«Юрий Никулин – это наша советская власть»
Светлана Сметанина18.12.2021
Юрию Никулину – 100. 18 декабря – в день юбилея – по всей стране пройдут концерты и выступления в его честь. Но самый главный, конечно, будет в цирке на Цветном бульваре – родном доме Юрия Никулина. Прошло уже почти четверть века со времени его ухода, но артиста помнят и любят. Возможно, потому, что такие, как Никулин, действительно рождаются раз в сто лет.
60 – 70-е годы XX века были расцветом советского кино. И именно в то время появилась целая плеяда актёров, имена которых заслуженно вошли в историю российского кинематографа. И всё же даже среди них имя Юрия Никулина стоит особняком. Возможно, потому, что его дар оказался невероятно многогранным – и комедийным, и драматическим одновременно.
Не было больше актёров в СССР, чья карьера с таким же успехом развивалась бы сразу в двух ипостасях – и на арене цирка, и в кино. Уметь рассмешить человека, подарить ему мгновения искреннего, детского счастья – такой талант дорогого стоит и поэтому высоко ценится. Неслучайно мирового гения смеха Чарли Чаплина помнят и любят до сих пор. Юрия Никулина тоже называли советским Чарли Чаплиным. Впрочем, сам он оценивал себя другим критерием: «Я буду счастлив, если обо мне потом скажут: он был добрый человек. Это не значит, что я всегда добрый. Но доброта на первом месте».
Кстати, это в нём очень чувствовалось. И люди прекрасно видели это главное его качество – доброту. Хотя и пользовались ею, конечно. Сын Юрия Никулина – Максим – рассказывал, что когда они жили в коммуналке на Арбате, все соседи и знакомые называли отца «наша советская власть». Потому что он мог сделать то, что советская власть зачастую не могла. Особенно, когда речь шла о бытовых, но крайне важных для жизни вопросах. Например, помочь с пропиской, квартирой – многие работники цирка, когда выходили на пенсию, не имели не то что жилья, даже прописки, поскольку разъезжали по гастролям всю свою трудовую жизнь. Поэтому первые кооперативы в Москве для цирковых стали строить именно с подачи и по инициативе Никулина. И для многих его коллег это стало настоящим спасением от бездомной жизни.
Вся семья привыкла, что к Юрию Никулину постоянно обращаются за помощью, причём совершенно незнакомые люди, иногда даже явно мошеннического вида. Сын Максим рассказывал, что однажды не выдержал и после очередной такой просьбы – дать денег якобы на лечение – сказал отцу, что мошенники просто пользуются его добротой. Никулин помолчал, печально глядя на сына, и ответил так: «Мальчик, а если это правда и им действительно нужны деньги?». Он выбирал сторону людей, предпочитая верить им и считая себя обязанным помогать.
Ему писали письма со всей страны, иногда по самым невероятным адресам: «Москва. Самый большой театр. Никулину», «Москва, Кремль, Никулину». И даже так: «Почтальон, передайте это письмо артисту Никулину, который играл во многих кинах». Все письма всегда доходили до адресата – ну кто же в СССР не знал артиста Никулина!
А ведь ни во ВГИК, ни в ГИТИС на актёрское отделение его не приняли – не увидели способностей. Тогда он пошёл в школу-студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре, который с 1948 года станет его родным домом. А сам молодой артист стал ассистентом знаменитого тогда клоуна Карандаша. Перестанет он выступать в цирке лишь в 1981 году, когда ему исполнится 60.
Поразительно, что в кино он попал, уже будучи вполне сложившимся, немолодым артистом – в 36 лет. Его взяли на эпизодическую роль в фильме «Девушка с гитарой». Ну а через несколько лет его ждали грандиозный успех и всенародная слава и любовь – после выхода киноновеллы «Пёс Барбос и необычный кросс» Леонида Гайдая. Кстати, Никулина посоветовал Гайдаю Георгий Вицин, увидевший талантливого комика в цирке. А когда на него пришёл посмотреть сам Гайдай, все сомнения сразу отпали: «Ну, Балбеса искать не надо: Никулин – то, что нужно». Так родилась знаменитая киношная троица: Трус, Балбес и Бывалый. Сам Юрий Никулин с юмором рассказывал, как его мама очень переживала, что сына приглашают на роли алкоголиков, и просила передать режиссёрам, чтобы они приглашали настоящих выпивох. На что артист серьёзно отвечал: «Все настоящие алкоголики сильно заняты».
Ну а сценарий фильма Гайдая «Бриллиантовая рука» писался уже специально под Юрия Никулина. «Семён Семёныч…», – кто же хотя бы однажды не повторял эту фразу с непередаваемой интонацией! Как и его классическое: «Шёл. Поскользнулся. Упал. Закрытый перелом. Потерял сознание. Очнулся – гипс».
И всё же хорошо, что Юрий Никулин не стал актёром одной роли и одного типажа. Ему самому было бы в нём тесно. Зрители также запомнили и полюбили его младшего лейтенанта Глазычева в фильме «Ко мне, Мухтар!» и военного журналиста Лопатина в фильме «Двадцать дней без войны». К слову, Никулина не хотели утверждать на эту роль – испугались его комедийного имиджа. Но писатель Константин Симонов, автор повести, по которой поставлена картина, заявил, что видит в этой роли только Никулина.
В фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» Юрий Никулин играет рядового солдата – простого русского мужичка, отца четверых детей, которому выпала тяжкая доля – сражаться с врагом. Сам Никулин прошёл всю войну и позже говорил, что хуже этого ничего нет.
А последней ролью стал для Юрия Никулина образ Николая Николаевича Бессольцева – доброго, чудаковатого и беззащитного дедушки главной героини в культовом фильме «Чучело». Впрочем, сам фильм – как раз о том, что именно такие люди и обладают громадной внутренней силой, дающей им право противостоять давлению общества.
Радостно, что о Юрии Никулине помнят и сегодня. На днях болельщики московской футбольной команды «Динамо» вывесили на трибунах огромный баннер в честь 100-летия Никулина, бывшего горячим поклонником команды. И именно этот клуб стал инициатором присвоения одной из улиц недалеко от стадиона имени Юрия Никулина. Императорский фарфоровый завод выпустил памятную серию в честь актёра. А в цирках по всей стране пройдут памятные выступления в его честь.
…Юрий Никулин говорил, что ему самому очень мало надо для счастья – в жизни он неприхотливый человек. А свою концепцию счастья описывал так: «Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека, хотя бы одного, на земле все будут счастливы».