RUS
EN
 / Главная / Публикации / В Латвии стартовала первая онлайн-школа для соотечественников

В Латвии стартовала первая онлайн-школа для соотечественников

Алла Березовская10.12.2018

8 декабря в Риге, Даугавпилсе и Резекне прошли первые, пилотные, уроки, организованные Санкт-Петербургским государственным университетом и латвийской общественной организацией «Славия». В рамках этого образовательного проекта для соотечественников – учащихся старших классов в интерактивном режиме организовано преподавание истории России, русского языка и литературы.

Все уроки бесплатны, предназначены они как для выпускников школ, желающих продолжить учёбу в российских вузах, так и для тех из них, кто хотел бы восполнить пробелы в образовании.

Учиться в России очно и онлайн

Презентация нового проекта состоялась в рижском Доме Москвы на встрече учащихся латвийских школ и их родителей с представителями старейшего вуза России – Санкт-Петербургского государственного университета. Заместитель ректора по международной деятельности Сергей Андрюшин рассказал о тех возможностях, которые предоставляет своим студентам петербургский университет.

Сегодня в СПбГУ учатся более 30 тысяч студентов, на базе вуза созданы 15 крупных лабораторий и 26 ресурсных центров, входящих в ведущий научный парк страны. Университет предлагает 398 образовательных программ. Преподавательский и технический состав – около 11 тысяч человек, в их числе – профессора и учёные с мировым именем, лауреаты Нобелевской и Филдсовской премий.

К услугам студентов одна из лучших и крупнейших библиотек России – в ней более 7 миллионов единиц хранения. Университет имеет особый статус самостоятельного автономного высшего учебного заведения России с правом создания собственных образовательных стандартов и выдачи диплома собственного образца.

Ежегодно студентами СПБГУ становятся сотни российских соотечественников, проживающих за рубежами России. Некоторые из них обучаются по программе Россотрудничества, но помимо этого у университета есть и свои квоты для приёма иностранных студентов на бюджетные места с выплатой стипендий. Для иногородних учащихся предоставляются общежития на 12 тысяч мест, стоимость проживания здесь значительно ниже по сравнению с западными вузами, а условия вполне комфортные.

Один из важнейших университетских проектов – Международный русский институт СПбГУ, который был создан для расширения и укрепления международных связей, развития сотрудничества в области образования. Институт – это, фактически, единое «окно» ко всем возможностям университета. Он оказывает консультационную и информационную поддержку молодым людям, проживающим за рубежом и желающим поступить на учёбу в СПбГУ. К их услугам предлагается множество полезных курсов, в том числе и по русскому языку, ведётся преподавание этих дисциплин, проводятся конференции и семинары, курсы повышения квалификации преподавателей. Институт проводит государственное тестирование по русскому языку как иностранному с выдачей сертификата.

Как рассказал на встрече в Доме Москвы директор Центра языкового тестирования СПбГУ Дмитрий Птюшкин, сертификат государственного образца, который выдаётся по итогам тестирования, будет важен при поступлении в университет. Хорошим подспорьем для абитуриентов также станет участие в олимпиаде по русскому языку как иностранному. Сейчас на сайте Международного русского института началась регистрация участников олимпиады, до конца года ещё можно успеть зарегистрироваться. Олимпиада пройдёт в январе-марте 2019 года. (Подробнее об этом можно почитать здесь).

Латвия школа 3.JPG

Присутствовавшие на встрече сотрудники посольства России в Латвии сообщили о начале приёма заявок выпускников латвийских школ, решивших далее получать образование в российских вузах по квоте для соотечественников. Заявления от будущих абитуриентов принимаются в посольстве до 3 февраля, необходимо также представить список с оценками за первое полугодие этого учебного года. В прошлом году для соотечественников Латвии было выделено 126 мест в различных российских вузах, в этом году ожидается примерно такое же количество.

Образование, за которое не стыдно

Собравшиеся в зале родители и старшеклассники говорили в том числе и о принципиальной разнице систем образования в Латвии и России, что создаёт серьёзные трудности для латвийских студентов, поступивших в российские вузы. Школьные программы по многим предметам в наших странах абсолютно не совпадают. Кроме того в Латвии, естественно, вообще не изучают такие дисциплины, как история и география России, обществоведение, а принятые недавно убийственные поправки к латвийскому закону об образовании сводят до минимума возможности для изучения русского языка, культуры и литературы. Не говоря уже о точных науках, которые русским школьникам Латвии вскоре будет запрещено изучать на их родном языке.

Читайте также: Приговор русским школам вынесен

Как раз для того, чтобы не дать нашим детям так сильно отставать от своих российских сверстников в освоении хотя бы родного языка, русской истории и культуры, и была задумана онлайн-школа. Её инициатор – общественный активист из Резекне, председатель правления общества «Славия» Вадим Гилис. О необходимости альтернативной формы обучения он задумался уже давно, будучи отцом дочки-школьницы. В своё время в качестве дополнительного пособия по основным школьным предметам их выручали российские учебники, которыми отец старался обеспечивать дочь. Два года назад она без особых проблем поступила в один из самых престижных вузов России – Академию народного хозяйства (РАНХиГС).

– Я бы не сказал, что процесс поступления в вуз был для неё слишком сложным, поделился Вадим своим опытом. Большую поддержку нам оказало российское консульство в Даугавпилсе, там работают отзывчивые люди, которые старались помочь нам в решении всех вопросов. По тому, как учится дочка в Академии, могу сказать, что российское образование остаётся серьёзнее, интеллектуальнее, чем то, что я вижу здесь. За это образование никогда не будет стыдно.

Отправив дочь на учёбу в Москву, Вадим решил все же не останавливаться на достигнутом. Так родилась идея онлайн-школы, с помощью которой русские дети в Латвии могли бы бесплатно заниматься интересующими их школьными предметами по российским программам. Ему хотелось, чтобы это был своего рода клуб по интересам, чтобы ребята собирались на занятия вместе, слушая и обсуждая сказанное онлайн-учителем. Согласитесь, это всё же совсем не то, когда ребенок один на один с компьютером.

С этой идеей Вадим Гилис вышел на СПБГУ, там его проект поддержали. Работа по подготовке и согласованию заняла несколько месяцев. И вот в субботу, 8 декабря, состоялся первый интерактивный урок. О том, как это было, рассказал Вадим Гилис:

– До этого я побывал на классных часах в двух школах Резекне, поговорил со старшеклассниками, пригласил их к нам на первое занятие. В субботу в 10 утра на первый сеанс связи с преподавателями Санкт-Петербургского университета в нашем городе собралось 18 детей – с 10 по 12 класс. Ещё десять школьников из Риги и Даугавпилса подключились к нам в онлайн-режиме.

В Резекне мы все сидели за одним длинным столом, во главе которого был установлен большой телевизор с выходом в интернет. Преподаватели университета провели три урока – по русскому языку и литературе, а два часа было отведено на историю России – период от начала V века до Крещения Руси.

Мои ребята слушали питерского историка с большим интересом – и про Рюриковичей, и про Святослава, Ольгу, Владимира, князя Игоря в наших школах уже давно почти ничего не рассказывают. За три часа занятий никто из школьников ни разу не достал мобильный телефон из сумки… Дети задавали вопросы, учитель отвечал им и сам обращался к ним, шёл оживлённый обмен мнениями. Технически такая возможность нами была обеспечена. В этом отношении всё прошло безупречно. Ребята были очень довольны, все выразили желание в следующую субботу обязательно продолжить уроки.

Онлайн-курс запланирован до конца мая, по окончанию занятий каждый учащийся получит сертификат. По просьбам заинтересованных лиц проведенные уроки потом будут выложены на сайте Международного русского института СПбГУ. И просмотреть их, и прослушать можно будет в любое удобное время.

Вадим Гилис надеется, что такой же школьный клуб для онлайн-уроков в ближайшее время смогут организовать в Риге. Пока же его нет, желающие могут присоединиться к университетским занятиям на русском языке в онлайн-режиме, сидя дома у своих компьютеров, или прислать ему заявку на электронный адрес: [email protected].

Второе занятие состоится в следующую субботу 15 декабря в 10 часов утра.       

Также по теме

Новые публикации

Первым русским, с которым встретился Жошуа Браганса, был механик цирка. Жошуа вырос в небольшом городке штата Рио-де-Жанейро, в котором практически все друг друга знали. Русского звали Николай, и он выделялся своей образованностью: хорошо разбирался в музыке, литературе. Николай рассказывал о том, какая в России зима, о красоте её природы. От этих рассказов веяло сказкой – так воспринимают дети повествование о путешествии в дальние страны. Возможно уже тогда рождалось в душе мальчика предчувствие, что вся последующая его жизнь будет связана с Россией.
Среди греческих актёров и режиссёров наберётся не больше десятка выпускников российского ГИТИСа. А вот кандидатов искусствоведения, защитивших кандидатскую диссертацию в ГИТИСе, и вовсе пока не было. И первой станет театральный режиссёр Вася Велтсиста, которой в декабре предстоит защита диссертации. Интерес к русскому театру и горячая мечта стать театральным режиссёром привели её после получения диплома инженера-механика и работы главным инженером в афинском метро в Москву и в театральный институт.
Учась в России, где прошла значительная часть моей молодости, часто бывая в России, тем не менее, каждый раз не перестаю восхищаться, когда открываю для себя ещё один город, соприкасаюсь с богатым культурным и славным историческим наследием страны, ставшей для меня Большой Родиной. И вот мне снова повезло – меня пригласили принять участие в работе XIII Ассамблеи Русского мира, на этот раз в Ярославле – в одной из древних столиц исторической Руси.
Максим Кравчинский – известный не только в русскоязычной Канаде писатель и журналист. Он один из немногих русских, кто не просто работает по специальности, но занимается своим любимым делом – русским шансоном и эмигрантской литературой. Он также восстанавливает страницы из жизни ключевых персонажей в истории русской эмиграции по всему свету.
Накануне состоялось заседание президентского Совета по русскому языку, на котором обсуждались вопросы поддержки изучения и популяризации русского языка. На заседании Владимир Путин сделал ряд важных заявлений – о русском языке как гаранте суверенитета российской нации, наборе на программы по русскому языку в вузы, издании единого корпуса словарей и многом другом.
В рамках XIII Ассамблеи Русского мира состоялся круглый стол на тему «Учим русский язык – понимаем Россию». В нём приняли участие ведущие эксперты, учёные и преподаватели русского языка из Армении, Испании, Эстонии, Болгарии, Словении, Швеции, Норвегии и Канады. Ведущим круглого стола стал заместитель председателя правления фонда «Русский мир», ректор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Сергей Богданов.
В Ярославле состоялся круглый стол «Историческая правда и память поколений». Его участники обсуждали, как на деле противодействовать попыткам фальсификации истории Второй мировой войны. Один из главных выводов дискуссии: факты, которые можно предъявить в защиту своей точки зрения, имеются в изобилии. Однако простой убеждённости в собственной правоте недостаточно – нужно учиться эффективно отстаивать её на международных площадках и координировать усилия.
В рамках XIII Ассамблеи Русского мира, проходящей в Ярославле, была открыта дискуссионная площадка «Информационное пространство Русского мира: вызовы цифровой эпохи», на которой обсуждались проблемы и перспективы продвижения русскоязычной журналистики и русскоязычного пространства в мире.