RUS
EN
 / Главная / Публикации / «Том Сойер Фест»: как помочь родному городу

«Том Сойер Фест»: как помочь родному городу

Сергей Виноградов12.09.2018

«Том Сойер Фест», существующий уже три года, в минувшем августе стал международным. На фестиваль восстановления исторической среды приехали поработать в Россию иностранцы из Франции, Финляндии, Италии, Тайваня и Малайзии. «Международное название помогло», считает идеолог фестиваля, историк, урбанист и журналист Андрей Кочетков.

За годы существования «Том Сойер Феста» его активисты и привлечённые волонтёры привели в порядок более шестидесяти исторических зданий в десятках городах России от Калуги до Магнитогорска. Том Сойер красил заборы в компании увлечённых друзей, а активисты фестиваля его имени очищают и штукатурят, меняют двери и окна, чинят крыши. И тут же, среди строительных лесов, устраивают концерты и поэтические вечера и обедают пирожками, принесёнными жителями ремонтируемых домов.

Фото: «Том Сойер Фест» / FacebookПроект начинался как порыв неравнодушной молодёжи Самары, а превратился в общественное движение со своим внутренним уставом, методикой и школами. По словам Андрея Кочеткова, при всей технологичности и медийности фестиваля самым действенным механизмом привлечения волонтёров и спонсоров к восстановлению исторической среды российских городов является пресловутое сарафанное радио.

Фестивальная школа и сарафанное радио

- Подведите итоги летнего сезона. В вашем проекте вообще существует разделение на сезон и не сезон?

- Подводить итоги лета пока рано, не все работы и не во всех городах окончены. Понятие «сезон» у нас существует, мы относим его к работам непосредственно на объектах. Но «Том Сойер Фест» не останавливается круглый год. Мы ищем новые здания, ведём переговоры со спонсорами и волонтёрами.

Фото: «Том Сойер Фест» / Facebook- В этом году количество городов, присоединившихся к фестивалю, увеличилось в два с половиной раза. Чем Вы это объясняете и ждёте ли, что эта динамика сохранится?

- Объясняю тем, что мы проводим образовательные формации. Прошли две школы «Том Сойер Фест» в Самаре, на которых мы передаём технологии командам из новых городов. И сарафанное радио работает достаточно хорошо – активисты из разных городов общаются между собой, ищут новые практики. Когда же они видят, что «Том Сойер Фест» работал сначала в трёх, а потом в одиннадцати городах, им хочется присоединиться к этому движению, количество «отчаянных голов» возрастает.

- В проекте участвуют только исторические города, или древний возраст не является единственным пропуском на фестиваль?

- Мы работаем с историческим наследием, и фестиваль направлен на восстановление исторической среды. Другое дело, что в некоторых городах исторической средой являются районы и архитектура сталинского времени. Но с пятиэтажкой, как Вы понимаете, волонтёрскими силами трудно сладить. Там много опасных высотных работ, которых мы не допускаем. Поэтому преимущественно работаем с объектами не выше двух этажей.

Кто с болгаркой, кто с фотоаппаратом

Фото: «Том Сойер Фест» / Facebook- Что Вы отвечаете скептикам, которые говорят – что, мол, они там восстановят со студентами? У волонтёров, может, и горят глаза, но у них нет ни реставрационного, ни строительного опыта. Ваши активисты, кстати говоря, не скрывают отсутствие знаний и опыта.

- Объясняю, что мы в первую очередь работаем не с официальными объектами культурного наследия, а с ценной исторической средовой застройкой. Но хочу Вам сказать, что многие объекты, не имеющие никакого исторического статуса, не уступают в своей ценности официально признанным памятникам. По нашему убеждению, они должны остаться на своём месте, подчёркивая главные жемчужины исторической застройки.

Теперь о волонтёрском опыте. Во всех командах есть консультанты – архитекторы и реставраторы. Разумеется, мы рады любым людям – с опытом и без. «Том Сойер Фест» проходит в тех городах, в которых координаторы научились давать работу по душе и умению любому человеку, который пришёл и хочет помочь. Кто-то любит и умеет работать болгаркой, кто-то кисточкой, кто-то с фотоаппаратом в руках, а у кого-то получаются замечательные пироги. И это всё работа.

Фото: «Том Сойер Фест» / Facebook- С чего начинался проект? Какой объект был первым?

- Первыми были три стоящие рядом дома в Самаре на улице Льва Толстого. Решение о восстановлении было принято от безысходности, потому что в Самаре очень медленно реставрировались исторические здания. Мы как журналисты много писали об этой проблеме и в какой то момент поняли, что ничего не меняется и нужно брать инициативу в свои руки.

- Что размещается в тех зданиях, которые прошли через фестиваль?

- То же, что и было. Мы, как правило, работаем с жилыми домами, в которых расположены обычные квартиры.

- Какова реакция жильцов на ваше участие? Случается, что появляются противники реставрации?

- Да, такое бывает, и мы за три последних года пришли к выводу, что берём те объекты, жители которых хотят в них жить, понимают их ценность и хотят помогать. Это не значит, что мы погоним 80-летнюю бабушку на строительные леса. Есть самые разные способы соучастия. Главное, чтобы они его проявляли.

- Нередко жители деревянных домов, понимая их историческую ценность, хотят переехать в высотку. Потому что у них постоянно течёт крышая, мёрзнут окна и так далее. С какими настроениями вы сталкиваетесь?

- Я бы не сказал, что все жители деревянных домов хотят съехать или даже большинство. Мы как раз ищем точки развития и обращаемся к тем объектам, где жильцы заботятся о своём доме и хотят в нём остаться. Но им не хватает средств и навыков, чтобы отремонтировать дом самим.

За «забором» Тома Сойера

- Общаетесь ли вы с зарубежными коллегами, которые спасают историческое наследие в своих странах?

- Когда мы появились, мы не знали о том, что подобное уже где-то существует. Поэтому ни у кого ничего не заимствовали. Сейчас мы в курсе тех же европейских и мировых тенденций в этой области.


В прошлом году я ездил смотреть, как работает французская ассоциация REMPART, которая действует с большим размахом. Было интересно познакомиться, но я увидел достаточно серьёзные различия в нашей работе. Во Франции волонтёры восстанавливают какие-то заброшенные замки и другие полуразрушенные объекты, а наша задача – поддержать жильцов исторических зданий, вернуть им понимание ценность их жилищ.


Фото: «Том Сойер Фест» / Facebook- По поводу названия «Том Сойер Фест». Знаю, что некоторые критикуют вас за него. Если вспомнить историю с литературным Томом Сойером и его забором, то, как мне кажется, вы намекаете в названии – если правильно упаковать и подать хорошее дело, то люди с радостью за него возьмутся. Это так?

- Эпизод из «Приключений Тома Сойера» – самая известная в мировой культуре история о покраске деревянной поверхности. И это работает, в том числе, на иностранцев. В этом году в наш лагерь в Самару приезжали волонтёры из разных стран и работали на наших объектах. Думаю, не последнюю роль в этом сыграло название фестиваля. Каждому понятно, про что это.


Мы планируем продолжать привлечение иностранных волонтеров к нашим проектам, поскольку увидели, что оно эффективно. И для нашего дела, и для популяризации нашего исторического наследия, в первую очередь, деревянного. Как выяснилось, многие люди ничего не знают об уникальном русском деревянном зодчестве. Я надеюсь, в том числе благодаря «Том Сойер Фесту», слава об этом зодчестве распространиться по всему миру. 


Также по теме

Новые публикации

Как известно, многие европейские партии предпочли не возводить проблемы миграции в ранг своих первоочередных, декламируемых ими задач на прошедших в конце мая выборах в Европарламент, отдав предпочтение вопросам охраны окружающей среды и борьбе с терроризмом. Однако выборы прошли, а множество проблем, связанных с регулированием миграционных потоков, осталось. Актуальна тема адаптации мигрантов и для России. Этим вопросам было посвящено прошедшее 15 июля в фонде «Русский мир» заседание экспертного совета фонда.
Туристический проект «Золотое кольцо Боспорского царства», объединивший наиболее интересные памятники и экспонаты античности 10 городов в 4 регионах России, проводит свой первый летний сезон. Сотни россиян и иностранцев этим летом открыли для себя античную Россию, став участниками маршрута. Турагентства, присоединившиеся к проекту, открыли автобусные и морские туры по «боспорским» городам продолжительностью от трёх дней до недели.
Как стало известно, городской совет по образованию Сан-Франциско по требованию местных активистов принял решение закрасить фрески на стенах местной средней школы имени Джорджа Вашингтона. Что такого примечательного в этих росписях и почему это интересно «Русскому миру»? Дело в том, что тринадцать панелей фрески «Жизнь Джорджа Вашингтона» были написаны в 1935 – 1936 годах русским художником-эмигрантом, учеником Диего Риверы Виктором Арнаутовым.
Кто в российских круизах не бывал, так это я. Да ещё по самой её главной реке – Волге! Сертификат на тур по России мне в торжественной обстановке вручили в прошлом году на Ассамблее  Русского мира в Твери. Дальше было просто – выбрать подходящий маршрут и круизный теплоход, списаться с туристической компанией, собрать чемоданы – и в путь-дорогу!
Недавно в библиотеке Русского центра Дома Чайковского в Гамбурге публике была представлена книга «Духовный путь Чайковского» Галины Сизко. В эту книгу также вложил свой труд и опубликовал её потомок семей Чайковских и фон Мекк. Денис фон Мекк – основатель благотворительного фонда имени Н. Ф. фон Мекк и коллекционер. «Русский мир» обратился к Денису с просьбой рассказать о том, чем занимается созданный им фонд, и о своей коллекции.
Несколько лет назад в Бразилии, в городе Санта-Роза, я познакомилась с матушкой Галиной Завадовской. Супруга почившего к тому времени отца Петра Завадовского, построившего в этом небольшом городке штата Рио-Гранди-ду-Сул храм в честь апостолов Петра и Павла, приехала тогда на престольный праздник храма  из столицы штата – Порту-Алегри.  Мы вспоминали с матушкой про отца Петра, о том, каким образом после войны они оказались в Бразилии...
В Белоруссии и России отмечают большой юбилей. 75 лет назад, 3 июля 1944 года, Красная армия освободила Минск. Возвращение столицы Советской Белоруссии стало знаковым эпизодом одного из крупнейших сражений Великой Отечественной – операции «Багратион» (23 июня – 29 августа 1944 года). Это грандиозное наступление позволило Красной армии наголову разгромить наиболее многочисленную группировку немецких войск на Восточном фронте – группу армий «Центр». Результатом стало освобождение Белоруссии, Польши и выход непосредственно к границам Третьего Рейха.
В Нидерландах завершился интересный музыкальный проект «Новый Бах», целью которого было познакомить голландскую публику с юными русскими органистами (15 – 18 лет), показать виртуозный уровень их исполнительского таланта и подарить ребятам уникальную возможность принять участие в мастер-классах знаменитых органистов Европы, поиграть на исторических органах, а также выступить вместе со своими сверстниками из Академии Свелинка – школы юных талантов при Амстердамской консерватории.