RUS
EN
 / Главная / Публикации / Проехать пушкинским маршрутом от Пятигорска до Крыма

Проехать пушкинским маршрутом от Пятигорска до Крыма

Светлана Сметанина14.03.2019

В России проходит Год театра, а это значит, что поклонников этого искусства ждёт немало премьер. О том, как живёт сегодня провинциальный театр и почему он по-прежнему необходим зрителю, несмотря на большой выбор других возможностей досуга, рассуждает театровед, автор книги «Два века русской провинциальной сцены», руководитель театра поэзии Credo в Пятигорске Николай Прокопец.

– Год театра – как он проявится в судьбе вашего творческого коллектива?

– В этом году у нас идёт большая работа сразу по двум направлениям. Вы, конечно, знаете, что Пятигорск – очень литературный город. Пятигорск и Минеральные воды всегда, ещё с царских времён, считались третьей – южной – столицей России. Потому что именно в летнее время сюда приезжали для того, чтобы формировать труппы на зимний театральный сезон. Здесь работали известные в своё время театральные антрепренёры Шульц, Брагин, Форкатти.

Фото: Николай Прокопец/ Вконтакте

Сейчас Пятигорск тоже в какой-то степени сохраняет этот статус – традиции остались. И прежде всего они связаны с великими именами русской культуры. В этом году совпало много важных дат – 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, 200 лет со дня приезда его в Пятигорск. Он в 20-летнем возрасте приезжал сюда вместе с семьёй Раевских, а отсюда они уехали в Крым.

Мы думаем провести такой проект – проехать пушкинским маршрутом от Пятигорска до Крыма по всем тем же городам с концертными программами и интересными лекциями, с посещением литературных музеев. Нашу новую концертную программу по Пушкину мы уже показали в Доме-музее Алябьева, который находится на территории Музея-заповедника М. Ю. Лермонтова. Там есть площадка, на которой мы постоянно выступаем – нас всё время приглашают.

Мы – это театр поэзии Credo, мои ученики и молодые актёры, которые участвуют в этом театральном проекте. Я не только художественный руководитель театра, но и сам выхожу на сцену.

Фото: Николай Прокопец/ Вконтакте

Второй проект, который мы планируем осуществить в этом году, – это проект по Лермонтову, со дня рождения которого исполняется 205 лет. И в нынешнем году к нам в Пятигорск приезжает семья Лермонтовых. Они соберутся здесь 27 июля – это день гибели его на дуэли и день памяти поэта. Потомки приедут на Кавказские Минеральные Воды, чтобы посетить место его гибели. И конечно, мы представим им нашу театрализованную программу. Со своими ребятами в театре Credo мы подготовили программу по так называемой «книге Одоевского» – записной книжке, подаренной Лермонтову его близким другом Владимиром Одоевским. В эту книгу вошли все последние стихи Лермонтова, написанные им в короткий срок между 13 апреля и 15 июля – днём роковой дуэли. Всего 13 стихотворений.

Ещё я хочу реализовать очень интересный проект, посвящённый Александру Грибоедову. Грибоедов соединяет практически всё. Его можно сделать международным проектом, потому что сюда входит и Грузия, и Армения, и, возможно, даже Персия (Иран). Мы бы хотели, чтобы это была и конференция по его творческому наследию, и специальные концертные программы. Я заказал нашим местным композиторам несколько романсов на стихи Грибоедова. Они написали музыку, а наша вокалистка лауреат премии Беллини в Италии исполнила эти совершенно новые произведения.

Также я с помощью хореографов подготовил несколько балетных номеров. Один из них посвящён отношениям Нины Чавчавадзе и Александра Грибоедова. Нина осталась в 17 лет вдовой и больше не выходила замуж, храня память о своём супруге. Вот такой дуэт в пластике, в хореографии.

Второй дуэт – Лиза и Молчалин из пьесы «Горе от ума». И вообще, когда мы разговаривали с балетмейстерами об этих постановках, они удивлялись, почему до сих пор не существует балета по мотивам «Горя от ума» – настолько это произведение подходит для выражения средствами хореографии.

Фото: Николай Прокопец/ Вконтакте

Сегодня очень много литературы, посвящённой Грибоедову – его жизнь и творчество исследуются крупными филологами. Мы предполагаем издать такой журнал к конференции с наиболее интересными работами. А после окончания конференции всех гостей планируем на автобусе свозить в Грузию. Здесь же совсем рядом – 240 километров до Владикавказа, там перевал, и они уже в Тбилиси. Там обязательно нужно посетить музей семьи Чавчавадзе. Это очень интересно для российской истории. Когда подписывался Георгиевский трактат о вхождении Грузии в состав России, его подписывал как раз дед Нины Чавчавадзе. А её отец был русским офицером и великолепным поэтом.

– Потомки Лермонтова, которые соберутся в Пятигорске этим летом, приедут туда со всего мира?

– Это осенью в день рождения Михаила Юрьевича – 15 октября – к нам приезжали два представителя этой семьи на большие Лермонтовские чтения. Теперь мы с ними переписываемся. Ожидается, что приедут его родственники из Шотландии, Швейцарии, Австралии, Франции – порядка двухсот человек, так что будет очень большой сбор. Раньше они в таком составе в России ещё не собирались. К тому же аэропорт Минеральных вод получил имя Михаила Лермонтова, и я предлагаю заложить там памятник поэту, сделав это в момент присутствия в Пятигорске потомков поэта. Это будет очень важная акция.

– Как возник театр поэзии Credo?

– Он возник ещё в 2004 году в Петрозаводске, куда я переехал из Пятигорска на работу. Это была общественная организация. В нашем театре собиралась городская молодёжь, студенты, кто-то из них потом пошёл в профессиональное искусство и окончил театральные вузы.

Большая программа у нас была посвящена Николаю Клюеву, уроженцу Олонецкой губернии, центром которой был когда-то Петрозаводск. Он был учеником Александра Блока и учителем Сергея Есенина – такая вот связь поэтических поколений. Поэтому все большие театрализованные выступления мы делали трёхчастными: Блок и Клюев, сам Клюев и его стихи, Клюев и Есенин. К тому же там такой удивительный заонежский говор, который не менялся многие века.

Фото: Николай Прокопец/ Вконтакте

Мы выступали вместе с симфоническими оркестрами, хорами, подключали сюда музыкальный колледж, консерваторию, филармонию. А драматическую часть готовили актёры моего театра. Благодаря этому проекту у нас получилось подружиться с фондом «Русский мир», который поддержал наш проект международных поэтических клюевских чтений. Люди собирались не только из столиц, но и с Урала, из Сибири, из-за границы.

Также мы готовили программу, посвящённую Роберту Рождественскому, юность которого связана с Петрозаводском. У меня есть фильм о нём, в котором я успел снять его маму, которая очень много рассказала о поэте.

А вернувшись в Пятигорск, я собрал ребят, моих студентов колледжа актёрского искусства. И так появился театр поэзии Credo в Пятигорске.

– На Ваш взгляд, сегодня театр востребован публикой? Ведь есть множество других способов, как провести свой досуг…

– Наш театр ещё как востребован. Мы видим это по нашей публике. На каждом нашем представлении полно народу, восторги и благодарности. Мы выступаем по всем Кавказским Минеральным Водам – там города почти слились своими окрестностями. Мы не можем давать много концертов, но три-четыре концерта в месяц мы даём обязательно.

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

Чтобы изучать историю русского письма, не нужно идти в музей или архив – достаточно внимательно посмотреть на сами буквы. И обнаружить, к примеру, как в одной букве сплетаются древнегреческие, латинские и славянские мотивы. Но тайны письма этим не исчерпываются. Доказано, что письмо перьевой ручкой необходимо человеку – для здоровья и развития творческого потенциала. Может, поэтому сегодня такой интерес к древнему искусству каллиграфии?
21 марта в Ханты-Мансийске стартовал Международный форум «Год языков коренных народов в России». Международный год языков коренных народов был задуман Генассамблеей ООН, чтобы привлечь внимание к значимости всех языков, не только крупных. К сожалению, исчезновение малых народов ускоренными темпами происходит на всей планете. Хотя Россия тут не исключение, в нашей стране создана система, помогающая сохраняться малым языкам.
Ровно десять лет назад фонд «Русский мир» открыл в Риге Русский центр. Созданный на базе Балтийской международной академии – крупнейшего частного вуза в странах Балтии, Русский центр отметил свой первый солидный юбилей. На встречу пришли преподаватели, студенты, писатели, представители русской общественности и все причастные к работе ставшего популярным в Латвии центра российской культуры и образования.
18 марта 2019 года мы отмечаем 5-летие воссоединения Крыма с Россией. Именно в этот день в 2014 году Крым и город Севастополь официально вошли в состав Российской Федерации. Об этих событиях во время видеомоста «Крым вернулся домой», связавшего Москву и Симферополь, вспомнили непосредственные участники тех событий.
По инициативе совета Ассоциации российских соотечественников клуба «ЖАРКИЙ» и при поддержке Министерства просвещения Туниса 16 марта 2019 года в лицее города Матера области Бизерта пройдёт День русского языка и культуры. По приблизительным подсчётам около 20 тыс. жителей страны владеют русским языком, сейчас его изучают порядка 1000 учеников в 20 лицеях Туниса.
Каково будущее русского языка в Центральной Азии? Пока этот вопрос открытый и перспективы скорее неясны. Как утверждает перепись населения 1989 года, 80 процентов жителей Советского Союза говорили по-русски. В 2019 году всё кардинально изменилось. Во всей Центральной Азии (кроме Казахстана) на русском не говорит более половины жителей.
Татьяна Юрьевна Лескова – правнучка Николая Семёновича Лескова, единственный прямой потомок великого русского писателя. Уроженка Парижа, она уже более 70 лет живёт в Рио-де-Жанейро. Выдающаяся балерина и хореограф, Татьяна Лескова стояла у истоков южноамериканского балета, а на страницах её мемуаров встречаются имена Баланчина, Мясина, Фокина, Бароновой, Лепешинской и других выдающихся деятелей мирового балета.