История страны на ёлке
Светлана Алексеева29.12.2017
В эти дни 130 лет со дня основания отмечает старейшая в России фабрика по производству стеклянных ёлочных игрушек, – предприятие народных художественных промыслов «Ёлочка» в подмосковном Клину. В клинских игрушках, как в новогоднем шаре, выпукло отражается вся история рождественских и новогодних ёлок в России. Правда, поначалу стеклянные украшения использовались вовсе не для рождественских ёлок, а для женских нарядов.
В середине XIX века князь Александр Сергеевич Меншиков, морской министр России и генерал-губернатор Финляндии, правнук сподвижника Петра Первого, отойдя от государственной службы, решил заняться, как бы сегодня сказали, бизнесом. Всё-таки коммерческая жилка прадеда – одного из богатейших людей страны – давала о себе знать. Но и с наследством правнуку тоже повезло. В его подмосковном имении Александрово были открыты богатейшие залежи кварцевого песка. И вот в 1848 году князь получает разрешение на открытие в имении стекольного завода с тремя печами и штатом из 80 работников, нанятых из окрестных крестьян. Довольно быстро стекольный промысел стал успешным.
«Клинское подворье» – Музей ёлочной игрушки в Клину. Фото: klinvk.ru
Правда, ни о каких ёлочных украшениях поначалу речи не шло. Стекольный завод начал выпускать гораздо более практичную и необходимую в хозяйстве продукцию – аптечные пузырьки, флаконы, бутылки, градусники. Сегодня в музее фабрики «Ёлочка» можно увидеть, например, крошечный (1,5 см) флакончик для яда – видимо, тоже пользовался спросом.
Именно этот стекольный завод положил начало народному стеклодувному промыслу, когда производить стеклянные изделия стали местные кустари-одиночки в собственных домах. Исследователи выяснили, что в 1887 году крестьяне Егор Векшин и Яков Орлов освоили секреты изготовления дутых стеклянных бус.
Позднее местные крестьяне разработали особую «камушную» технологию. Таким образом делались «камушки» для женских бус – размягчённое на огне стекло навивалось на железный прутик. Самым сложным в этом деле было проколоть отверстие для нити. Позже появился специальный пресс для изготовления «камушков» любой формы – так появились стеклянные пуговицы. Бусы получались разноцветными, яркими и вполне практичными – не бились.
Спрашивается, а при чём же здесь ёлки? А вот причём. В конце XIX века в Нижнем Новгороде проходила знаменитая Нижегородская ярмарка, где, разумеется, была представлена и продукция клинских стеклодувов. И кому-то из них пришла в голову гениальная, как оказалось, идея – украсить «камушковыми» и дутыми бусами ёлку. Именно с этого момента у стеклянных бус клинского производства начинается совсем другая жизнь: они постепенно уходят из женского наряда, зато с успехом приживаются на рождественских ёлках.
На фабрике ёлочных игрушек. Фото: gradyar.ru
До этого времени ёлочные украшения, появившиеся в России, как и сам обычай украшать ёлку, с лёгкой руки супруги Николая I, были в основном съедобными: конфеты, печенья, фрукты. Интересно, что первые стеклянные шары для украшения рождественской ели были созданы ещё в 1848 году – в немецком городке Лауш. Они были довольно тяжёлыми, покрытыми изнутри слоем свинца, а сверху украшены блёстками. Более лёгкие и изящные изделия появились лишь 20 лет спустя, когда новые технологии с использованием газовой горелки позволили выдувать более тонкостенные шары и другие фигурки.
В России подобные украшения стоили довольно дорого, и многие семьи, чтобы не тратиться, попросту брали необычные ёлочные игрушки напрокат. В более широкое потребление стеклянные игрушки вошли после открытия местных производств.
Все новогодние каникулы в музее-заповеднике «Коломенское» будет работать выставка «Хрупкое чудо на новогодней ёлке», посвящённая 130-летию клинского стеклодувного промысла. Там можно подробно рассмотреть, как менялась новогодняя игрушка, отвечая на запросы сначала подданных Российской империи, а потом граждан СССР.
Одна из уникальных игрушек более чем столетней давности – стеклянный самовар. Чтобы его изготовить, необходимо было произвести 18 операций за три минуты. Там же можно увидеть и ёлочное украшение в виде «деревянной» расписной ложки, также невероятно сложное в исполнении.
Ёлочный набор «Чаепитие». Фото: topgiper.ru
Революционные перемены в стране не могли не затронуть и ёлочные украшения. Поначалу они и вовсе исчезают из обихода нового советского человека – вместе с новогодними праздниками. Но в 1935 году ёлку возвращают на положенное ей место. Понятно, что для советского праздника нового образца требовались вовсе не ангелы и рождественские младенцы, а совсем другие герои. Например будёновцы, красноармейцы, парашютисты, дирижабли, серп и молот – все они висели по соседству на ёлках. Тогда же – в 30-е годы – была выпущена серия игрушек, посвящённая экспедиции Папанина на Северный полюс. Ещё одна популярная серия той эпохи – цирковое искусство: акробаты, клоуны, барабаны. В 60–70-е годы ёлки завесили «фруктами» и «овощами» – стеклянными кукурузами, баклажанами, огурцами, помидорами, ананасами. Ну и, разумеется, важная тема космоса также нашла своё отражение – в виде космонавтов и ракет.
Очень популярными сериями стали «Сказки» и «Фигурки»: ребёнок с коньками, девочка в русском платье, русская красавица, фигурки в национальных костюмах. Именно такого рода игрушки – в ретро-стилистике советского времени – пользуются и сегодня повышенным спросом в магазинах. Поэтому мастера на фабрике восстанавливают старые игрушечные формы и после небольшой модернизации вновь пускают их в производство.
Игрушки по мотивам балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Фото: klinvk.ru
Есть в ассортименте и шары, посвящённые произведениям Петра Ильича Чайковского, написанным на клинской земле – «Щелкунчик», «Времена года». В следующем году появится «Космическая серия» с космонавтами, ракетами и планетами. По заказу правительства Москвы выпускались шары с изображением самых известных видов столицы – Спасская башня, храм Христа Спасителя, ВДНХ, МГУ. В общем, сегодня ёлочная игрушка в качестве подарка к Новому году вполне может составить конкуренцию традиционным парфюмерным изделиям и другим сувенирам.