SPA FRA ENG ARA
EN

Правила жизни Леонида Броневого

Светлана Сметанина11.12.2017

Фото: izbrannoe.com

Он мечтал быть военным или дипломатом, а стал всенародно любимым актёром. Хотя никогда не придавал своей славе особого значения, считая актёрскую профессию, скорее, женским делом. 17 декабря Леонид Броневой отметил бы свой день рождения, но лишь немного не дожил до 89-летия.

Леонид Броневой родился 17 декабря 1928 года в Киеве. Его отец (Соломон Факторович, фамилия Броневой появилась после участия в революционных событиях в Одессе) служил в экономическом отделе органов  госбезопасности. Как рассказывал в интервью сам Леонид Сергеевич, отец вместе с братом занимался поисками подпольных миллионеров и изымал у них золото. После его ареста в 1936 году по обвинению в троцкизме мать жаловалась сыну: «Сколько золота прошло через его руки, хоть бы крупицу себе оставил». С мужем она после этого развелась, сменив сыну отчество на Сергеевич. Отец окончательно освободился лишь в 1954 году. 

В жизни Леонида Броневого после ареста отца изменилось не только отчество. Из Киева пришлось уехать – как оказалось, навсегда. Сначала в ссылку в Кировскую область. Потом в эвакуацию – в Чимкент. Там школьник Лёня Броневой быстро освоил науку выживания: работал учеником пекаря, секретарём-машинистом, подмастерьем в пошивочном цехе кукольного театра. 

В 1945 году поступил в Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского – только в этом институте в анкете не было вопроса про репрессированных родственников. Во время учёбы выучился играть на аккордеоне и подрабатывал в ресторане, исполняя репертуар Вертинского. После окончания вуза начался более чем 10-летний период поиска своего места в профессии. Молодой актёр за эти годы успел поработать в пяти театрах, разбросанных по всему Советскому Союзу – от Магнитогорска до Грозного.

В 1961-м он перебрался в Москву – к родственникам жены, которая к тому времени умерла от рака, оставив его с 4-летней дочкой на руках. В одном из своих редких интервью Леонид Сергеевич признался, что не женился до тех пор, пока дочка не закончила институт, – «чтобы не травмировать». Но зато вторая жена, инженер по профессии, стала для него настоящим подарком судьбы. Именно так он говорил о ней в интервью: «Не может же бог всё время наказывать – то ссылать, то голод посылать. Он наградил меня очень большим подарком – женой. Никогда не думал, что доживу до 85, – это всё благодаря заботе жены».  

Именно вторая половина его жизни стала по-настоящему счастливой и успешной. Вообще на примере таких судеб лишний раз убеждаешься, насколько актёрская профессия зависима от воли случая: пока в 1962 году Леонид Броневой не устроился в Московский драматический театр на Малой Бронной, он зарабатывал на пропитание тем, что играл в домино на Тверском бульваре. 

В театре на Малой Бронной он прослужил 26 лет. Но всё-таки настоящая любовь у артиста случилась именно с театром им. Ленинского комсомола – «Ленкомом», куда он пришёл в 1988 году. Кстати, Марка Захарова всячески отговаривали брать Броневого, убеждая, что у артиста плохой характер. Но сам главный режиссёр «Ленкома» уверен, что большой талант имеет право на капризы: «Обычно у великих мастеров характер – не сахар».

Ну а в 1973 году, когда вся страна, припав к телевизорам, смотрела «Семнадцать мгновений весны», Леонида Броневого накрыла всенародная слава. Матёрый фашист, глава гестапо СС Генрих Мюллер в его исполнении оказался неожиданно «живым», не лишённым человеческих черт и даже в чём-то симпатичным персонажем. Цитаты из фильма немедленно ушли в народ и не устарели до сих пор. «Штирлиц, а вас я попрошу остаться», «контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне – можно» и другие – до сих пор они произносятся с неизменной интонацией Броневого.

Потом были не менее любимые и популярные «Покровские ворота», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви». Так, после сорока пяти Леонид Броневой заслуженно и по праву наконец-то вошёл в золотой фонд актёров советского театра и кино.

Вспоминая сегодня уже почти ушедшее поколение старой советской актёрской школы, невозможно не отметить их довольно равнодушное отношение к материальной стороне всенародной любви и славы. Народный артист СССР, дважды лауреат Государственной премии Российской Федерации, награждённый орденом Трудового Красного Знамени и четырьмя орденами «За заслуги перед Отечеством» Леонид Броневой жил вместе с женой в небольшой двухкомнатной квартире – объяснял, что советская власть приучила довольствоваться тем, что есть, и большего не нужно.

Когда артиста в очередной раз награждали орденом «За заслуги перед Отечеством», тогдашний президент Медведев поинтересовался: «Какие у вас просьбы и пожелания?» Броневой пожал плечами: «Никаких». «Как?» – удивился президент. «А что, все что-то клянчат?» – удивился в ответ артист.

Представить Леонида Броневого что-то там «клянчащим» у сильных мира сего просто невозможно. К слову, на склоне жизни он упоминал в одном интервью, что сестра его отца в своё время эмигрировала в Америку, где стала миллионершей. Причём не где-нибудь, а в Голливуде. Вот так неожиданно совпали сферы деятельности у двух поколений одной семьи. 

Ещё 3 ноября он выходил в «Вишнёвом саде» на сцену «Ленкома» в роли Фирса. Потом попал в больницу, но надеялся, что ещё поправится и вернётся в театр. Говорят, что он никогда не жаловался – не любил, когда говорили о болезнях. Это тоже одно из правил жизни Леонида Броневого – цельного, умного, порядочного человека.  


Также по теме

Новые публикации

«Словно» – многофункциональная единица русского языка, способная выступать в роли разных частей речи. Постановка знаков препинания при этом всегда будет зависеть от её синтаксической роли и контекста.
Сергей Есенин, чьё 130-летие отмечают по всему миру, поэт не только русской души и Русского мира, но всемирного значения. Это доказано переводами его стихов на 150 языков, открытием Есенинских центров от Китая до Палестины. И, наконец, тем, что поэтом общечеловеческим Сергея Есенина назвали не в России, а в Великобритании.
Десять студентов из Нигера приступили в сентябре к обучению в вузах Сибири – технических университетах Новосибирска и Томска. В рамках целевого набора их направила в Россию местная нефтяная компания. Перед отъездом они прошли 10-месячную подготовку в партнёрском Русском доме в Нигере, получили знания по русскому языку и российской культуре.
Существительное «мастер», давно укоренившееся в нашем языке, имеет несколько значений. Его используют применительно к ремесленникам, ученым, спортсменам, профи в различных сферах... Проследим путь этого древнего интернационального слова и уточним его семантику.
Имя Александра Михайловича Василевского зачастую оказывается несколько в тени «звёзд» Великой Отечественной: Жукова, Рокоссовского, Конева... Между тем без его глубоких знаний, смекалки, решимости и личного участия не обошлась ни одна масштабная боевая операция Великой Отечественной войны.
Ранджана Саксена – выдающаяся индийская переводчица современной русскоязычной и английской литературы на хинди. Одна из её последних работ, особо отмеченная на международных книжных ярмарках в Дели и Москве – роман «Лавр» Евгения Водолазкина.
Русский культурный хаб DACHA в столице Малайзии Куала-Лумпуре - доброжелательная среда для шести тысяч русскоязычных жителей Малайзии, живущих в основном в столице страны. Его хозяйка – учёный-востоковед Полина Погадаева – старается сделать атмосферу центра аполитичной и дружелюбной для всех, кому важно сохранять русский язык и культуру.
«Можно пропустить ту или иную заметку, не обратить внимание на фото, проглядеть статью, но не заметить карикатуру невозможно», – писал в своих воспоминаниях Борис Ефимов. Под его пером карикатура стала не просто рисунком на злобу дня, а настоящим оружием. Особенно оценили это наши бойцы на фронтах Великой Отечественной, писавшие Ефимову: «Рисуйте побольше! Бейте фашистов оружием сатиры».