SPA FRA ENG ARA
EN

«Континент Россия». Идеология российского государства

Светлана Сметанина09.09.2020

Есть ли идеология у современного российского государства? И если есть, то какая? Ответ на этот вопрос пытаются дать авторы книги «Идеология русской государственности. Континент Россия». Многих, наверняка, удивит вывод о том, что эта идеология не только существует, но и практически не менялась за последние 500 лет.

Идеология существует всегда

В предисловии к книге её авторы – философ Тимофей Сергейцев, политолог Дмитрий Куликов и адвокат Пётр Мостовой – объясняют, что побудило их заняться поиском русской государственной идеологии. Это – желание понять, «чего мы не хотим лишиться ни при каких обстоятельствах». «Это было попыткой осмыслить, чем является история нашей страны и нашего народа для нас самих, а значит – понять и своё собственное место в ней. Необходимо знать, кто мы такие, откуда и куда идём. В противном случае ничего у нас не будет. Всё отберут чужие. Потому что только у личности, у того, кто твёрдо знает, кто он и как его звать, в принципе могут быть какие-то права», – объясняют авторы.

«Идеология русской государственности. Континент Россия». Фото: ozon.ru

На презентации книги в РИА «Новости» Тимофей Сергейцев подчеркнул, что главный тезис книги заключается в следующем: идеология – это не символ веры и не словесные формулы, а знание о том, как организовывать государство и строить общество.

По мнению Дмитрия Куликова, идеология существует всегда, она как воздух. Но по этой причине её могут не осознавать. И значит – нужно её зафиксировать, сделать заметной и понятной. В нескольких словах идеологию русской государственности можно объяснить так: «Русское государство служило, служит и должно служить в будущем делу становления и развития русской многоэтнической и многоконфессиональной цивилизации. В этом его предназначение», – уверен Куликов.

Что касается понятия русской цивилизации, то таким образом описывается самодостаточная форма существования человечества. И цивилизаций в истории человечества было не так много. По мнению Дмитрия Куликова, цивилизация всегда имеет надэтническую сущность. Поэтому в данном случае слово «русский» – это цивилизационный признак, а не этнический. Как и «китайский», например. По мнению авторов, Китай также строит свою цивилизацию. А вот США, хотя и претендуют на мировое лидерство, пока даже не приблизились к постановке такой задачи.

Знание об идеологии необходимо каждому гражданину, уверен в свою очередь Пётр Мостовой: «Каждый человек должен на что-то опираться, строя свой жизненный путь. Человек становится гражданином тогда, когда принимает на себя историю этой страны и становится её участником».

Этапы развития Российского государства

В книге приводятся четыре основных фазы единого исторического развития Российского государства, на каждой из которых решался свой комплекс задач. Первая фаза: «Долгое государство Ивана III Великого». Это строительство государства – собирание земель и формирование государственного устройства.

Территория Великого княжества московского в 1533 г. Фото: libmir.com

Вторая фаза – «Долгое государство Петра Первого Великого». На данном этапе шло осознанное имперское строительство. По словам авторов, в основе империи лежит цивилизация, общая для всех народов её составляющих. Но на данном этапе сложился разрыв между основной массой народа, составляющего основу империи, и правящими сословиями. «Не было не только взаимопонимания, но и элементарного знания об основах народной жизни. И это подрывало империю изнутри», – поясняют авторы свою мысль.

Третья – советская фаза: «Государство Ленина – Сталина». Но и здесь произошёл разрыв в общей конструкции между народным государством и политической монополией Коммунистической партии. Сегодня, уверены авторы книги, мы переживаем четвёртую фазу, которая состоит, как пояснил Тимофей Сергейцев, в процессе усвоения того позитивного, что было создано при СССР, и сохранении народного характера государства при укреплении суверенных оснований.

Авторы уверены: это своего рода открытие, что идеология оказалась единой на протяжении всего государства. И на самом деле неверно утверждать, что «в 1917 году кончилась одна история России и началась советская, а в 1991 кончилась история СССР и началась история новой России». В каждую из этих четырёх фаз запускались долгосрочные проекты развития нашего государства.

«Как цивилизация мы окончательно сложились в результате победы 1945 года. Это была точка кристаллизации и осознания себя как цивилизации. В 1945 году русский всечеловек, описанный Достоевским, победил европейского сверхчеловека, сформулированного Ницше и осуществлённого в Гитлере», – полагает Дмитрий Куликов.

Празднование победы на Красной площади. 1945 г. Фото: polkszao.ru

Неслучайные границы

Идеология русской государственности напрямую связана и с территорией России. Её размер – это следствие стратегии континентальной обороны, которая и была изобретена уже Иваном III в результате осмысления монгольского ига, объясняет Тимофей Сергейцев. «Монголы завоевали целый континент, и стало понятно, что оборонять меньшее пространство бессмысленно для нас, потому что до этого русские всё время отступали с юга на север. Иван Третий и проделал эту работу – объединил земли, потому что стало понятно, что мы сможем защититься только как большое пространство. Хотя это выглядит парадоксально – граница же больше становится. И мы доказали – в том числе и в самом беспощадном сражении в человеческой истории между гитлеровской Германией и Русской империей, которая тогда существовала как Советский Союз, – что это правильная стратегия», – уверен Сергейцев.

По словам авторов, книга написана для всех, а не только для специалистов. К примеру, в ней есть короткие части, которые кратко описывают её содержание. И также есть раздел под названием «Малая энциклопедия идеолога», где специально приведён разбор понятий и языка анализа.  

Также по теме

Новые публикации

«Словно» – многофункциональная единица русского языка, способная выступать в роли разных частей речи. Постановка знаков препинания при этом всегда будет зависеть от её синтаксической роли и контекста.
Сергей Есенин, чьё 130-летие отмечают по всему миру, поэт не только русской души и Русского мира, но всемирного значения. Это доказано переводами его стихов на 150 языков, открытием Есенинских центров от Китая до Палестины. И, наконец, тем, что поэтом общечеловеческим Сергея Есенина назвали не в России, а в Великобритании.
Десять студентов из Нигера приступили в сентябре к обучению в вузах Сибири – технических университетах Новосибирска и Томска. В рамках целевого набора их направила в Россию местная нефтяная компания. Перед отъездом они прошли 10-месячную подготовку в партнёрском Русском доме в Нигере, получили знания по русскому языку и российской культуре.
Существительное «мастер», давно укоренившееся в нашем языке, имеет несколько значений. Его используют применительно к ремесленникам, ученым, спортсменам, профи в различных сферах... Проследим путь этого древнего интернационального слова и уточним его семантику.
Имя Александра Михайловича Василевского зачастую оказывается несколько в тени «звёзд» Великой Отечественной: Жукова, Рокоссовского, Конева... Между тем без его глубоких знаний, смекалки, решимости и личного участия не обошлась ни одна масштабная боевая операция Великой Отечественной войны.
Ранджана Саксена – выдающаяся индийская переводчица современной русскоязычной и английской литературы на хинди. Одна из её последних работ, особо отмеченная на международных книжных ярмарках в Дели и Москве – роман «Лавр» Евгения Водолазкина.
Русский культурный хаб DACHA в столице Малайзии Куала-Лумпуре - доброжелательная среда для шести тысяч русскоязычных жителей Малайзии, живущих в основном в столице страны. Его хозяйка – учёный-востоковед Полина Погадаева – старается сделать атмосферу центра аполитичной и дружелюбной для всех, кому важно сохранять русский язык и культуру.
«Можно пропустить ту или иную заметку, не обратить внимание на фото, проглядеть статью, но не заметить карикатуру невозможно», – писал в своих воспоминаниях Борис Ефимов. Под его пером карикатура стала не просто рисунком на злобу дня, а настоящим оружием. Особенно оценили это наши бойцы на фронтах Великой Отечественной, писавшие Ефимову: «Рисуйте побольше! Бейте фашистов оружием сатиры».