RUS
EN
 / Главная / Публикации / «Отава Ё»: гусли и жалейки покоряют мир

«Отава Ё»: гусли и жалейки покоряют мир

Сергей Виноградов16.05.2018


Норвежка Дуся, китаянка Маруся… Если в скором времени в мире начнется бум на русские имена, винить в этом стоит фолк-группу из Санкт-Петербурга «Отава Ё». Их песня «Ой, Дуся, ой, Маруся» стала в прошлом году международным хитом, а клип на неё был назван лучшим музыкальным видео на кинофестивале в Нью-Йорке. 

На мировую сцену российские музыканты прорвались еще в 2015 году с песней и клипом «Сумецкая», который только на YouTube посмотрели свыше 14 миллионов раз. Это стало абсолютным рекордом среди российских фолк-видео. «Захотел выучить русский язык», – пишут в комментариях к видео на десятках языков. 

И говорят музыкантам лично. «Отава Ё» объехала с гастролями более 30 стран мира – от Португалии до Китая, собирая внушительную аудиторию, причём в основном из местных жителей. На лето у музыкантов большие планы – в июне выступят в Болгарии и Латвии, а также проедут с туром по Японии. В июле под Дусю и Марусю будут танцевать французы и финны, а также гости российского чемпионата мира по футболу. Перед жарким гастрольным летом лидер и один из основателей «Отавы Ё» Алексей Белкин рассказал корреспонденту «Русского мира», в каких странах более всего восприимчивы к русской народной песне и почему группа не исполняет «Калинку-малинку», хотя очень просят.

– Как вы стали музыкантом?

– Лет в 20 стал играть на гитаре. Один знакомый показал три аккорда, другой настроил гитару. И я на ней поигрывал недельку, пока не расстроилась. Потом был большой перерыв, после которого я решил заняться музыкой осознанно. Народные мотивы захотелось играть, когда услышал ирландские записи. Я в 90-е годы очень много кельтской музыки слушал. Да, ещё мне попалась версия песни «Ой ты, Порушка-Параня» в стиле панк, и мне очень понравилось.

 Ожидали, что «Сумецкая» так грянет, причем на весь мир? 

– Такой популярности не ждали, конечно. Она сразу выстрелила, цифры росли на глазах. Мы все клипы стараемся делать хорошо. Когда снимали видео на «Сумецкую», чувствовали, что получается здорово. Но тут многое сошлось. И музыка, и подача, и то, что привлекли в клип ребят из коллектива «Буза», которые там пляшут и выделывают разные удивительные штуки.  



– Читаете, что под видео люди пишут? Ваш клип стал для многих окном в подлинную Россию.

– Соглашусь, в клипе показан образ русского, непривычный иностранцу. Да и русскому непривычен. Что о России знают за рубежом: водка и медведи. А у нас ни водки, ни медведей, а всё-равно вставляет. Но не буду врать, мы не думали о том, что снимаем в «Сумецкой» Россию для иностранцев. Я бы вообще не стал разделять на наших и не наших. Есть люди, которых, как выясняется, трогают одни и те же вещи. Нет такого, что если ты француз, то тебя только жареными лягушками можно заинтересовать. Есть вещи, которые нас всех объединяют, хотя мы говорим на разных языках. Мы выступали в Иране, уж на что далёкая и закрытая страна. Познакомились с местным парнем, который говорит по-английски, – и нашли массу тем для беседы. Различий между людьми разных национальностей хватает, но большинство из них внешние, а внутри мы все очень похожи.

– В клипе на «Сумецкую» вы одеты в майки и шапки-ушанки. Это какая-то шутка для посвящённых?

– Это был момент, когда мы наигрались кельтской музыки и появилась идея петь народные русские песни с кельтской подачей. Известные, но мало кем исполняемые. Выпускали альбом и решили сделать снимок – фотограф нам предложил надеть килты, а также майки и ушанки. В итоге килты были заменены на брюки. Мы валяли дурака, хулиганили, это был кич. Разумеется, в таком виде на сцену мы не выходим. Выступаем в рубашках и штанах с этнографическими мотивами.   

– В своих песнях вы скрещиваете русский фольклор с мотивами других народов: в «Сумецкой» можно услышать шотландцев, а «Ой, Дуся, ой, Маруся» временами чуть не переходит в лезгинку. Хотите показать, что весь фольклор – из одного корня?

– Всё гораздо проще. Что есть под рукой, то и используем. У нас есть своё чувство, что в конкретной песне будет уместным, а что нет. Когда записывали «Ой, Дуся, ой, Маруся», нам показалось уместным соло на волынке, и мы его сыграли. Это не этнография, и мы вольны в своём творчестве. 


– Как к вам попали волынка и гусли?

– Волынка осталась после наших опытов с кельтской музыкой. А когда понял, что играть русские песни только на волынке не получается, стал присматриваться к гуслям. До этого ещё освоил жалейки и рожки. Отец моей жены играет на латышских гуслях, но учился у нашего новгородского музыканта. Я взял несколько уроков, увлёкся. Звучат они великолепно, не хуже балалайки.  

– Вы стали переводить слова песен на английский язык и размещать их вместе с видеоклипами. Некоторые фразы в переводе получаются забавными…

Вы удивитесь, но мы ни разу не играли перед эмигрантами. Наша публика – это местные люди. И в зале на 500 человек русских зрителей обычно человек 10 или чуть больше. Но, что интересно, никакого языкового барьера у нас с ними нет, хотя поем мы только на русском. Наши песни отлично понимают, и я не припомню такого, чтобы где то нас встречали гробовой тишиной. Энергетика, наша и русских песен, прёт со сцены, и люди это чувствуют

– Мы специально этим озаботились, когда прочитали комментарии зрителей. Пишут: «Ничего не понимаю, но круто». Решили дать возможность нашим иностранным зрителям узнать, о чём мы поем. Многие удивляются, такого они не ожидали. Например, то, что частушки «Сумецкой» исполнялись в деревнях перед кулачным боем стенка на стенку.  На заграничных гастролях подстрочников не даём и по-английски не поём, но перед каждой песней я что-то коротко рассказываю, ввожу в курс дела. Но так, чтобы не было похоже на лекцию.  

– За рубежом перед каким зрителем вы выступаете?

– Вы удивитесь, но мы ни разу не играли перед эмигрантами. Наша публика – это местные люди. И в зале на 500 человек русских зрителей обычно человек 10 или чуть больше. Но, что интересно, никакого языкового барьера у нас с ними нет, хотя поем мы только на русском. Наши песни отлично понимают, и я не припомню такого, чтобы где то нас встречали гробовой тишиной. Энергетика, наша и русских песен, прёт со сцены, и люди это чувствуют. Подпевают, танцуют, хлопают, визжат даже. Мы считаем концерт успешным, когда видим, что люди забыли, что они серьёзные взрослые дяди и тети, и отдаются драйву. Наверное, дело в том, что во многих западных странах не прерывалась культура фольклорного движения и люди приучены ходит на фолк-концерты, им интересно. За рубежом уже переиздали три наших альбома, сейчас ведутся переговоры о новых релизах. 

– На иностранных языках не поёте?

– Нет такой задачи. Хотя исполнили одну вещь по-французски и песню на латышском языке выпустили. Она вышла в местном издании, и произвела фурор – российская группа поет на латышском. Разучивать текст было нетрудно. У меня жена латышка, и я немного говорю на этом языке.  

– В каких странах люди наиболее восприимчивы к русским песням?

– Немцы классно заводятся, очень заводные голландцы – на наш недавний концерт в Амстердаме все билеты были проданы, многие не попали. А ещё мы в Голландии выступали на большом рок-фестивале под открытым небом. Одна из сцен была фолковой, и нам оказали такой прием, которого мы не могли ожидать. В Прибалтике нас очень любят, причем коренное население. Русские в большинстве своём нас не знают и, попав на наш концерт, очень удивляются: «Почему мы о вас ничего не знали?»    


– «Калинку-малинку» часто просят исполнить?

– Совсем скоро мы едем в Японию, и нам промоутеры прислали список из пяти песен, которые они хотели, чтобы прозвучали на концертах. Там «Калинка-малинка», «Коробейники», «Катюша» и ещё какие-то. Мы отказались, потому что эти песни не входят в наш репертуар и наши концерты – не стол заказов. У нас выработалась своя музыкальная концепция, в которую они не попадают. Не исключаю, что попадут, если мы найдём к этим песням свой подход. Я слышал казачью версию «Катюши» на три голоса, и это звучит фантастически.

– В своей бытовой жизни придерживаетесь народных традиций?

– В городе это непросто. Глиняная посуда у нас есть и очень нам нравится, но она не дружит с посудомоечной машиной (смеётся). Жена дома печёт хлеб иногда. Что ещё… Не употребляем алкоголь, не курим. Стараемся не ругаться, в группе мат запрещён. Без сомнения повлияло то, что мы занимаемся традиционной музыкой. Фольклор делает нас лучше.   
 

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

Переводчик, поэт, художник Кристина Зейтунян-Белоус родилась в Москве, с детства живёт в Париже. Перевела с русского на французский более 80 книг. В её «арсенале» — тексты Андрея Белого, Сергея Довлатова, Владимира Маканина и многих других российских поэтов и прозаиков, классиков и современников. 16 февраля в Париже Кристине Зейтунян-Белоус была присуждена премия «Русофония» за лучший литературный перевод с русского языка на французский. Она рассказала «Русскому миру» о своих корнях, этапах профессионального становления, о природе перевода поэзии, и о том, как современные французы знают русскую литературу.
Развернувшаяся на Украине кампания декоммунизации ударила не только по истории советской эпохи, но и по памяти о личностях, внёсших громадный вклад в общую историю и культуру России и Украины. Радикалы демонтировали памятники Суворову, Кутузову и добрались даже до Пушкина. В противовес этому группа неравнодушных граждан старается сохранить хотя бы информацию о памятниках русской истории и культуры.
На круглом столе, состоявшемся 15 апреля в фонде «Русский мир», обсуждалась судьба советского воинского мемориала в небольшом польском городке Тшчанка. Ещё в 1945 году здесь в братской могиле были захоронены останки 56 воинов Красной Армии, над могилой установлен величественный мавзолей. В сентябре 2017 года местные власти варварски снесли этот мемориал. Не только в России, но и в Польше эти действия вызвали возмущение.
Китайский студент Нижегородской консерватории Лю Иньлун исполнил на русском языке партию Ленского в постановке оперы «Евгений Онегин» на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета. По словам специалистов, последний раз китайский исполнитель выходил в этой роли на отечественной сцене в середине XX века, ещё при Мао Цзэдуне. О том, как он учился правильно петь по-русски, певец рассказал «Русскому миру».
Удмуртский госуниверситет и Университет Гранады (Испания), в котором открыт Русский центр, уже четверть века ведут успешное сотрудничество, в честь юбилея которого в Гранаде состоялась олимпиада по русскому языку. О том, как УдГУ налаживает международные связи, рассказывает начальник управления международного сотрудничества и связей с общественностью УдГУ Мария Безносова.
В рамках международной акции «Тотальный диктант» во Владивостоке в очередной раз прошёл тест TruD, во время которого иностранцы, владеющие русским языком, могли проверить свои знания. Проект объединяет всех, кто любит и изучает русский язык, несёт высокую миссию популяризации отечественной культуры и способствует дружбе народов.
Российское общество преподавателей русского языка и литературы продолжает серию исследований, посвященных практике набора и языковой адаптации иностранных абитуриентов в вузах России. В новый сборник, опубликованный на сайте РОПРЯЛ, вошли материалы, предоставленные 37 университетами из 35 российских городов, а также данные опросов 380 зарубежных абитуриентов.
Ещё в годы правления Никиты Хрущёва его внешнеполитический курс подвергался резкой критике со стороны Вячеслава Молотова, который долгое время был правой рукой Иосифа Сталина в решении крупных международных вопросов. О том, в чём Хрущёв был неправ с позиции сегодняшнего дня и что именно не нравилось в его политике Молотову, рассказал внук дипломата, доктор исторических наук Вячеслав Никонов.