EN
 / Главная / Публикации / Всё врут календари

Всё врут календари

Дмитрий Климов16.02.2018

Старинные куранты в Суздале. Фото: german242.com

Знаменитый афоризм из комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова, вынесенный в заголовок статьи, как нельзя лучше характеризует восприятие обществом тех глобальных перемен, которые затронули после Октябрьской революции 1917 г. практически все стороны жизни, отразившись даже на календаре.

Сто лет назад Россия перешла на новый порядок летоисчисления. 26 января 1918 г. Председатель Совнаркома В. И. Ленин подписал декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». 1918 г. стал короче сразу на 13 дней – именно настолько отличался к тому времени юлианский календарь, применявшийся в России, от григорианского, по которому европейские страны жили, начиная с 1582 г.  

В соответствии с принятым большевиками решением сразу же после 31 января 1918 г. наступало 14 февраля 1918 г. Образовался рукотворный временной провал, причём без применения «машины времени», о возможности создания которой до сих пор идут нескончаемые дискуссии среди физиков-теоретиков. В России появились соответствующие неологизмы – «старый стиль» и «новый стиль», т. е. одновременно приводились даты по отменённому этим решением юлианскому календарю и введённому григорианскому. С этим связано и появление практически необъяснимого иностранцам оксюморона «старый Новый год», отмечаемого в нашей стране неофициально, но практически каждой семьей. Даже во времена Советского Союза повтор традиционных новогодних телепередач стремились специально подогнать к этому не совсем понятному непосвящённым празднику.

История вопроса

Впрочем, папа Григорий XIII, чьим именем и назван новый календарь, также мог бы претендовать на патент в деле создания «машины времени». В 1582 г. исчезли по его воле сразу 10 дней, и после 4 октября наступило 15 октября. Правда, тогда это было не столь заметно. Набожных современников интересовало больше, какой именно день недели сегодня. В своём подавляющем большинстве неграмотное население с трудом могло воспринимать какие-то цифры. Да и особой необходимости у них в этом не возникало.  Нововведение коснулись в основном церковных служащих, вынужденных заполнять свои бесконечные бумаги уже на новый лад.

 Папа Григорий XIII. Фото: wikimedia.org

Предшественники Григория XIII на папском престоле в Ватикане Павел III и Пий IV также претендовали на роль реформаторов, но своё дело до конца не довели. Как справедливо посчитали астрономы того времени Христофор Клавий и Алозий Лилий, принятый римским императором Юлием Цезарем и введённый 1 января 45 г. н. э. календарь, получивший название в его честь, все более отличался от астрономического года. Дальнейшее же следование юлианскому календарю вело к постепенному смещению дня весеннего равноденствия, по которому церковь определяла дату Пасхи. С целью корректировки возникшего расхождения предлагалось более точно учитывать порядок наступления високосных годов.

Надо отметить, что далеко не вся Европа синхронно перешла в XVI веке на григорианский календарь. Первыми его ввели Испания, Италия, Речь Посполитая. Дания перешла на него более чем через сто лет –  в 1700 г., а Великобритания – в 1752 г. За ней через год – в 1753 г. – последовала и Швеция, в составе которой тогда находилась Финляндия. В Японии, долго сохранявшей свои национальные традиции, григорианский календарь ввели лишь в 1873 г., когда экономическое развитие страны потребовало более тесного сотрудничества с западноевропейскими странами. В Греции новый календарь появился уже после Советской России – в 1924 г. Китай одним из последних воспринял европейские порядки. До сих пор в Поднебесной принято отмечать наступление Нового года ещё и по Восточному календарю. 16 февраля в свои права вступил год Земляной собаки, как всегда, отмеченный с большим размахом и фейерверками. Эфиопия и Таиланд так и не признали «новшества».

Русская православная церковь в момент издания папской буллы Григория XIII не посчитала мудрым слепо доверяться откровениям астрономов и от нововведения отказалась. Правда, изменения в календарях всё же происходили. Напомним, что при Иване III в 1492 г. в России отказались от празднования Нового года 1-го марта и перенесли эту дату на 1 сентября. Петр I  в 1699 г. повелел отказаться на Руси от учёта лет со дня Сотворения мира и перейти к принятому в Европе летоисчислению от Рождества Христова. При этом наступление нового года было перенесено по петровскому  указу с 1 сентября на 1 января. Но при этом юлианский календарь оставался в силе. К 1800 г. разница между календарями составляла уже 12 дней и достигла нынешних 13 дней  к 29 февраля високосного 1900 г.

В 1699 г. Петр I ввёл в России новый календарь. Фото: cf.ppt-online.org

Нельзя утверждать, что в России не обращали внимания на имеющее место расхождение в календарях. Растущие связи с Европой требовали единообразного учета дат и смены лет.  В 1830 г. Петербургская академия наук заявила о необходимости всё-таки принять  григорианский календарь, но получила отповедь от министра народного просвещения князя К. А. Ливена, посчитавшим сие дело «несвоевременным», «недолжным» и могущим произвести «нежелательные волнения» и «смущение умов». Император Николай I с доводами своего министра согласился, и реформа календаря была отложена на неопределённое время. 

 Интересно, что в России не намеревались ограничиться лишь новаторскими идеями XVI века. В 1899 г. комиссия при  Русском астрономическом обществе предложила ввести отнюдь не григорианский календарь, а значительно более точное времяисчисление, основанное на проекте И. Г. Медлера. Учёный предложил ввести календарь, в котором ошибка в одни сутки накапливалась бы за 100 тыс. лет. В действующем тогда в России юлианском календаре подобная ошибка накапливалась за 128 лет, а в григорианском – за 3200 лет. В комиссии принял активное участие и выдающийся русский учёный Д. И. Менделеев. Но рациональные предложения комиссии по введению нового календаря, который мог бы в дальнейшем послужить образцом для всех остальных стран, были вновь отвергнуты правительством. Очередная комиссия по реформе календаря заседала в момент Революции 1905 г.,  и исход её работы в момент острого внутриполитического кризиса был предсказуем и очевиден – вопрос был отодвинут на неопределённое время.

Глобалистский проект большевиков

Поскольку доводы Русской православной церкви после Октябрьской революции 1917 г. новое правительство во главе с В. И. Лениным не считало достойными внимания, рассматривая их не иначе, как проявление «буржуазного мракобесия», реформу провели с истинно большевистским напором. При этом сдержанный вариант перехода, который предусматривал постепенное сокращение накопившегося расхождения и был рассчитан на ближайшие 13 лет – по одному дню предлагалось отнимать каждый последующий год, – был отметён что называется  «с порога». Про действительно передовой проект И. Г. Медлера даже не вспомнили. 

В декрете Совнаркома всё было сформулировано достаточно чётко и ясно:  новый календарь принимается «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».  Априори России тем самым признавалась некой «отсталой» страной, которая вынуждена вечно кого-то «догонять». Кстати, мысль об отсталости России ещё долго эксплуатировалась советской исторической наукой. Разумеется, Россия отставала от уровня некоторых европейских стран, но и «отсталой» не была. Это вообще трудно себе вообразить, когда речь шла об одной из колониальных держав с энергично развивающейся промышленностью. В целом подобная логика вполне объяснима, поскольку иначе необходимость столь решительных перемен трудно было бы оправдать.

Декрет Советской власти о переходе на новый календарь. Фото: ru.wikipedia.org

Но при этом и нечто истинно передовое не предлагалось и даже не рассматривалось. Россию предлагали включить в некий «глобалистский проект», продвигаемый, правда, большевиками, связав нашу страну с иными идеологиями и течениями, которые были ей исторически чужды. Всё это укладывалось в логику «мировой революции», или перманентной революции, теорию которой предложил в своём одноименном труде один из руководителей большевиков Л. Д. Троцкий. 

В данном случае важно было принять унифицированный календарь с другими странами, где могли произойти и даже происходили революционные выступления с вполне практическими целями – для координации действий революционных масс. Мировой революции, однако, вопреки всем теоретическим рассуждениям классиков нового философско-идеологического учения не случилось, а календарь остался. Русская православная церковь новшества не приняла и до настоящего времени придерживается юлианского времяисчисления.

Обращает на себя внимание одна деталь. Текст декрета Совнаркома о введении григорианского календаря в большей части был посвящён делам вполне мирским. Достаточно подробно в 9/10 всего текста документа рассказывалось, как и в каком порядке следует начислять зарплаты и разного рода иные выплаты в связи с исчезновением почти 2-х недель. Разумеется, о том, чтобы кто-то получил деньги за несуществующие, вычеркнутые дни речи не было. И это тогда, когда все глашатаи новой власти на каждом углу провозглашали деньги ничего не значащим «презренным металлом» и их скорую отмену. Что по факту вскоре и произошло в период т. н. «военного коммунизма», но лишь на весьма непродолжительный период, связанный с развернувшейся Гражданской войной в России, по окончании которой всё вновь встало на свои места, а деньги никто и не подумал отменять вовсе.

Разумеется, развитие средств информации, появление скоростного транспорта диктует свои условия по общемировому учёту течения времени. В противном случае в условиях продолжающейся всеобщей унификации, когда некогда игравшие огромное значение национально-государственные различия отходят на второй план, человечество ожидает неминуемый коллапс или перспектива жить каждому народу в своём обособленном мире, что не было возможным даже во времена «мрачного» Средневековья.

В этом смысле инициатива большевиков носила явно прогрессивный характер, тем более что она возникла не спонтанно и не на пустом месте, а имела для этого вполне объективные предпосылки. 

Этот шаг свидетельствует и ещё об одной стороне вопроса. Большевики, вопреки расхожим рассуждениям о неком их стремлении к самоизоляции и отрыве от остального «прогрессивного» и буржуазного мира, напротив, стремились войти в мировое сообщество, осуществляя  первый в мире глобалистский проект, авторство которого не совсем корректно приписывают сегодня западным лидерам. 

Также по теме

Новые публикации

Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
Цветаева