RUS
EN
 / Главная / Публикации / «Читай Россию»: читайте классиков

«Читай Россию»: читайте классиков

Светлана Сметанина10.09.2018

С 6 по 9 сентября в Москве прошёл ставший уже традиционным V Международный конгресс переводчиков художественной литературы. Важный факт: в этом году участников было в пять раз больше, чем на первом конгрессе. Ну а вишенкой на торте стало вручение премии Читай Россию/Read Russia за лучший перевод произведений русской литературы.

Тот факт, что на нынешний Международный конгресс переводчиков приехало 400 человек из 56 стран мира – сам по себе очень показателен. Это важное свидетельство того, что интерес к русской литературе во всём мире не ослабевает. И ни у кого нет сомнений, что роль переводчика в поддержании такого интереса очень велика.

Первый Международный конгресс переводчиков художественной литературы, организованный Институтом перевода, состоялся ещё в 2010 году. С тех пор это уже постоянно действующая платформа, объединяющая сотни людей, беззаветно влюблённых в литературу, а также позволяющая сохранять преемственность между опытными мастерами и начинающими переводчиками.

Как было сказано на торжественном вечере в честь закрытия конгресса, переводчик – это посредник и активный участник культурного обмена. А ведущий вечера – специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой – отметил, что без переводчиков не было бы никакого межгосударственного общения. «Любая литература локальна. И если вы не переведёте текст, о нём попросту никто в мире не узнает», – добавил он.

В 2011 году Институт перевода при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям учредил специальную премию Читай Россию/Read Russia. Это единственная российская премия за лучший перевод произведений русской литературы на иностранные языки. В 2016-2018 годах (премия вручается раз в два года) на конкурс поступило 178 работ из 33 стран. В короткий список вошли 19 переводов произведений русской классической и современной литературы на 12 языков.

2018 год оказался урожайным на юбилеи великих русских писателей: 190 лет Льву Толстому, 200 лет Ивану Тургеневу, 100 лет Александру Солженицыну. Это не могло не отразиться и на составе окончательного списка соискателей.

Так, в финал номинации «Классическая литература XIX века» вышли Настасья Даюрон и Анн Годар за книгу «Степной король Лир и другие повести» Ивана Тургенева (Бельгия – Франция). Жарко Миленич за сборник «Смерть Ивана Ильича и другие повести» Льва Толстого (Босния и Герцеговина). Ганна-Мария Браунгард за перевод романа Ивана Тургенева «Отцы и дети». А также Марта Санчес за перевод «Севастопольских рассказов» (Испания). Победителем была объявлена Марта Санчес, в своё время переводившая Достоевского, Шаламова и современную русскую литературу.

Финалистами номинации «Литература XX века» (произведения, созданные до 1990 года) стали: Борис Дралюк за перевод «Одесских рассказов» Исаака Бабеля (США – Великобритания), Абдулла Хаба за перевод романа «Белая гвардия «Михаила Булгакова» (Ирак), Фернандо Отеро Масиас за перевод цикла новелл «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера (Испания), Орнелла Дискаччати за перевод рассказа «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына (Италия), Ван Цзясин за перевод романа «Пушкинский дом» Андрея Битова (Китай) И Анн Кольдефи-Фокар за перевод книги «Апрель Семнадцатого» Солженицына (Франция).

Поскольку для вручения премии на сцену вышла глава Фонда Солженицына Наталья Солженицына, стало понятно, перевод какого автора получит награду. Так и вышло – лауреатом стала Анн Кольдефи-Фокар. Вдова писателя отметила, что именно с французскими переводчиками у него было полное взаимопонимание. «Счастлив с переводчиками на французский», – писал Солженицын. Кстати, именно Анн Кольдефи-Фокар была одной из тех, кто переводил и роман «Красное колесо».

В номинацию «Современная русская литература» вошли Оливер Реди за перевод романа «Репетиции» Владимира Шарова (Великобритания), Ян Чихоцкий за перевод романа «Похождения Кукуева» Михаила Кураева (Польша), Любинка Милинчич за перевод романа «Возвращение в Египет» Владимира Шарова (Сербия), снова Анн Кольдефи-Фокар за перевод романа «Теллурия» Владимира Сорокина (Франция) и Мод Мабиллар за перевод романа «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной (Швейцария).

Победителем был признан британец Оливер Реди, который своё короткое благодарственное слово посвятил безвременно ушедшему в нынешнем августе писателю и своему большому другу Владимиру Шарову.

И наконец, в номинацию «Поэзия» вошли Эухенио Лопес Арриасу за перевод сборника стихов «Всё дальше в снега» Геннадия Айги (Аргентина), Кирил Кадийски за книгу «Избранное» Фёдора Тютчева (Болгария), Сабри Гюрсес за перевод «Евгения Онегина» (Турция) и Иван Миньо за стихи Велимира Хлебникова (Франция).

Премию получил болгарский переводчик Кирил Кадийски, который и сам является известным болгарским поэтом, переведённым на многие языки. Он признался, что уже более 40 лет переводит русскую поэзию и посоветовал всем читать стихи Тютчева, поскольку в «классике есть ответы на все сегодняшние вопросы».

Также по теме

Новые публикации

21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка, провозглашённый ЮНЕСКО с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. С 2018 года Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина реализует научный проект «Параметрическое описание языков РФ». Участники проекта Антон Циммерлинг и Олег Беляев рассказывают о своих исследованиях.
Японка Юми выучила русский язык, переехала жить в Россию и объездила весь Урал, потому что в детстве её мама читала ей сказы русского писателя Павла Бажова по-японски. Очарование мира малахитовых мастеров, изумрудных ящерок и горных волшебниц не теряется при переводе на иероглифы или арабскую вязь. Ежегодно в дом-музей Павла Бажова, расположенный в Екатеринбурге, приезжают гости из многих стран мира. «Я лично знаю человек пять, которые переехали на Урал из-за Бажова и его сказов», – рассказала корреспонденту «Русского мира» директор музея Екатерина Кислова.
За последние 30 лет произошла коренная ломка речевого этикета деловой коммуникации: от привычной схемы «руководитель – подчинённый» она переходит на модель, когда нужно завоевать внимание и уважение своего адресата. О том, как иногда это непросто приживается, рассказывает доцент кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ Наталья Гурьева.
Третья волна эмиграции из СССР, также как и вторая, проходила в условиях «холодной войны», что предопределило ее роль в формировании образа России за рубежом. При этом данная волна имела весьма существенную специфику, поскольку основной её поток состоял из национальной еврейской эмиграции, лишь дополнявшейся незначительной по численности, но значимой с точки зрения пропагандистского эффекта второй составляющей – т. н. «диссидентской», впрочем, также имевшей свою, и достаточно значительную, еврейскую составляющую.
Размеры шпиономании в странах Балтии начинают приобретать масштабы государственной системы. В Литве, как мы уже рассказывали, местные контрразведчики отрапортовали о выявлении целой сети российских агентов во главе с бывшим вице-мэром Вильнюса, оппозиционным политиком Альгирдасом Палецкисом. Несколько человек уже четыре месяца находятся за решёткой. А в Латвии с октября 2018 года в тюрьме по «шпионской статье» томится и бывший офицер милиции и полиции Олег Бурак.
15 февраля исполняется 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Время быстротечно, и немало воды утекло за эти годы в реке Амударья, по мосту через которую выводил войска на советскую территорию командующий 40-й армией генерал Борис Громов.
«Мудрые государственные деятели России всегда знают, как выбирать своих иностранных представителей», – так писала одна из американских газет в 1851 году о российском после в США Александре Бодиско. Он проработал на этом посту 17 лет – рекордный срок. Уважение к нему было столь велико, что в день его похорон американский конгресс на день прервал работу, что стало беспрецедентным событием.
Ивана Андреевича Крылова, 250-летие которого мы отмечаем, все знают как автора замечательных басен. Между тем современникам он не менее был известен как автор популярных пьес, но ещё больше – как один из главных русских чудаков.