и Донбасса.
Возрождение Новороссии
В Советском Союзе даже не вспоминали опыт автономной Новороссии. Подобные идеи считались «отступлением от принципов ленинского переустройства Советской Украины». В чём и коренился отказ от автономии Донбасса и всего Юго-Востока Украины. И лишь воссоединение Крыма с Россией в 2014 году и кровавые события на Донбассе с 2014 по 2022 годы показали: опыт суверенитета Австрии и Германии с сохранением исторического родства и культурных связей немецкого народа в перспективе позволяет сохранять мир в Европе.
– После возвращения Крыма и событий на Донбассе русское сознание укрепилось... – считает главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Алексей Филитов. – Разумно, используя влияние РВИО, добиться того, чтобы на Украине удалось провести денацификацию в полном объёме. Она подразумевает право выбора регионами юго-востока страны самостоятельного определения будущего – через референдумы, с переформатированием исторического сознания и образования, с возвращением системы ценностей союза русского, украинского и белорусского народов, но без ограничения суверенных прав этих народов. Таковы были посылы научных диссертаций и правовых экспертиз советского прошлого, но, к сожалению, на практике диссертации часто остаются невостребованными. Надо понимать, что денацификация Украины возможна только после полной и окончательной победы, а её отсутствие приведёт, наоборот, к очередной нацификации Украины.
Филитов привёл в пример послевоенный опыт Германии и Австрии, особо остановившись на роли образования и учителей в воспитании молодых немцев в духе отрицания идей нацизма и гегемонизма. Историк считает, что осуждение идей украинского нацизма должно быть широким и открытым и проходить по сценарию Нюрнбергского трибунала – с обязательным судебным расследованием и публичным осуждением совершивших преступления националистов. По его мнению, создание Донбасского международного трибунала на этом пути – дело ближайшего будущего.
Читайте также: Историк: Россия должна применить для Украины опыт денацификации ГДР
Реконструкция денацификации
Культура и символика денацификации – особая проблема, которую, по мнению экспертов, нельзя недооценивать.
– Проводить денацификацию через унижение нации нельзя, – убеждён профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ Сергей Черняховский, – нужно создавать компоненты обращения к национальной гордости. И в этом отношении пять-десять лет уйдут на то, что в науке называется «денацифицирующей реконструкцией», – восстановление народного самосознания, включая реабилитацию не бандеровцев, а национальных героев – Богдана Хмельницкого, Щорса, Котовского, Ковпака, героев Великой Отечественной войны или такого противоречивого персонажа, как Махно, как и других преданных забвению сложных личностей. Для этого Украине должно быть гарантировано сохранение государственности для тех регионов, которые захотят государственности. И уважение к тому, что эту государственность составляет. В этом отношении считаю уместным использование Знамени Победы в военных операциях, поскольку российский триколор вряд ли вдохновляет Украину. Нужно объединяющее начало, обращение к сущности и братству союза трёх восточнославянских народов.
– Важно, как и в случае с Германией и Австрией, демилитаризацию и частично денацификацию проводить под наблюдением российской армии, но обеспечить прозрачность процесса, – считает советник Российской академии ракетных и артиллерийских наук Владимир Кикнадзе. – Надо сделать так, чтобы не было оккупационных зон и желающих извлечь свою выгоду из денацификации союзников. Стоит помнить об ошибках расчленения Германии после Второй мировой войны.
Эксперт обратил внимание на зондирование Польшей возможности ввода своих «миротворцев» на Западную Украину. «Эти вопросы должна решать только Россия, – настаивает Кикнадзе. – Только так конфликт на Украине завершится договором, параметры которого будут определяться стадией военных действий, после которых его заключат, о чём говорил глава МИД РФ Сергей Лавров. Сами украинцы, как и немцы после окончания Второй мировой войны, противостоять так называемым союзникам не смогут. Поэтому не исключаю, что трём славянским народам придётся защищать целостность Украины».
Опыт ГДР и Берлинская стена
Учёные предупреждают: предстоит ужесточение гибридной информационной войны. И тут они рекомендуют обратиться к опыту самой глубокой денацификации, которая произошла в Германской Демократической Республике (ГДР). Один из её итогов: сегодня, в отличие от западных немцев, на востоке Германии гораздо больше симпатизируют России, не считая её угрозой.
Этот общественный феномен социологи объясняют, в частности, тем, что Восточная Германия более сорока лет была социалистической. В школах ГДР изучался русский язык, как сегодня английский в объединённой в 1989 году Германии. После распада СССР его правопреемница, Россия, сумела сохранить экономические и культурные связи с Востоком Германии, в чём немалая заслуга лично президента Владимира Путина, служившего в ГДР.
– Опыт жизни при социализме позволяет восточным немцам сравнивать две модели мироустройства, – считает политолог Валентин Селиванов. – Восточные немцы со временем оценили достоинства союза СССР и ГДР, поняли суть российской модели, так что не испытывают инфернального страха перед «ужасными русскими». Не раз приходилось слышать, что немцы жалеют о сближении с США после падения Берлинской стены. Этот опыт стоит учесть при денацификации Украины, тем более бывшей составной частью единого СССР, где симпатизантов России много больше, чем в бывшей ГДР.
Реформа образования
Как считают эксперты научного совета РВИО, объёмный подход к денацификации Украины возможен только за счёт системного переформатирования исторического образования на всех его уровнях – от детского сада до фундаментальной науки.
– Разумеется, в школы и вузы Украины нужно вернуть изучение истории Второй мировой войны, вернуть понимание Великой Отечественной войны и Дня Победы, которые там не изучаются. Преподаётся по лекалам исторической науки стран НАТО лишь «конспективное» знание основ Второй мировой, – считает научный директор РВИО Михаил Мягков.
Ещё сложнее, по мнению Мягкова, двум историческим школам, украинской и российской, будет находить точки соприкосновения относительно новейшей истории Украины после 1991 года. И тут важно как не перегнуть палку, так и не просто заняться «изложением разных точек зрения», часто радикально не совпадающих. Так или иначе, считают все без исключения эксперты РВИО, работы, в том числе совместной, у учёных и из России, и с Украины впереди очень много.