RUS
EN
 / Главная / Публикации / Дмитрий Хворостовский: Хочу вызывать сильные эмоции

Дмитрий Хворостовский: Хочу вызывать сильные эмоции

Анна Генова24.11.2017


22 ноября остановилось сердце лучшего баритона России. Имена Энрике Карузо, Марио Ланца, Фёдора Шаляпина, перед которыми он преклонялся, высечены в истории вокального искусства. Теперь к ним прибавится ещё одно — Дмитрий Хворостовский.


Когда Диме Хворостовскому было 4 года, мама ему поставила партию Мефистофеля из оперы Гуно в исполнении Шаляпина. И хотя мальчик не понимал языка (исполнение было в оригинале, по-французски), он решил, что будет певцом. В семье Хворостовских все любили музыку, его отец был приверженцем классической музыки и внимательно следил за развитием музыкальных способностей ребенка. 

В доме была очень богатая фонотека. Правда, по красноярским улицам разгуливали хулиганы. Возможно, именно после мальчишеских драк в Диме проснулся настоящий боевой дух, поначалу малоуправляемый: к ужасу родителей, в юности он играл в рок-группе и заодно грозился уйти из дома строить БАМ. Правда, и в зрелые годы в общении с коллегами и на сцене Дмитрий не раз демонстрировал свой пылкий темперамент.

Тем не менее он окончил музыкальную школу, потом поступил в Красноярский институт искусств, за которыми последовал Красноярский государственный театр оперы и балета, а затем и лучшие площадки мира. Не имея связей на западной сцене, он в 25 лет стал обладателем титула «Лучший певец мира» на Международном конкурсе оперных певцов Би-Би-Си, что и дало старт звёздной карьере.

В 1991 г. Хворостовский уже пел с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сэйдзи Одзава на знаменитом Тангелвудском фестивале – звучала опера Чайковского «Пиковая дама». Дмитрий исполнял партию Елецкого. В той же роли через несколько лет он выступит в нью-йоркской Метрополитен-опере вместе с Пласидо Доминго и Элизабет Сёдерстрём. А также с однокашником по Красноярской консерватории Николаем Путилиным, вместе с которым Хворостовский учился у прославленного вокального педагога Екатерины Константиновны Иофель, которая воспитала более 100 известных певцов. Она ушла совсем недавно, в январе этого года, на 93-м году жизни.

Д. Хворостовский и Е. Иофель. Фото: tvk6.ru

После сенсационной победы на международном конкурсе в Кардиффе баритон был нарасхват. Он получал ангажементы в лучших оперных театрах, среди которых Ковент-Гарден, Берлинская государственная опера, Ла Скала, Венская опера. Только в Метрополитен-опере Хворостовский выступил более 180 раз, исполнив заглавные партии в «Дон Жуане», «Риголетто»,  «Дон Карлосе»,  «Трубадуре» и других. В память о певце, которого уже давно называют великим, в этом крупнейшем оперном театре мира прозвучат четыре исполнения «Реквиема» Джузеппе Верди, одного из самых любимых композиторов певца. Хворостовского помнят и в Венской опере, которая, скорбя о музыканте, подняла чёрный флаг. Лондонская Королевская опера посвятит Хворостовскому ближайшую премьеру «Риголетто». Публика Ковент-Гардена помнит, как одарённый прекрасным телосложением певец и вообще красивый мужчина перевоплощался в хромого уродливого старца, а уж насколько сложно петь в полусогнутом состоянии, поймут только другие певцы. 

Прошло семь лет, и Хворостовский опять вспомнил о «Риголетто» в одном из своих последних выступлений, в мае этого года. Реакция аудитории на неожиданное появление певца на гала-концерте Метрополитен-оперы, скорее, напоминала вой ярых фанатов рок-идола. Хворостовский исполнил арию Риголетто «Куртизаны, исчадье порока», стараясь полностью войти в образ, несмотря на смокинг и на скованность в движениях из-за болезни. Ему это удалось. 

 

Хотя певец с семьей уже давно обосновался в Лондоне, он нередко говорил, что в России бывает чаще, чем в Великобритании. Последний его концерт состоялся в конце декабря 2016 года в родном Красноярске, куда он приехал, превозмогая болезнь. На протяжении своей активной творческой карьеры певец неоднократно сотрудничал со столичными театрами — Мариинским, «Новой оперой», Большим.  

«Я человек очень скромный и тихий, но иногда безумствую, иду на дикий риск и хочу вызывать сильные эмоции», – как-то сказал Хворостовский в интервью британской «Таймс». Конечно, певец имел в виду свою деятельность на сцене, хотя и в жизни он был человеком неординарным. 

Дмитрий Хворостовский, «Риголетто». Фото: liveinternet.ru

В 2004 году Хворостовский дал первый сольный концерт с оркестром и хором на Красной площади, который транслировали в 25 странах. Через пару лет он появился там же со знаменитой американкой Рене Флеминг. В 2013 зрителей покорил дуэт Хворостовского с российской оперной дивой Анной Нетребко. 

В одном из интервью его спросили, не собирается ли он петь в мюзикле. Хворостовский пошёл гораздо дальше. Популярные мелодии не только легендарных советских песен, таких как «Подмосковные вечера» и «Тёмная ночь», но и попсовые хиты он сумел облагородить. И тут же приводил в пример кафешантанные мелодии, вроде романса «Очи чёрные», который с удовольствием пел великий Шаляпин.  Все новое – это хорошо забытое старое, подчёркивал Хворостовский. 


«С первых наших встреч, когда ему было всего 25 лет, он исполнял романсы с глубочайшим пониманием всех драматических и технических нюансов. Я думаю, для того чтобы спеть так, что за два отделения публика не устанет, нужен всё-таки особый дар», – вспоминает Илья Ивари, знаменитый эстонский пианист и аккомпаниатор, с которым Хворостовский много и плодотворно работал. В исполнении Хворостовского советские песни и песни военных лет, русские народные песни приобретали совершенно другое звучание. Он выступал с этими программами по всей России – разумеется, наряду с непрекращающимися проектами, связанными с классической музыкой.

Проект «Хворостовский и друзья» представил в России множество звёзд мировой величины, многие из которых приехали в Россию, потому что их пригласил Дмитрий. В дальнейшем эти концерты были нацелены на благотворительность – все средства, вырученные от концертов, шли на лечение тяжелобольных детей. 

Дмитрий Хворостовский исполняет советские хиты в Красноярске. Фото: ria.ru

Отдельной страницей в творчестве певца были его совершенно особые отношения с композитором Георгием Свиридовым. В частности, в исполнении Хворостовского в Лос-Анджелесе прошла премьера цикла «Отчалившая Русь» (1994 год). «После последних аккордов американцы встали, и стало понятно, что Свиридов принят и его музыка будет звучать во всем мире», – вспоминает пианист Михаил Аркадьев. В исполнении Хворостовского и Аркадьева прозвучал и вокальный цикл «Петербург», написанный Свиридовым специально для певца. 

В последнее время Дмитрию Хворостовскому было тяжело выходить на сцену, но он тем не менее продолжал работать в студии. 9 июня 2017 годы компания Delos Records выпустила новый альбом «Russia Cast Adrift» – вокальный цикл «Отчалившая Русь» Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина в исполнении Хворостовского.

Дмитрий Хворостовский был неоднократно награждён различными званиями, его именем даже назван астероид (7995), открытый астрономом Крымской астрофизической обсерватории. Но главное, что заслужил он своей самоотверженной работой, – это глубокое уважение коллег и искреннюю любовь тысяч поклонников его творчества, живущих по всему миру.

Также по теме

Новые публикации

15 октября 2018 года Священный синод Русской православной церкви принял решение о прекращении общения с Константинопольским патриархатом. Этот шаг был предпринят в ответ на стремление Константинополя предоставить автокефалию украинской церкви. С просьбой дать прогноз развития ситуации на Украине мы обратились к заместителю главы Отдела внешних церковных связей РПЦ о. Николаю Балашову.
13 октября в Монреале и 14 октября в Оттаве под эгидой Координационного совета организаций российских соотечественников Канады, при поддержке детского центра «Мечта» (Монреаль) и оттавской русской школы свв. Кирилла и Мефодия прошла V Всеканадская педагогическая конференция преподавателей русского языка.
16 октября на родину в Пензу вернулись участники первого полевого этапа этнографической экспедиции Русского географического общества «Современный этномир». Экспедиция проводилась с 2 по 16 октября в крупных городах Узбекистана – Ташкенте, Бухаре и Самарканде – местах с наибольшей концентрацией русского и русскоговорящего населения республики.
Несмотря на серьёзное ухудшение отношений между Польшей и Россией, в стране остаётся немало людей, которые поддерживают действенную связь с Россией, с её историей и культурой. В Белостоке уже 25 лет существует Русское культурно-просветительное общество, члены которого – потомки тех русских, кто остался в Польше после развала Российской империи. О том, чем занимается РКПО сегодня, мы поговорили с секретарём общества Андреем Романчуком.
«У юкагиров. Древнейший тундренный народ северо-восточной Сибири» – так называется новая книга-альбом голландского лингвиста Сесилии Оде, вышедшая этим летом на голландском, русском и английском языках в нидерландском издательстве Lias. Эта книга – своего рода дневник, написанный во время лингвистических экспедиций в Якутию, на крайний северо-восток Сибири.
С 5 по 9 октября 2018 г. в столице Болгарии проходил IV Всемирный молодёжный форум российских соотечественников. Тема форума в этом году – «Россия и мир». Это событие по праву считается одним из самых масштабных форумов представителей российской молодёжи за рубежом.
Можно ли по нормам речевого этикета изучать национальный характер? И почему не здороваться, заходя в лифт – это вполне этично? Известный лингвист, доктор филологических наук Максим Кронгауз давно наблюдает за русским речевым этикетом. Своими выводами он поделится на конгрессе РОПРЯЛ, который проходил в Уфе.
С 11 по 14 октября в Уфе проходит VI конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Одна из актуальных для России тем – как сочетать преподавание родного языка в национальных школах с обучением на государственном (русском) языке. Своими мыслями по этому поводу делится ведущий эксперт по билингвизму, профессор Московского педагогического госуниверситета Елизавета Хамраева.