RUS
EN
 / Главная / Публикации / Учительница, а вы знаете Пушкина?

Учительница, а вы знаете Пушкина?

Снежана Мажекенова31.08.2018

Фото: pushkin.institute
Гжель и хохлома, Пушкин и Лермонтов, «Репка» и «Колобок», русское народное и советское наследие… Если для нас эти понятия стали уже абстрактными символами русской культуры, то для зарубежных школьников вышеупомянутые названия теперь ассоциируются с конкретными людьми – молодыми специалистами, популяризаторами наших традиций – послами русского языка в мире.

Материал предоставлен фонду «Русский мир» для участия в III Международном конкурсе для молодых журналистов «Со-Творение», номинация «Открывая Россию».

–  Здравствуй, Товарищ!
–  Доброе утро, Учительница! 

Так начинается утро посла русского языка в Армении или Азербайджане. Переучить детей называть тебя просто «Варей» или «Алёной» невозможно: в этих странах не принято обращаться к учителям по имени-отчеству. Несмотря на то, что послы – ещё не совсем преподаватели, им всё равно приходится мириться с таким званием. Либо ученики включают фантазию, и ты уже «товарищ». Между прочим, тоже уважительная форма обращения.

Несмотря на всё уважение к послам, вести себя тихо в первые дни знакомства зарубежным школьникам трудно. Не потому что дети невоспитанные, а потому что они дети и, вдобавок, обладатели другого, непривычного для нас, темперамента. Переполох может создать даже обыкновенная оса. Тогда оружием против неё станут учебники, торжественно подлетающие к потолку в попытках сбить бедное насекомое. И только добившись своего, дети с чувством выполненного долга, защитившие себя, друзей и учительниц от страшного зверя, усядутся слушать про игру на ложках.

Да, вам не показалось, про игру на ложках. Речи о Пушкине и Лермонтове на большинстве уроков русского языка и литературы пока нет. Хотя школьники и знают о наших выдающихся соотечественниках, занятия с послами ориентированы на фольклор и изучение русской народной культуры. «До сих пор помню одного ученика, который на первом же уроке после знакомства подозвал меня и спросил: "Учительница, а вы знаете Пушкина? А он в каком году умер? А я знаю, что с ним случилось!" И давай мне всю биографию уважаемого Александра Сергеевича рассказывать... Я была приятно удивлена: дети читают русских авторов и уважают их. Знают Чехова – почему-то выделяют у него пьесу "Три сестры"», – говорит студентка II курса филологического факультета РГПУ им.  А. И. Герцена Анна Фатьянова.

После рассказа о ложках можно послушать и про пословицы. Послу, как правило, не знающему языка страны, в которую он приехал, периодически приходится раскрывать детям смысл какого-нибудь устойчивого выражения. Поди объясни, почему долг платежом красен и причём тут цвет долга. Тут-то веселье и начинается, ведь популяризаторов «великого и могучего» не отправляют в классы, где уровень владения русским языком высок. Однако, как признаются сами послы – участники уникальной программы, организованной Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина – языковой барьер не такая уж большая преграда. «Дети сами понимают, что мы волнуемся и что это наш первый подобный опыт, поэтому терпеливо слушают и придумывают, как выйти из различных ситуаций. Иногда мы рисуем слова; придумываем рифму, чтобы запомнить определения; используем игровую форму, чтобы повторить пройденное», –рассказывает магистрант филологического факультета Елена Петренко.

Каждый урок – разный

Школы, в которых работают «товарищи», не похожи друг на друга. Это могут быть как лучшие школы столичных городов, так и маленькие – в соседних деревнях. В одной из школ Армении нет отопления (а экспедиции проходят в декабре!), в классах отсутствуют интерактивные доски, чтобы показывать презентации и смотреть советские мультфильмы. Вместо этого послы играют на улице с ребятами в «Ручеёк» и «Золотые ворота», ставят спектакли по сказкам «Теремок» и «Колобок». Дети настолько не хотят отпускать своих наставников обратно в Россию, что даже закрывают дверь на ключ, чтобы те не уехали!

Программа «Послы русского языка» имеет свои методические разработки, которые построены на изучении пословиц и поговорок, песен, сказок, прикладного творчества, культурных обычаев. Разработки подробно рассматриваются во время обучения послов, а перед каждой экспедицией будущих «товарищей» и «учительниц» снабжают новой порцией знаний. Несмотря на то, что эти материалы экономят время на подготовку урока, послы всегда стараются придумать для своих подопечных что-то экспериментальное и творческое. «У нашей армянской команды не совпал ни один урок. А я это знаю точно, потому что вечером мы все защищали свои уроки перед методистом. И ты сидишь иногда, слушаешь чужие уроки и думаешь: какая классная идея – воплощу её в следующий раз. Но в конце дня ты придумаешь уже тысячу новых идей для своих детей – и недели не хватит всё провести!» – признается Варвара Володина, магистрант Института детства.

Занятия с послами – это не столько про обучение языку (за короткое время экспедиции это вряд ли возможно), сколько про культурный обмен. «Мы читаем сказки, а потом инсценируем их, расписываем тарелки под гжель и хохлому, своими руками делаем обереговых кукол, учимся танцевать народные танцы. Всё это ребятам очень интересно. Сами они рассказывают нам о своих национальных инструментах, танцах и сказках», – отмечает Дарья Попович, третьекурсница филфака РГПУ им.  А. И. Герцена. Главная задача послов – в том, чтобы заинтересовать детей русским языком и культурой. Возможности изучения русского языка в странах – участниках программы обычно есть, и школьникам рассказывают о них, чтобы они начали или продолжили изучать язык, и впоследствии даже приезжали учиться в вузы России. Например, в Армении хорошо знают русский язык: они слушают русские песни, смотрят фильмы и мультфильмы на русском языке. «Единственное, возможно, что могло бы больше мотивировать детей, – это новые, аутентичные, современные учебники. Однако нас заверили в Россотрудничестве, что новые учебники будут, так что преград я не вижу. Будет желание – и способ найдется. На мой взгляд, в Армении это желание есть, и это здорово!» – добавляет Варвара Володина.

Всё только начинается

По мнению Варвары, общение с детьми после экспедиции – это очень важная часть программы: «Ни мы, ни они не хотим, чтобы все заканчивалось. Для детей это стимул и дальше учить и практиковать русский язык. Если дети постарше, то сразу же подписываются на тебя в Instagram, берут телефоны для WhatsApp и Viber, некоторые сидят во "ВКонтакте". Я не знаю, встретимся ли мы с ними снова. Некоторые школы повторяются, некоторые – нет. Кто-то снова едет в ту же страну, а кто-то влюбляется в новую. Что можно сказать наверняка, так это то, что и дети, и послы всегда будут рады новой встрече!» Дарья Попович поделилась: «Наша экспедиция в Азербайджане завершилась полгода назад, а мне до сих пор пишут некоторые школьники. Мы шлём друг другу фотографии наших городов, рассказываем, какая погода за окном; мы подписаны друг на друга в Instagram».

Программа «Послы русского языка в мире» реализуется с 2015 года Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина при поддержке Министерства образования и науки, под эгидой Совета по русскому языку при Правительстве РФ. Участниками программы могут стать студенты, магистранты, аспиранты и молодые специалисты в возрасте от 18 до 30 лет. В конце прошлого года ими стали студенты Герценовского университета Варвара Володина, Елена Петренко, Дарья Попович и Анна Фатьянова. Варвара была в Армении, а Елена, Дарья и Анна – в Азербайджане. По результатам своих первых экспедиций девушки получили значок Посла русского языка, а это значит, что теперь они смогут отправиться и в другие экспедиции и рассказать о русском языке и русской культуре ещё большему количеству людей в других странах.

Также по теме

Новые публикации

Как известно, многие европейские партии предпочли не возводить проблемы миграции в ранг своих первоочередных, декламируемых ими задач на прошедших в конце мая выборах в Европарламент, отдав предпочтение вопросам охраны окружающей среды и борьбе с терроризмом. Однако выборы прошли, а множество проблем, связанных с регулированием миграционных потоков, осталось. Актуальна тема адаптации мигрантов и для России. Этим вопросам было посвящено прошедшее 15 июля в фонде «Русский мир» заседание экспертного совета фонда.
Туристический проект «Золотое кольцо Боспорского царства», объединивший наиболее интересные памятники и экспонаты античности 10 городов в 4 регионах России, проводит свой первый летний сезон. Сотни россиян и иностранцев этим летом открыли для себя античную Россию, став участниками маршрута. Турагентства, присоединившиеся к проекту, открыли автобусные и морские туры по «боспорским» городам продолжительностью от трёх дней до недели.
Как стало известно, городской совет по образованию Сан-Франциско по требованию местных активистов принял решение закрасить фрески на стенах местной средней школы имени Джорджа Вашингтона. Что такого примечательного в этих росписях и почему это интересно «Русскому миру»? Дело в том, что тринадцать панелей фрески «Жизнь Джорджа Вашингтона» были написаны в 1935 – 1936 годах русским художником-эмигрантом, учеником Диего Риверы Виктором Арнаутовым.
Кто в российских круизах не бывал, так это я. Да ещё по самой её главной реке – Волге! Сертификат на тур по России мне в торжественной обстановке вручили в прошлом году на Ассамблее  Русского мира в Твери. Дальше было просто – выбрать подходящий маршрут и круизный теплоход, списаться с туристической компанией, собрать чемоданы – и в путь-дорогу!
Недавно в библиотеке Русского центра Дома Чайковского в Гамбурге публике была представлена книга «Духовный путь Чайковского» Галины Сизко. В эту книгу также вложил свой труд и опубликовал её потомок семей Чайковских и фон Мекк. Денис фон Мекк – основатель благотворительного фонда имени Н. Ф. фон Мекк и коллекционер. «Русский мир» обратился к Денису с просьбой рассказать о том, чем занимается созданный им фонд, и о своей коллекции.
Несколько лет назад в Бразилии, в городе Санта-Роза, я познакомилась с матушкой Галиной Завадовской. Супруга почившего к тому времени отца Петра Завадовского, построившего в этом небольшом городке штата Рио-Гранди-ду-Сул храм в честь апостолов Петра и Павла, приехала тогда на престольный праздник храма  из столицы штата – Порту-Алегри.  Мы вспоминали с матушкой про отца Петра, о том, каким образом после войны они оказались в Бразилии...
В Белоруссии и России отмечают большой юбилей. 75 лет назад, 3 июля 1944 года, Красная армия освободила Минск. Возвращение столицы Советской Белоруссии стало знаковым эпизодом одного из крупнейших сражений Великой Отечественной – операции «Багратион» (23 июня – 29 августа 1944 года). Это грандиозное наступление позволило Красной армии наголову разгромить наиболее многочисленную группировку немецких войск на Восточном фронте – группу армий «Центр». Результатом стало освобождение Белоруссии, Польши и выход непосредственно к границам Третьего Рейха.
В Нидерландах завершился интересный музыкальный проект «Новый Бах», целью которого было познакомить голландскую публику с юными русскими органистами (15 – 18 лет), показать виртуозный уровень их исполнительского таланта и подарить ребятам уникальную возможность принять участие в мастер-классах знаменитых органистов Европы, поиграть на исторических органах, а также выступить вместе со своими сверстниками из Академии Свелинка – школы юных талантов при Амстердамской консерватории.