«Петербургский диалог»: необходимо продолжать сотрудничество в сфере науки и образования
Редакция портала «Русский мир»09.10.2018
7 и 8 октября в столичной гостинице «Рэдисон Ройал» прошёл ХVII раунд российско-германского форума «Петербургский диалог» под лозунгом: «Создавать доверие, укреплять партнерство: сотрудничество гражданских обществ России и Германии как импульс для межгосударственного диалога».
В работе форума приняли участие представители фонда «Русский мир»: президент Российской академии образования, председатель попечительского совета фонда «Русский мир», заместитель председателя российского координационного комитета «Петербургского диалога» Людмила Вербицкая; глава Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир», сопредседатель рабочей группы «Политика» «Петербургского диалога» Вячеслав Никонов; директор Института Европы РАН, Европейский представитель фонда «Русский мир», член рабочей группы «Политика» Алексей Громыко; советник исполнительного директора фонда «Русский мир», вице-президент общества «Россия – Германия», член рабочей группы «Наука и образование» Анатолий Блинов.
Среди заседаний рабочих групп «Петербургского диалога» одно из наиболее интересных было посвящено вопросам сотрудничества в сфере науки и образования. Для дискуссии на эту тему в Россию прибыла представительная делегация из Германии во главе с заместителем председателя правления Германо-российского форума Вильфридом Бергманом; в состав делегации также вошли руководящие сотрудники Берлинского университета Штайнбайса и Восточного института Висмара. Обсудить вопросы науки и образования в Россию приехали также президент Европейской академии наук Феликс Унгер, исполнительный директор Германского фонда международного юридического сотрудничества IRZ Штефан Хюльсхёрстер, другие высокопоставленные эксперты.
Российская делегация, возглавляемая сопредседателем рабочей группы ректором Санкт-Петербургского государственного экономического университета Игорем Максимцевым, включала в себя руководящих сотрудников целого ряда российских вузов, включая Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта и Финансовый университет при Правительстве РФ.
Как констатировали участники встречи, сфера науки, научных исследований, межвузовского сотрудничества продолжает оставаться одной из немногих неполитизированных областей российско-германского диалога, переживающего не самые благоприятные времена. А потому необходимо прилагать совместные усилия для сохранения этого канала общения.
По данным руководителя ее московского представительства Немецкой службы академических обменов DAAD Андреаса Хешена, в орбиту российско-германского межвузовского партнёрства вовлечены сегодня в общей сложности 193 вуза, в том числе 110 российских вузов из 44 городов Российской Федерации. Большинство партнёрских соглашений приходится при этом на Москву и Санкт-Петербург. Ежегодно 3800 человек из России проходят обучение в Германии и 2000 немецких студентов обучаются в России.
Советник исполнительного директора фонда «Русский мир» Анатолий Блинов выразил обеспокоенность нынешним состоянием изучения русского языка в Германии и немецкого в России. Тенденция к сокращению изучения русского языка в мире не могла не сказаться на ситуации в Германии, где количество изучающих его в настоящее время не превышает 350 тысяч происходит закрытие факультетов славистики.
Позиции немецкого языка, входящего в десятку самых распространённых в мире, на территории России также пошатнулись. Число изучающих его снизился по сравнению с последними годами советского периода в семь раз, уменьшившись с 14 миллионов до 2 миллионов человек. В связи с этим обеим сторонам необходимо предпринимать усилия для сохранения привлекательности языка страны-партнёра. В этом процессе важно не только простое увеличение финансирования соответствующих учебных программ, но и сохранение доброй воли руководителей главных вузов двух стран.
По мнению участников заседания рабочей группы «Наука и образование», к числу насущных задач развития партнёрского сотрудничества в этой сфере относятся повышение удельного веса дистанционного обучения с использованием современных IT- технологий, признание как национальных, так и двойных дипломов о получении высшего образования.
Все эти вопросы наверняка станут темами и следующего, восемнадцатого, форума «Петербургский диалог», который состоится в июле будущего года в Дюссельдорфе.