RUS
EN
 / Главная / Публикации / Московский университет приглашает студентов в космос

Московский университет приглашает студентов в космос

Светлана Сметанина13.02.2018

Фото: КЦ «Южный»

В этом году факультет космических исследований МГУ им. М. В. Ломоносова впервые объявляет о наборе студентов на специалитет сроком обучения шесть лет. В нашей стране никогда раньше не существовало отдельного учебного заведения для подготовки специалистов космической индустрии. О задачах нового факультета рассказывает координатор учебной работы Артём Савчук.

– Факультет космических исследований МГУ был создан ровно год назад – в феврале 2017. Это совместный проект с Роскосмосом?

– На самом деле Московский университет давно вёл различные проекты, связанные с космической тематикой. Например, ещё в 80-е годы наши специалисты участвовали в разработке центрифуги для космонавтов – её можно увидеть в Центре подготовки космонавтов, где она до сих пор используется. Кроме того, у Московского университета есть собственный спутник «Ломоносов», до этого был запущен спутник «Татьяна». Ведутся исследования по ядерной физике – их ведут коллективы Научно-исследовательского института ядерной физики им. Д. В. Скобельцына (НИИЯФ МГУ). Естественно, довольно много групп работает на физическом факультете.

В какой-то момент появилась идея свести всё это вместе и создать факультет космических исследований. А корпорация «Роскосмос», конечно же, один из основных наших партнёров, с которым мы активно сотрудничаем.

– В прошлом году факультет уже набрал 40 человек в магистратуру. А конкурс был, чтобы туда попасть?

– Да, был большой конкурс на программу «Интеллектуальные технологии смешанной реальности для аэрокосмических систем» – мы на факультете коротко называем её «виртуальная реальность». Есть лаборатория, которая как раз занимается именно этим, там работает установка виртуальной реальности. На это направление был конкурс шесть человек на место по заявлениям перед экзаменами. Как известно, абитуриенты могут подавать заявления на несколько направлений. 

На направление «Методы и технологии дистанционного зондирования Земли» было два человека на место. Но тут нужно учитывать, что наш факультет был создан только 16 февраля 2017 года и не так много ребят успели о нём узнать. О том, что мы набираем на магистерские программы, мы объявили только в конце марта. 

В 2018 году будет открыт набор в специалитет с первого курса. Скорее всего, там будет 15 бюджетных мест. Дело в том, что цифры приёма на 2018 год были распределены ещё в январе – феврале 2017 – до создания факультета, поэтому у нас нет контрольных цифр приёма. Кроме того, идут переговоры с различными предприятиями космической отрасли о целевом приёме на платные места. В этом случае предприятие заключает договор со студентом, оплачивает его обучение, а студент после окончания обучения обязуется отработать несколько лет на этом производстве.

– Каковы сегодня, на ваш взгляд, перспективы выпускников факультета космических исследований? В 90-х годах космические программы закрывались. Сейчас говорят о том, что космос нам нужен. А что можно сказать тем ребятам, которые захотят прийти на ваш факультет?

– Да, действительно, в 90-е годы финансирование космических программ было сильно ограничено: по крайней мере, по некоторым программам, например по МКС, был ноль. И это очень тяжело сказалось на квалифицированных кадрах, инженерах. Сейчас финансирование у нас улучшилось. 

Артём Савчук. Фото: Вконтакте/факультет космических исследований (ФКИ) МГУ

Космическая отрасль очень большая и человекоёмкая, поэтому, конечно, наших выпускников на предприятиях отрасли очень ждут. Сейчас активно используются результаты космической деятельности – то же дистанционное зондирование, где объём информации растёт с огромной скоростью. Здесь, я уверен, наши выпускники без работы точно не останутся. 

Ну и конечно, нужно учитывать, что технологии космической отрасли постоянно переходят в другие сферы деятельности. Те же технологии смешанной реальности, которые изначально предназначались для тренировок космонавтов, для работы с вестибулярным аппаратом, сейчас используются довольно широко в других отраслях. 

– В последнее время мы о космосе слышим постоянно. Говорят и о лунных экспедициях и даже о полётах на Марс. Всё это – реальные задачи, которые такие космические державы, как Россия и США, ставят перед собой?

– На настоящий момент ни одна страна ни в состоянии профинансировать даже проект создания лунной станции. Даже Соединённые Штаты, несмотря на гигантский объём финансирования. По одной простой причине: один килограмм груза, доставленный на Луну, стоит примерно в десять раз больше, чем килограмм, выведенный на орбиту Международной космической станции. Просто больше затраченной энергии – чистая физика.

И соответственно, лунная программа неподъёмна для одной страны. Ясно, что это будет международное сотрудничество. И проект создания лунной станции не за горами.

– На ваш взгляд, есть ли интерес к таким совместным проектам с американской стороны?

– Несомненно. Здесь наблюдается обратная зависимость: чем хуже отношения между нашими государствами, тем лучше идёт кооперация в космической отрасли. Наши ученые работают совместно с американцами, европейцами, японцами. Несколько отдельно движутся китайцы. И  совместная работа по созданию лунной космической станции сейчас уже идёт. 

В каком состоянии сегодня находится наша космическая отрасль?

– Космическая отрасль очень высокотехнологична. Впрочем, в наше время почти все отрасли стали высокотехнологичными. Это ещё один пример того, как технологии, будучи отработанными в космической отрасли, перетекают в другие. Могу сказать, что российская космическая отрасль сейчас находится на хорошем уровне. 

– Раньше каждый школьник мечтал стать космонавтом, а что можно сказать о современных детях – им космос интересен?

– Конечно. Тут нужно учитывать, что современные школьники больше склонны к самостоятельным проектам, им больше нравится что-то делать самим, нежели просто слушать лекции, и мы это, конечно, учитываем. Наш факультет старается развивать такую проектную деятельность. Например, у нас есть замечательный проект «Воздушно-инженерная школа». Она существовала ещё до создания нашего факультета и базируется в НИИЯФ. Занятия там ведут преподаватели физического факультета, института ядерной физики, нашего факультета. 


Чем занимаются ребята? Они объединяются в команды, создают свои ракеты на пороховых двигателях и их запускают. Сначала невысоко – на 200 метров, потом повыше – и доходит до запуска в стратосферу. Каждая команда в обязательном порядке устанавливает на ракете спускаемый аппарат и снимает телеметрию. Кроме того, командам даётся задание придумать что-то своё. Кто-то пытается отстрелить парашют спускаемого аппарата и смоделировать спуск на поверхность земли – мягкую посадку. Таким образом определяется команда-победитель. Конечно, такая практика ребятам очень полезна и главное – очень интересна.

Кроме того, в нашей университетской гимназии для школьников 10-х и 11-х классов идут сейчас два проекта. Например, в десятых классах осуществляется проект по созданию базы снимков. Ребята своими руками собирают принимающую антенну. Потом принимают на эту антенну сигнал с нашего погодного спутника. Следующее задание – обработать этот сигнал, получить изображение и создать портал с базой космических снимков. 

Могу сказать, что инженерные специальности среди школьников сейчас популярны – именно потому, что им нравится что-то делать самим.

– Что касается наших соотечественников из других стран, они могут к вам поступать?

– Да, и сейчас в магистратуре у нас учатся несколько студентов из бывших союзных республик. Например, студент из Таджикистана – один из наших лучших студентов. Дело в том, что у МГУ есть филиалы в странах СНГ, и как раз выпускники бакалавриатов этих филиалов часто приезжают в Москву для продолжения учёбы. 

 День открытых дверей на факультете. Фото: Вконтакте/факультет космических исследований (ФКИ) МГУ

– Факультет планирует создавать онлайн-курсы для тех, кто интересуется космическими исследованиями?

– Мы собираемся создать такой онлайн-курс. В этом семестре будет читать курс легендарный человек – Михаил Яковлевич Маров, который будет рассказывать о физике космоса. Мы хотим этот цикл лекций записать и сделать онлайн-курсом.

– А что касается нерусскоязычных студентов из других стран – есть такой запрос на учёбу на факультете?

– Набор иностранных студентов на нашем факультете также объявлен. Насколько мы знаем, уже есть желающие из тех студентов, которые сейчас обучаются на подготовительном отделении МГУ. Кроме того, есть запрос от одного зарубежного университета, который хотел бы присылать своих студентов на дополнительное обучение (где-то на два года) на платные программы. В таком случае у них были бы двойные дипломы. Думаю, что в ближайшем будущем мы сможем это осуществить. 

Также по теме

Новые публикации

Всю эту неделю в Рязани говорят о далёком прошлом и ближайшем будущем. В городе открылся первый Международный форум древних городов, который стал глобальной площадкой, на которой обсуждаются вопросы развития и сохранения городов возрастом 500+. Делегатов на форум прислали не только города России, но также Европы и стран СНГ.
17 августа 2018 года исполняется 220 лет со дня рождения Антона Дельвига (1798–1831 гг.). Что мы знаем о нём? Ближайший друг Пушкина. Не очень способный. Медлительный. Склонный к праздности и рассеянности, но… «только не тогда, когда он шалит или резвится: тут он насмешлив, балагур, иногда и нескромен», – читаем мы в лицейской характеристике 14-летнего Антона. К юбилею Антона Антоновича Дельвига о его личности и вкладе в русскую литературу размышляют литературоведы Института Пушкина.
Фонд «Устойчивое развитие Болгарии» продолжает работу в рамках Национальной программы  чествования 140-й годовщины Русско-турецкой Освободительной войны 1877–1878 гг., которая осуществляется под патронатом президента Республики Болгарии Румена Радева. В начале августа был организован поход по местам боевой славы, в котором приняли участие школьники из Болгарии, России и Приднестровья.
160 молодых соотечественников из 19 стран мира соберутся в болгарском Китене на Международном фестивале молодёжи, который проводит Ямало-Ненецкий автономный округ. О том, почему именно работа с молодыми соотечественниками стала основным направлением международной деятельности, рассказывает начальник управления международной деятельности департамента международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого АО Евгения Барышникова.
Десять лет назад фотограф Иван Хафизов отправился в командировку в Саратовскую область, в город Энгельс. Проходя по улице, он сделал фото деревянного дома с яркими ставнями. С этого момента началась история первого в России Виртуального музея наличников.
Памятник Илье Муромцу недавно с помпой открыли в Киеве. На Украине событие подали как весомый (ещё бы – две тонны бронзы) аргумент в пользу версии о черниговском происхождении Ильи Муромца. У соседей же считают, что богатырь родился под Черниговом, а не в Карачарове Владимирской области, как следует из былин канонического цикла. О том, что связывает былинного богатыря с Муромом, узнал корреспондент «Русского мира».
Близится начало нового учебного года, и в русскоязычном сообществе Южной Кореи идёт активное обсуждение русских учебных заведений, школ, кружков и детских клубов.  Родители выбирают детям их учебный путь: отдать в корейскую, русскую или международную школы, подбирают факультативы и программы домашнего образования, ищут, как и где можно обеспечить детям комфортную среду для дружбы и общения.
За последние годы количество студентов, изучающих русский язык на филологическом факультете Ферганского государственного университета, выросло в несколько раз. После долгих лет забвения русский язык сегодня требуется практически везде, отмечает старший преподаватель кафедры русского языка и литературы филологического факультета ФГУ Олеся Веч.