EN
 / Главная / Публикации / Совет Европы не помог нацменьшинствам Украины отстоять право учиться на родном языке

Совет Европы не помог нацменьшинствам Украины отстоять право учиться на родном языке

Редакция портала «Русский мир»28.05.2018

Министерство образования Украины категорически отказывается менять дискриминационный закон об образовании, ограничивающий право нацменьшинств обучаться на родном языке. Состоявшийся в Киеве семинар под эгидой Совета Европы так и не смог примирить позиции сторон. Представители венгерской общины Украины даже отказались в нём участвовать.


24–25 мая в Киеве состоялся семинар «Имплементация вывода Венецианской комиссии относительно статьи 7 "Закона об образовании": политика и практика образования языками национальных меньшинств». Семинар состоялся в рамках совместной программы Европейского союза и Совета Европы «Укрепление поддержки национальных меньшинств в Украине». В работе семинара приняли участие замминистра образования и науки Украины Павел Хобзей, глава офиса Совета Европы на Украине Мортен Энберг, заместитель главы офиса Совета Европы Томас Фреллесен, а также члены Венецианской комиссии Райнер Хоффман и Роберт Данбар, сообщает сайт СТРАНА.

Речь в очередной раз шла о попытках найти компромисс между жёсткой позицией министерства образования и науки Украины и интересами нацменьшинств. Напомним, что камнем преткновения стал новый закон об образовании Украины, принятый в сентябре 2017 года, который сразу же окрестили «скандальным». Из статьи 7 данного закона, которая называется «Язык обучения», следует, что представители национальных меньшинств после окончания начальной школы могут получать дальнейшее образование только на украинском языке. Исключение делается для коренных народов Украины, но закон, в котором они будут перечисляться, пока не принят. Впрочем, никто не сомневается, что «коренными» будут признаны лишь крымские татары, тогда как русские, венгры, поляки и евреи подобной преференции не получат.

После принятия данного закона министр иностранных дел Венгрии заявил, что «Украина воткнула Венгрии нож в спину». А президент Румынии отменил запланированный визит на Украину. После этого чиновники Евросоюза рекомендовали отправить скандальный закон в Венецианскую комиссию – консультативный орган по конституционному праву при Совете Европы. Арбитраж Венецианской комиссии вынес свой вердикт в декабре минувшего года. И хотя минобразования Украины тогда заявило, что принятое решение целиком и полностью в его пользу, это оказалось далеко не так. 

В частности, эксперты Венецианской комиссии отметили дискриминацию в отношении русского языка. «Параграф 4 статьи 7 предусматривает правовую основу для преподавания других предметов на официальных языках ЕС. Однако этот пункт не предусматривает решения для языков, не являющихся официальными языками ЕС, в частности для русского, как наиболее широко используемого в Украине языка после государственного», – говорится в выводах комиссии. «Менее благоприятное отношение к этим языкам сложно оправдать, и поэтому оно поднимает вопрос о дискриминационности нормы», – приходят к заключению эксперты.

Также они признают, что уменьшение объёма образования на национальных языках, особенно после начальной школы, вызвало волну критики, и она в значительной степени оправданна. По мнению членов Венецианской комиссии, «это приведёт к серьёзному уменьшению возможностей, предоставляемых лицам, относящимся к национальным меньшинствам, для обучения на их языках, что представляет собой непропорциональное вмешательство в существующие права».

Впрочем, выводы Венецианской комиссии никак не повлияли на мнение украинских законодателей. Как заявил спикер Верховной Рады Андрей Парубий, парламент Украины не будет вносить изменения в 7 статью закона «Об образовании».

Эта позиция осталась неизменной и на состоявшемся под эгидой Совета Европы семинаре. По словам его участника, председателя Русской общины Украины Константина Шурова, представители венгерского, румынского, молдавского и русского национальных меньшинств не отказались от своих претензий к закону и намерены добиваться соблюдения норм Конституции Украины. 

Впрочем, представители венгерской общины даже не сочли нужным принимать участие в семинаре, объяснив свою позицию тем, что министерство образования категорически не желает идти на уступки национальным меньшинствам. По словам Константина Шурова, «несмотря на все попытки представителей Совета Европы, разногласия между министерством образования и нацменьшинствами преодолены не были».

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева