EN
 / Главная / Публикации / Вячеслав Никонов: Духовно-нравственное воспитание – это вопрос ценностей и смысла жизни

Вячеслав Никонов: Духовно-нравственное воспитание – это вопрос ценностей и смысла жизни

Редакция портала «Русский мир»31.01.2019

30 января в Госдуме в рамках VII Рождественских парламентских встреч прошёл круглый стол Комитета по образованию и науке на тему «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы развития». Мероприятие было организовано совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ.

Участниками обсуждения стали представители Русской православной церкви, Министерства просвещения РФ, органов власти субъектов федерации, научно-педагогической и родительской общественности, депутаты и члены Совета Федерации, сообщает пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке.

Фото: Пресс-служба ГосдумыРФ

Ими было отмечено отсутствие системного подхода и непрерывности в практике реализации духовно-нравственного образования школьников и поставлен вопрос о «необходимости формирования ценностно-мировоззренческих компетенций в сфере воспитания детей на основе российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей у педагогов, а также у родителей».

Открывая работу круглого стола, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов напомнил, что в российском обществе «образованности на протяжении многих веков было ровно столько, сколько её было в Русской православной церкви».

«Образованность церковная предшествовала образованию светскому, и такова специфика не только нашей страны, но и многих других. Но в России это проявлялось, безусловно, в наибольшей степени, когда наша страна становилась как государство, и становилась она как государство православное, при этом будучи государством, где другие конфессии тоже вносили большой вклад в нашу общую культурную и образовательную матрицу, в наше общество», – подчеркнул парламентарий.

«Большое количество высокообразованных людей в нашей стране, которые составляли цвет её культуры и гордость нации, имели духовное образование, и это не помешало, наоборот, помогло им осуществлять развитие самых разных направлений нашего знания», – продолжил глава Комитета.

Фото: Пресс-служба Госдумы РФ

По мнению политика, когда мы говорим о духовно-нравственном воспитании, то речь идёт о комплексе ценностей, «в котором свобода исключительно важна – это возможность самовыражения каждой личности, но это и ценность жизни каждого человека».

Упомянув недавние трагические инциденты, произошедшие в российских учебных заведениях, он допустил, что здесь «в большой степени беда в восприятии детей, их отношении к своей жизни и к жизни других людей», а также в понимании свободы как вседозволенности, а не как ответственного отношения к себе и окружающим.

В системе ценностей, которые необходимо прививать молодёжи Никонов назвал такие понятия, «как честь и честность – то, что сейчас в наибольшей степени востребовано в обществе и ценится в наибольшей степени; как совесть, которая должна быть нравственным камертоном для каждого человека; это ценности справедливости, служения, любви к Родине, к своему Отечеству, без чего не может себя мыслить ни один образованный, просвещённый человек».

В РПЦ считают, что духовно-нравственное воспитание необходимо не только в школах, но и во внеучебное время. С таким предложением выступил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. По его словам, нужно внимательнее относиться к тому, чем живут дети, какие у них формируются ценности. «Необязательно быть пророком, достаточно быть внимательным к тому, чем живут наши дети. Мы обязаны сделать будущее лучше – воспитать его… Это не проблема школьных часов, это проблема смысла жизни», – сказал он.

Фото: Роберт Байрашев

Фото: Роберт Байрашев

В Министерстве просвещения согласились с тем, что очень много зависит от внеурочной деятельности. «У разных регионов есть свои образовательные программы, факультативы, а не только один час в неделю в четвёртых классах», – сказала замминистра просвещения Татьяна Синюгина. В министерстве считают, что необходимо обсудить содержание всего курса «Основы религиозных культур и светской этики». По словам Синюгиной, министерство совместно с РЦП проводит работу по обсуждению программ и учебников по основам религии, подготовке и переподготовке преподавателей этого предмета.

Фото: Роберт Байрашев

Фото: Роберт Байрашев

Председатель комиссия Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин заявил, что общество вступает в новый этап социальной трансформации: период последовательной индивидуализации проходит. «Наступает время, когда резко возрастает нравственная взыскательность российского общества, что будет определять оценку общественно-политической ситуации в стране», – считает он. Дискин напомнил слова российского президента, призвавшего к деятельной любви к России, и заявил о необходимости соединить духовно-нравственное воспитание с практической работой подрастающего поколения, с участием в гуманитарной деятельности, а также с гражданским воспитанием.

Фото: Роберт Байрашев

По итогам круглого стола Комитетом по образованию и науке будут разработаны рекомендации по совершенствованию духовно-нравственного образования в российской школе.

Также по теме

Новые публикации

В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева