EN
 / Главная / Публикации / Соотечественники в Льеже: стараемся, чтобы голос русскоязычной диаспоры был услышан

Соотечественники в Льеже: стараемся, чтобы голос русскоязычной диаспоры был услышан

Светлана Сметанина16.01.2019

Ассоциация «Меридиан» (Русский дом в Льеже) в своё время начиналась с создания русской школы для детей соотечественников. Сегодня связи организации с Россией стали более тесными и разносторонними: это и восстановление исторической памяти, и развитие побратимских связей, и воспитание молодёжи. О том, как к голосу русскоязычной диаспоры начинают прислушиваться местные власти, рассказывает президент ассоциации Элла Бондарева.

– Ваша организация, которая первоначально называлась «Русский дом в Льеже», была создана в феврале 2006 года. Что подтолкнуло к созданию такой организации для русскоговорящих иммигрантов в Бельгии?

– Необходимость в ней возникла из-за того, что мы искали точки соприкосновения с соотечественниками здесь, на чужбине. На тот момент мы проживали в Бельгии уже три года и как-то хотелось реализовать свои возможности. В тот момент моему ребёнку было два с половиной года, мы хотели отдать его в русскую школу. Но в Льеже, где мы поселились, такой не существовало.

Поэтому захотелось собрать соотечественников и организовать такое место, где мы могли бы заниматься с детьми. И первое, что мы создали, это была небольшая художественная школа. Вот с такого небольшого женского и детского клуба начались наши контакты с соотечественниками в Льеже.

Русский магазин в Льеже. Фото:  russian-belgium.be

За последние 10 лет здесь всё очень изменилось – открылись русские магазины, русские аптеки, рестораны, школы, появилась какая-то коммуникация. А главное – появилась структура, которая представляет русскоговорящую диаспору в бельгийском обществе. Это был толчок для многих, чтобы реализовать себя.

– Ваша организация также занимается работой с молодёжью?

– В Льеже находится один из старейших университетов Бельгии, где учится много русскоязычной молодёжи. Наши дети в основном выбирают экономическое, политическое и юридическое направления для высшего образования. Так получилось, что сначала сложился хороший контакт между родителями, а потом и между детьми. Поэтому у нас регулярно проходят круглые столы с молодёжью, где мы обсуждаем темы защиты прав человека и возможностей для нашего участия в этой работе. Как-то влиять на общественное мнение, на политику – на отношение внутри страны к иммигрантам, к России.

В марте у нас пройдёт молодёжная конференция антифашисткой направленности. Мы видим, что сегодня вновь возрождаются идеалы фашизма, и это пугает. Молодёжь у нас, конечно, разносторонняя – они современные, выросли здесь, у каждого своё мнение. У нас произошёл своего рода раскол между молодыми людьми – выходцами с Украины и выходцами из России. Раньше мы об этом не думали и никак не делили нашу диаспору – русскоговорящие, и всё. А сейчас как будто пролегла невидимая граница, что меня очень огорчает.

Поэтому тема борьбы с проявлениями неофашизма сегодня очень актуальна – чтобы не возродилось то, с чем боролись наши предки. Так что на конференции мы будем говорить в том числе и о Второй мировой войне – её причинах и последствиях.

Льежский университет. Фото:  biograf.academic.ru

Мы пригласили на нашу конференцию представителей местных политических партий. Сейчас в Льеже две правящие партии – партия социалистов и партия республиканцев. В местном органе власти у них равное количество голосов, хотя их взгляды во многом противоположны. Мы хотели бы услышать мнения с двух сторон на тему антифашизма.

Нас тревожит, что проявления неофашизма сегодня могут возникнуть практически в любой нации. Наша часть Бельгии – валлонская – более демократическая, тогда как Фландрия считается более националистической. Но сейчас и у нас участились случаи осквернения могил, памятников. Хотелось бы услышать, что по этому поводу думают политики, а также молодые люди. Мы приглашаем всех их к диалогу.

– Ваша организация как раз очень активно занимается сохранением памяти и о Первой, и о Второй мировых войнах. Расскажите об этой деятельности.

– Когда мы переехали в Льеж, то обнаружили, что недалеко от нас находятся военные захоронения, где написано: «могилы неизвестных советских солдат». Таких могил было 17, и нигде никакой информации о них. Я обратилась в организацию, которая отвечает за эти захоронения, там мне объяснили, что в могилах лежат тела расстрелянных советских партизан, но точных данных о них нет.

На тот момент мы познакомились с очень интересным человеком, который в своё время был комиссаром полиции нашего региона. Оказалось, что он увлекался историей Второй мировой войны. Он предоставил нам уникальные документы из архива, где были обозначены имена этих солдат. Я узнала потрясающие истории о каждом человеке, который захоронен в этих могилах.

Военное кладбище «Цитадель Льеж». Здесь захоронено 18 советских партизан, расстрелянных фашистами в 1943-1944 гг. Фото предоставлено Э. Бондаревой



– Как они оказались в Льеже?

– Есть даже книга, которую написал один из советских партизан Евгений Доценко, об истории партизанского отряда в Бельгии. Люди бежали из концлагерей и оказывались глубоко в тылу врага. Бежав из плена, они становились партизанами. На территории льежского региона действовали несколько партизанских отрядов. Поэтому советских военнопленных не выдавали фашистам, а наоборот прятали и использовали в качестве диверсантов. Само местное население боялось совершать открытые диверсии, потому что у них были семьи. К тому же они как мирные люди не владели военными навыками. Поэтому боевые операции в основном совершали сбежавшие военнопленные.

– В итоге вам удалось восстановить имена тех людей, которые захоронены?

– Мы восстановили восемь имён из 17, а также историю ещё троих, которые были расстреляны фашистами.

Кроме этого, под Льежем есть одно из самых больших захоронений, где похоронены русские солдаты Первой мировой войны – это около 200 крестов.

Могилы уже сильно обветшали. Нам было сказано, что раз за этим захоронением никто не следит, все эти кресты будут снесены, а на этом месте останется лишь одна памятная табличка. Мы взяли на себя ответственность за этот мемориал – восстановили таблички и кресты. В прошлом году мы также запросили разрешение у местных властей поставить небольшой памятник на этом месте. Сейчас этот вопрос находится на согласовании.

Также в прошлом году мы восстановили мемориал на горе Куант, где стоят несколько монументов от каждой страны-союзницы в Первой и Второй мировых войнах. Вместе с российским посольством и совместно с городской администрацией мы восстановили мемориальную стелу. Этот памятник посвящён русским и советским солдатам, павшим на поле боя в Бельгии.

Мемориал российским и советским воинам на горе Куант. Фото предоставлено Э. Бондаревой

– Как вообще у вашей организации складывается общение с местными властями? Они готовы идти навстречу вашим пожеланиям?

– Да, мы нашли поддержку у патриотических организаций Бельгии, у которых популярны социалистические взгляды на равноправие, на демократию. Мы сотрудничаем с этими организациями. И это помогает нам, когда мы обращаемся к бургомистру или мэрии. Мы аргументируем своё обращение тем, что мы не одни, у нас есть поддержка среди бельгийских патриотов, бывших участников войны и заключённых концлагерей. Как правило, нашим просьбам не отказывают и идут навстречу.

– А на ваши приглашения на мероприятия они откликаются? Им это интересно?

– Да, они знают, что ассоциация «Меридиан» создана выходцами из бывшего СССР. Но наши мероприятия никогда не проводятся под лозунгом «только для русских». Мы стараемся поднимать те вопросы, которые интересны и важны и для местных жителей. Наша ассоциация в то же время и русско-бельгийская – мы помогаем русскоговорящим иммигрантам адаптироваться к условиям жизни в новой стране. Поэтому у нас также работает информационно-правовой центр, где можно получить бесплатную консультацию по юридическим вопросам.

– На ваш взгляд, голос русскоязычной диаспоры сегодня слышен в Бельгии?

– Конечно. В 2017 году в городе был поддержан наш проект по созданию фонда Петра Первого. У нас было более десяти собраний, встреч на уровне губернатора, мэра города. Мы говорили о влиянии Европы на Россию и России на Европу. Тогда же был установлен памятник Петру Первому в Льеже.

Когда мы говорим о таких глобальных проектах, как восстановление военных мемориалов, всегда приглашаются представители российского посольства и есть резонанс в газетах, на телевидении. В 2018 году мы проводили Дни России, которые были посвящены побратимским связям Москвы и Антверпена. Три месяца на центральной площади звучал гимн России, проходили концерты.

Памятник советским партизанам, посвящённый Е. Доценко. Фото предоставлено Э. Бондаревой

А в этом году мы будем проводить праздничные мероприятия, посвящённые побратимству Льежа и Волгограда. Эти побратимские связи были установлены ещё 60 лет назад (в этом году как раз юбилей). Один из героев бельгийского сопротивления – Евгений Доценко – как раз и был родом из Волгограда, но позднее это как-то было забыто. Пять лет назад мы подняли эти документы и решили восстановить эти связи. Написали письмо в музей Сталинградской битвы, где находится много документов, принадлежащих советским партизанам-подпольщикам. В прошлом году мы организовали в Льеже выставку, посвящённую освобождению Сталинграда.

У Льежа есть и другие города-побратимы. Но мы – российские соотечественники – сказали, что нам интересно восстановление побратимских связей с Волгоградом. В честь этого события в Льеже будет установлена памятная плита и пройдёт ряд мероприятий, в которых примут участие представители Волгограда. Сейчас через МИД России решается вопрос о времени проведения и количестве участников. Надеюсь, что это состоится в мае, когда у нас будет проходить шествие «Бессмертного полка».

Также по теме

Новые публикации

В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева