EN
 / Главная / Публикации / Русский культурный слой

Русский культурный слой

Михаил Гусман06.03.2019

ЮНЕСКО Одре Азуле. Фото: parstoday.com

В этом году исполняется 65 лет с момента вступления России в ЮНЕСКО. Глава ЮНЕСКО Одре Азуле накануне официального визита в Россию рассказала о приоритетах деятельности и будущем этой крупнейшей международной организации.

Какие вопросы будут в центре Ваших бесед в Москве?

– Этот визит очень важен для ЮНЕСКО, для меня лично. Россия – великая страна, которая является важной опорой нашей организации, её активной участницей. Во время визита я буду иметь честь встретиться с Президентом России Владимиром Путиным, чтобы обсудить тему мультилатерализма и то, каким образом ЮНЕСКО может сейчас внести свой вклад в решение задач современного мира, а также затронуть вопросы двустороннего сотрудничества – очень богатого и исторического, которое сложилось у организации с Россией.

Затем я отправлюсь в Татарстан – республику с прекрасными традициями, где я ещё никогда не была. У меня там запланированы встречи с властями, с главой Республики Рустамом Миннихановым. Также я буду рада открыть конгресс, который объединит все кафедры ЮНЕСКО в России, и они многочисленны, потому что это страна, которая имеет историческое сотрудничество с ЮНЕСКО в области высшего образования.

В этом году исполняется 65 лет с момента вступления России в ЮНЕСКО. Как Вы оцениваете перспективы партнёрства? Какие программы ЮНЕСКО в России считаете наиболее актуальными?

– Россия действительно очень активна во всех областях деятельности ЮНЕСКО, в том числе по части обменов в образовании, науке, культуре, коммуникации и информации, океанографии. Например, в сфере образования мы работаем вместе, и мы можем взаимодействовать ещё больше в использовании новых технологий, в сфере искусственного интеллекта. Мы работаем вместе также и в области культуры, в частности, в защите культурного и духовного наследия во всём мире. Россия была инициатором программы ЮНЕСКО в области фундаментальных наук. Мы работаем вместе в сфере экологии, гидрологии, океанографии. У нас есть международная комиссия по исследованию в области океанографии. Кстати, её секретарём является российский специалист. Россия была основоположницей в этой сфере.

Девиз ЮНЕСКО гласит: «Нести мир в сознание мужчин и женщин». Как, на Ваш взгляд, должна решаться эта задача?

– ЮНЕСКО была основана после Второй Мировой войны, когда мир увидел, что наука и культура могут быть подчинены разрушительным проектам, которые вынашивал нацизм. Это было моральной катастрофой. Мужчины и женщины собрались, чтобы сказать, что больше никогда нельзя отрывать науку и культуру от гуманистических идеалов. И вызовы, которые сегодня стоят перед ЮНЕСКО, иные, нежели те, которые стояли перед организацией в 1945 году. Я думаю, что невозможно построить мир без образования и культуры.

Образование – это инструмент, который позволяет каждому определить свою собственную судьбу, и в последние 20 лет в этой сфере достигнут очень большой прогресс. На пути к этому нам надо ещё многое преодолеть, в частности справиться с задачей по охвату образованием всех. В настоящий момент в мире насчитывается 750 миллионов взрослых, которые не могут ни писать, ни читать, треть из них женщины, сто миллионов детей не посещают школу. Для меня образование – непременное условие мира, без образования возникают насилие и конфликты. Именно поэтому наша первая миссия касается образования.

Каковы, по Вашему мнению, важнейшие достижения ЮНЕСКО последних лет? Каким Вы видите будущее организации?

– На мой взгляд, наша роль состоит в том, чтобы определить вместе со всеми членами нашей организации наш общий интерес и главные вызовы этого века, и главный из них – это, конечно, экология. Кроме того, перед нами стоит задача предотвращения радикализации, и это должно решаться с помощью образования, культуры, посредством поиска ответов на технологические вызовы.

Мы на пороге беспрецедентной технологической революции. Мы разобрались с цифровыми технологиями, но сейчас стоим перед проблемой искусственного интеллекта. И это будет иметь огромное влияние на жизнь общества, в том числе на мандат ЮНЕСКО, а также на то, каким будет будущее образование. Нужно ответить на вопрос, как использовать искусственный интеллект, чтобы добиться прогресса в образовании, в вопросах защиты культурного наследия, чтобы использовать эти технологии на службе человечества. Вот вызовы, которые стоят сегодня перед нами, и мандат ЮНЕСКО очень важен для их решения.

Какая из проблем современности является, на Ваш взгляд, главной? Как может ЮНЕСКО содействовать её решению?

– Если выбрать только один приоритет, то это должно быть образование и ещё раз образование. Так как только посредством образования можно привести мир к совместному бесконфликтному будущему. Сегодня, к сожалению, имеется очень много конфликтов в мире. И в трансформации мира мотором должно стать образование для женщин и девочек. В Африке южнее Сахары проблема доступа женщин и девочек к образованию остаётся фактором неравенства. Мы должны мобилизоваться, потому что если мы хотим справиться с современными вызовами, то мы не сможем решить эту проблему без участия женщин. Это касается всех областей, включая науку. И в этом Россия показывает пример – у неё есть много выдающихся учёных-женщин.

Вступая в должность генсека ЮНЕСКО, Вы назвали первоочередными задачами противодействие экстремизму, насилию, а также борьбу с неграмотностью, защиту окружающей среды. Как Вы оцениваете достигнутые результаты? Что ещё предстоит сделать?

– Я думаю, что это вопрос борьбы с экстремизмом, борьбы с радикализацией. Это происходит во всех частях света, в разном ключе. Следует также работать над менталитетом людей, особенно среди молодёжи. Для этого следует начать с основ, а именно – интегрировать их в общество при помощи образования. Интегрировать, мне кажется, во многом за счёт культуры. Поскольку зачастую среди наиболее экстремистски настроенных людей мы находим тех, кто был отрезан от собственной культуры. Нужно знать свою культуру, знать своё происхождение, ценить его и гордиться им. Нужно также научиться интересоваться (культурами) других, вести с ними диалог, чтобы познать их. И мы работаем в этом направлении.

Я считаю, что в общем смысле образование несёт в себе силу для борьбы с расизмом, антисемитизмом. Это то, о чём мы уже говорили в Париже, а также во время последней Генеральной ассамблеи ООН, прежде всего, чтобы показать, что решать этот вопрос надо в сфере образования, в сражении за умы. И также работать, помогать учителям и профессорам, которые подвергаются в своих классах иногда расизму или антисемитизму, насилию. На мой взгляд, благодаря образованию можно дать долгосрочный ответ и то, что мы пытаемся делать – развиваем средства поддержки для образовательного сообщества. Это лишь один из множества примеров.

Как Вы оцениваете масштаб потерь культурного потенциала Сирии и какие видите пути восстановления, сохранения культурного наследия?

– То, что происходит сегодня в Сирии, – это трагедия. Трагедия, в первую очередь, для сирийцев: я думаю о сотнях тысяч жертв и также обо всех тех, кто был изгнан, кто находится сегодня за пределами страны и очень хочет вернуться. И, конечно же, это была трагедия для культурного наследия, на которое, зачастую на глазах, целенаправленно нападали. Они становились целью как исторические символы, поскольку сирийское наследие – это, разумеется, наследие сирийцев, но это также и наследие человечества. Это, кстати, было признано таковым в Списке всемирного наследия (ЮНЕСКО): в нём шесть объектов из Сирии, которые признаны как принадлежащие всемирному наследию человечества.


Главным приоритетом для ЮНЕСКО является образование и ещё раз образование

Сегодня в Сирии международное сообщество при поддержке ООН пока ещё не полностью приступило к работе на земле, но мы уже действуем, мы готовимся, поскольку работа, которую предстоит проделать, необъятная. Например, мы работаем над подготовкой сирийских техников в наших заграничных представительствах. Мы работаем над чем-то абсолютно фундаментальным, над оценкой ущерба, чтобы понять, что произошло, каковы повреждения, какую работу по восстановлению необходимо проделать. Например, я думаю над тем, что предстоит сделать в старом городе Алеппо. Мы планируем выпустить публикацию о нашей работе с применением беспилотников, а также искусственного интеллекта, чтобы располагать этим неотъемлемым элементом в тот день, когда мы сможем полностью погрузиться в работу на земле. И я надеюсь, что это случится довольно скоро, потому что потребность в этом огромная.

И в качестве примера можно привести очень близкий регион в Ираке, куда окончательно вернулось международное сообщество, и мы работаем со всем международным сообществом. Оно поддержало нас, чтобы помочь реконструировать, даже больше, чем реконструировать, оживить, как мы говорим, дух Мосула в Ираке, который, можно сказать, является наследием, культурную жизнь, образование. И я думаю, что именно там ждут от международного сообщества помощи, чтобы вернуть людей в их дома.

Как Вы оцениваете роль СМИ в современном мире и в международных отношениях? В чём СМИ могут быть полезны ЮНЕСКО и как ваша организация может помочь СМИ?

– Это важный столп нашей организации, который исторически основан на том факте, что начальный мандат ЮНЕСКО связан со свободой выражения. А свобода выражения является частью множества сфер и, главным образом, касается работы профессиональной прессы. Мы поддерживаем по всему миру работу журналистов, например, за счёт поощрения принятия правительствами законов, обеспечивающих соблюдение свободы СМИ, за счёт обучения журналистов, особенно по актуальным вопросам, речь идёт об искусственном интеллекте – это большая тема сейчас, о побуждении к ненависти, обучение детей работе со СМИ.

Сейчас идут бурные дискуссии о том, что внесёт в нашу жизнь развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ). Как относится ЮНЕСКО к этим дискуссиям?

– На мой взгляд, это тема, которой мы все в какой-то степени должны овладеть, поскольку она трансформирует наши города, наших специалистов. Сам по себе мандат ЮНЕСКО изменится под влиянием искусственного интеллекта: образование станет другим, это вещь, к которой нужно готовиться. Страны-участницы должны делиться научными знаниями на этот счёт. Но вы правы, тема может быть более чувствительной и здесь встанет вопрос гуманистических ценностей и ценностей, которые мы желаем сохранить в этом мире технологий будущего.

Нам не стоит восхищаться технологией до тех пор, пока к ней остаются вопросы, и в то же время мы должны использовать её лучшие достижения, чтобы продвигаться в достижении общих целей, ради благополучия для всего человечества. Мы пытаемся говорить о технологической неосведомлённости, научных знаниях, производим обмен этими знаниями между Севером и Югом, между разными странами, а также об этических принципах.

Каких ценностей мы хотим придерживаться на этом пути? Это ценности, которые могут касаться ответственности человека за использование технологий искусственного интеллекта. Как работать вместе? Это могут быть механизмы, которые достаточно инклюзивны и репрезентативны по части человеческого разнообразия. Вопросы разнообразия обсуждаются в рамках самых технологичных вопросов. Как сделать так, чтобы женщины участвовали в создании ИИ будущего? Сегодня их крайне мало в этой отрасли.

В последнее время несколько стран покинули ЮНЕСКО. Какова Ваша оценка складывающейся ситуации? Как это сказывается на финансах организации? Как в ЮНЕСКО намерены строить дальнейшие отношения с этими странами?

– Это очень важный вопрос. Я думаю, что вопросы, которые мы обсуждаем, они касаются всех, и никто не может уйти от ответственности. И никто не может уклониться от ответственности, поскольку это ответственность всего мирового сообщества. Я считаю, что уход двух стран (США и Израиля – редакция «Русского мира»), о котором было объявлено год назад, достоин сожаления. Это потеря для них, но также для мирового сообщества. Я бы хотела, чтобы они вернулись в организацию. У каждой страны своё место в ЮНЕСКО, свой путь. Каждый из нас должен содействовать их решению. ЮНЕСКО продолжает двигаться. Мы взаимодействуем с США и Израилем в рамках установившегося диалога с гражданским обществом, предприятиями и университетами. Пока мы продолжаем диалог с научными сообществами в 193 странах.

Вы руководите организацией, насчитывающей в своих рядах не меньше стран, чем ООН! Как Вам удаётся справляться с такой огромной ответственностью, выдерживать необычайно напряженный рабочий график и решать столь разнообразные задачи? Как Вам удаётся всё успевать?

– Мне нравится быть вовлеченной в решение больших проблем нашей современности. У меня огромная ответственность. Я горжусь тем, что ЮНЕСКО возглавляет женщина. Миссия настолько захватывающая!

Источник: «Российская газета»

Также по теме

Новые публикации

Имя этого человека на долгие десятилетия было вычеркнуто из русской литературы. Его стихи тайно в СССР переписывались от руки, во многих казачьих станицах и хуторах ходили легенды, что именно где-то тут  он то ли жил, то ли останавливался вместе с казачьими отрядами во время Гражданской войны.
В Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялась стратегическая сессия «Сотрудничество России и стран Африки в области высшего образования в меняющемся мире», в которой приняли участие министры высшего образования Республики Бурунди, Республики Мали, Республики Нигер и Гвинейской Республики.
Каналы о России глазами иностранцев множатся в интернете, собирая сотни тысяч подписчиков по всему миру. Видеоролики о российских городах, образе жизни, русской культуре и кухне смотрят и комментируют. Достаточно подписаться на двух-трёх таких блогеров, чтобы очень скоро понять, благодаря системе интернет-рекомендаций, как много молодых, образованных и любопытных иностранцев выбрали Россию для проживания.
Осенью 2023 года власти Латвии, которые уже давно пытаются выдавить русскоязычных жителей из страны, пригрозили, что заявления на выдачу вида на жительство россияне должны подать до 1 апреля 2024 года. После этой даты всех, у кого есть российский паспорт и кто не сделал этого, обещают депортировать из страны.
Российско-германское движение городов-партнёров не сведено на нет, хотя и сталкивается с серьёзными препятствиями, считает вице-президент общества «Россия – Германия», член правления Международной ассоциации «Породнённые города» Анатолий Блинов. Об этом он заявил в рамках российско-германского круглого стола, состоявшегося 26 марта 2024 г.
Школа в киргизской деревне Достук известна на всю округу благодаря российским учителям, которые в ней работают. Родители школьников из других посёлков нанимают автобус, чтобы их дети могли учиться у российских специалистов. Супруги Юсуповы из Башкирии преподают здесь географию и биологию.
Цветаева