EN
 / Главная / Публикации / Технология нового времени

Технология нового времени

Сергей Виноградов26.01.2018


Должен ли современный школьник уметь сколотить табурет? Или знания о том, как проектируется дом и почему ходит робот, сегодня важнее? В последнее время вокруг, казалось бы, забытого школьного предмета технология (бывший «труд») развернулись дискуссии. России нужны квалифицированные рабочие и инженеры, и их уже готовят. Об этом, в частности, свидетельствуют успехи наших ребят на Международном чемпионате рабочих специальностей WorldSkills.

На недавнем чемпионате WorldSkills, который прошёл в Екатеринбурге, группа экспертов из нескольких авторитетных организаций и объединений выступила на кардинальные перемены в преподавании технологии в школах. Предлагается пересмотреть устаревшие программы, обозначить иные приоритеты, оснастить школы новым оборудованием и провести переподготовку педагогов. Однако выяснилось, что в разных регионах России многие из этих перемен уже произошли, правда, пока за ними стоят энтузиасты. Нельзя не заметить и другую тенденцию: в школьные трудовики  потянулась молодые мужчины, образованные и успешные. «Русский мир» выслушал мнения учителей технологии новой формации о настоящем и будущем этой школьной дисциплины. 

Максим Спиров, учитель технологии школы № 11 (г. Архангельск). Победитель городского конкурса «Учитель года» (2017)

– Я окончил институт по специальности «Технология предпринимательства» и ещё студентом понял, что пойду работать в школу. То, как преподавали технологию раньше, сейчас уже неактуально. И я рад, что здесь у меня появились возможности изменить ситуацию. Мы  второй год апробируем новую программу по технологии под редакцией Бешенкова, в неё включены элементы робототехники. При этом традиционная технология никуда не ушла – проходим свойства древесины и металла, работаем инструментами. Но в программе Бешенкова около 40 % занимает изучение новых технологий, в том числе нанотехнологий, биотехнологий и так далее. Но упор, повторюсь, сделан на робототехнику.

Мне кажется, это правильно. Немаловажно, чтобы ученикам, которые выросли и живут в мире гаджетов и прогрессивных технологий, было интересно приходить на занятия. И мы перед тем, как перейти на новую программу, проводили опросы среди школьников. Они сказали, в особенности ученики 7–8 классов, что видят себя в будущем программистами, инженерами, техниками и так далее. Мы пошли у них на поводу, могу в этом признаться. 

Переход на новую программу потребовал закупки учебного оборудования, приобретения наборов для занятий робототехникой. Руководство школы меня поддержало, кстати, школа у нас самая обычная, без углублённого изучения предметов. Мы построили обучение так, что в 5–6 классе, когда у детей еще сохранился интерес к поделкам, мы изучаем основы технологии, работаем инструментами. А с 7-го класса, когда интересы меняются в сторону цифровых технологий, подключаем на робототехнику и другие передовые знания.   

Первые результаты уже видны – ребятам нравятся уроки, равнодушных стало меньше. И заинтересованность повысилась. На последнем робототехническом фестивале мои ребята стали победителями, опередив воспитанников специализированных кружков. 

Нужно ли современному человеку уметь прибить гвоздь? Это вопрос вопросов. Недавно шестиклассник задал мне вопрос: «Зачем мне это уметь? Я мастера найму». Я ответил, что с него, как с мужчины, никто не снимал обязанности построить дом и посадить дерево, как и других мужских обязанностей. Прогресс движется быстро, но в обозримом будущем от работы руками нас никто не освободит. Меняются инструменты, но навык и привычка к труду всегда будут востребованы.  

Станислав Матчин, учитель технологии школы № 12 (г. Рыбинск). Победитель городского этапа конкурса «Учитель года» (2014)

– Как я пришёл в школу? В 2009 году закончил педагогический институт и подался за большими деньгами на заработки, работал в сфере строительства и ремонта. После года такой жизни уволился, потому что происходящее меня не устраивало: работа однообразна, нет роста ни карьерного, ни душевного, ни умственного. Пошёл в школу учителем физкультуры, и с первой недели профессия увлекла. Прежде всего, своей способностью к бесконечному самосовершенствованию, к полёту  фантазии в разработке уроков и тем, что я, наконец, увидел результаты своего труда. Потом предложили взять ещё и часть уроков технологии, потому что прежний учитель заболел. Через пару лет полностью ушёл от физкультуры и погрузился в технологию. О чём не жалею, потому что в этом предмете мог реализовать себя на все 100 %.

Теперь о своих уроках. Я приверженец старой школы и максимально даю тот материал, который каждому пригодится в жизни, вне зависимости от выбранной профессии. Мои ученики умеют обращаться со слесарным и столярным инструментом, и, по крайней мере, перед их будущими женами я не буду чувствовать себя виноватым. При этом стараюсь следовать современным стандартам образования в своей дисциплине.

Я бы ни в коем случае не стал называть нынешних детей поколением безруких или белоручек.  Неумехи были всегда – и в моём детстве, и в поколениях наших родителей и дедов. Мне кажется, для освоения тех знаний и навыков, которые я даю, каждому человеку нужен учитель, причём в правильное время. И не важно, кто он – школьный преподаватель, отец, дедушка или отчим. Если ребенок попал к тому, кто не заинтересован в том, чтобы сделать его умельцем и передать опыт, то не его вина.

Я убеждён, что воспитание – это дело семьи, а не школы. Наша задача – научить. При этом среди главных задач своего предмета (а может быть, это самая главная задача) я считаю воспитание уважения к физическому труду и к рабочим профессиям.

Валерий Чуканов, учитель технологии школы № 30 (г. Вологда). Абсолютный победитель регионального конкурса «Педагогический дебют» (2016)

– Я по образованию историк, окончил педагогический университет. Работал в полиции, в торговле, но решил попробовать поработать по специальности. Учителя истории в Вологде не требовались на тот момент, но искали преподавателя технологии. Я узнал, что в городе проблемы с учителями этой дисциплины. Молодые кадры практически не идут, 2–3 человека на 40 школ. Я решил попробовать. Отработав первый год, уволился – нервы не выдержали. Но, подумав месяц-другой, вернулся. И вот уже пять лет я учитель технологии. Постепенно стали предлагать варианты продвижения, появились конкурсы, идеи. 

Про учителей технологии сложилось мнение, что их предмет очень лёгкий для преподавания. Выдал детям заготовки и ушёл в свою каморку, пока они табуретку сколачивают. Возможно, в старые времена зачастую так и происходило. Я вспоминаю свою школьную юность, у нас трудовики менялись иногда по нескольку раз в год.

У меня не так, никаких каморок. Возможно, потому что я не готовился быть учителем технологии. Мне важно не то, чтобы ученик научился конкретно табуретку делать, а чтобы усвоил определённые навыки для жизни и развития. Технология – комплексный предмет, и это выделяет её из числа многих других дисциплин, даёт огромный потенциал. Условная табуретка, сделанная на уроке, важна не сама по себе, а тем, что в процессе работы школьник узнаёт многое о материалах, учится разрабатывать и читать чертежи, а ещё планировать свою деятельность, работать в команде и так далее. И всё это пригодится ему практически в любой профессии, которой он посвятит себя.
 
Стандарты преподавания технологии постоянно меняются, и я вижу тенденцию, которая  в будущем выльется в то, что мальчиков и девочек не будут разделять на занятиях по технологии. Все будут получать всё. Девочек подключат к изучению робототехники, а мальчики будут постигать кулинарию. Мир движется к универсальности, и школа старается не отставать.         

Также по теме

Новые публикации

В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева