RUS
EN
 / Главная / Публикации / Раскол Русской революции: как примирить две России?

Раскол Русской революции: как примирить две России?

Светлана Сметанина02.11.2017

Фото: mid.ru

31 октября – 1 ноября в Москве прошла Всемирная тематическая конференция соотечественников, проживающих за рубежом «Столетие Русской революции: единение ради будущего». Главный вопрос: как примириться и сотрудничать во имя Русского мира?

«На нашу помощь и поддержку можете всегда рассчитывать»

Отмечая, что русская революция – поворотный момент в истории не только нашего государства, но и человечества в целом, министр иностранных дел России, глава Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом Сергей Лавров напомнил слова президента Путина, сказанные им на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», о том, что результаты революции были неоднозначными, а негативные и позитивные последствия оказались тесно переплетены.

«Сегодня, когда Россия успешно решает масштабные задачи по обеспечению динамичного внутреннего развития, последовательно укрепляет свои позиции на международной арене, обращение к урокам событий столетней давности необходимо прежде всего для упрочения достигнутых в обществе примирения и общегражданского согласия», – подчеркнул министр.

По его словам, сделав выводы из далеко не самых простых страниц прошлого, необходимо осознать всю бессмысленность насаждения какой-либо идеологии, «экспорта» моделей развития без учета местной специфики. «Наша страна никому ничего не навязывает, никого не учит жизни. Исходим из того, что народы мира имеют право и должны сами распоряжаться своей судьбой», – отметил Сергей Лавров.

Он напомнил, что одним из последствий трагического 1917 года стало появление многочисленных русских общин за рубежом. Не случайно «нансеновский паспорт», разработанный комиссаром Лиги Наций по делам беженцев и давший начало новому направлению международного гуманитарного права, сначала был рассчитан на выходцев из России. В числе его обладателей – многие выдающиеся, входящие в «золотой фонд» нашего Отечества люди: писатели, художники, композиторы, такие, как Иван Бунин и Владимир Набоков, Илья Репин и Зинаида Серебрякова, Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский.

Тема нынешней конференции – «Единение ради будущего» – говорит сама за себя. По словам Сергея Лаврова, за последние несколько лет взаимодействие с соотечественниками за рубежом вышло на принципиально новый уровень. «В рамках наших программ удалось объединить представителей исполнительной и законодательной власти, российских регионов, привлечь к сотрудничеству экспертные структуры, неправительственные организации и фонды», – отметил министр.

Особенно важен вклад соотечественников в продвижение объективного образа России, в отстаивании исторической правды на фоне развязанной  информационной войны в отношении нашей страны. «Широкое признание получили ваши инициативы по уходу за памятниками и местами захоронения российских и советских воинов. Особо отмечу проведение за рубежом таких масштабных акций, как "Георгиевская ленточка" и "Бессмертный полк", собирающих десятки тысяч людей почти в сотне государств мира», – подчеркнул министр.

В то же время, напомнил Сергей Лавров, на Украине и в Прибалтике не прекращается их прямая дискриминация, но пообещал поддержку соотечественникам. «Министерство иностранных дел, наши посольства и консульства последовательно защищают права соотечественников. Используем для этого как двусторонние механизмы, так и потенциал различных международных организаций. На нашу помощь и поддержку можете всегда рассчитывать. На особом контроле у нас вопросы, связанные с сохранением позиций русского языка, в том числе в системе образования в соответствующих странах», – сказал глава российского МИДа.

Говоря о перспективных формах работы с соотечественниками,  министр сделал акцент на работе с молодёжью. Сергей Лавров уверен, что усилия по вовлечению молодёжи в общественную работу дают практическую отдачу. Молодёжь энергично подключается к работе организаций и объединений соотечественников за рубежом, участвует в развитии экономических и гуманитарных связей с Россией. «Думаю, что есть все предпосылки для создания молодёжной сети соотечественников. Если вы примете такое решение, будем готовы его поддержать и способствовать его реализации», – добавил министр.

Говоря о планах на будущее, министр напомнил, что в марте будущего года состоятся выборы Президента Российской Федерации. «Мы считаем весьма важным, чтобы граждане России, которые проживают за рубежом, приняли самое активное участие в этом ключевом для жизни страны событии», –добавил Сергей Лавров.

Увезти в себе частичку России

Председатель Оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых 100-летию Революции 1917 года в России, ректор МГИМО Анатолий Торкунов в свою очередь отметил, что это событие – неотъемлемая часть национальной истории, которое определило развитие нашего государства. Для общественного сознания характерен тезис о двух революциях – буржуазной и социалистической. Но, как отметил Торкунов, согласно новой концепции российских учёных, события октября – ноября 1917 года и последующие за ними Гражданская война – всё это этапы единого процесса, который достиг крайней радикализации.

По его словам, в нынешней России широко отмечается столетие революции. По рекомендации президента был создан общественный Оргкомитет. Прошли сотни мероприятий по этой теме — международные конференции, семинары в школах, университетах, выставки. В ноябре состоится тематический форум в Петербурге. 

Революция надвое расколола Россию, вызвала мощную волну эмиграции. «Хочется ещё раз отметить жизнестойкость наших граждан, их огромный созидательный потенциал, их умение сохранить многое из привычного уклада жизни – того, что в самой России подвергалось поруганию и забвению», – подчеркнул Анатолий Торкунов. По его словам, русским беженцам удалось увезти в себе частичку России, пересадить её на другую почву и ухаживать за ней. Это явление и получило название Зарубежная Россия. 

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион

Он напомнил, что революции 1917 года предшествовал более чем двухвековой этап в истории страны, который характеризовался отказом от основ жизненного уклада русского народа. «Постепенный отход интеллигенции от церкви в XIX веке, увлечение образованных классов нигилизмом и атеизмом неумолимо влекли Россию в пропасть», – уверен священнослужитель.

Он напомнил, что одной из важнейших задач новой большевистской власти стала борьба с религией. Сразу же после победы Октябрьской революции начались жестокие гонения на церковь, аресты и убийства священнослужителей. В первый же день после захвата власти большевики издали «Декрет о земле», объявлявший о национализации всех церковных и монастырских земель. Далее последовали декреты, лишавшие юридической силы церковный брак, а затем формально отделившие церковь от государства и школу от церкви.

Все эти драматические события в стране породили такое явление, как русская эмиграция. Пределы Отечества покинули, по разным оценкам, от двух до пяти миллионов человек, что стало и трагедией, и испытанием, и историческим вызовом для нашего народа. 

Главная характерная черта русской послереволюционной эмиграции, по  мнению митрополита Илариона, заключается в способности противодействовать угрозе ассимиляции и сохранять цивилизационную самобытность. Русские эмигранты в большинстве своём никогда не становились американцами, французами, англичанами, немцами и прочими. Они всегда оставались русскими, православными, верили в возрождение России, хранили надежду на возвращение в родную землю. В повседневной жизни, в общении с новыми соседями наши соотечественники становились проповедниками духовной культуры своего народа.

«Важно отметить, что наибольшим «иммунитетом» к ассимиляции, растворению в чужом обществе, обладают люди верующие, которые выстраивают свою жизнь вокруг религиозных ценностей, центром духовной жизни которых является храм Божий, церковные таинства», – отметил владыка. 

На его взгляд, сегодня крайне важно искать ответы на вопросы: насколько глубоко и полно вернулись в сознание граждан России фундаментальные ценности русского христианства? Где Россия пребывает в исконном, первозданном и чистом её виде: в сознании и мировоззрении современных граждан Российской Федерации или в памяти и бережно оберегаемой традиции эмигрантов? «Эти непростые и чрезвычайно чувствительные вопросы необходимо осмыслять. Осмыслять серьёзно, глубоко и, главное, честно. Без этого едва ли возможно сохранить и возродить Святую Русь и подлинную духовно-национальную идентичность русского народа», – закончил своё выступление митрополит Иларион.

Продолжать раскол – бесплодно с точки зрения истории

После торжественного открытия участники конференции перешли к обсуждению конкретных вопросов. Как отметил глава департамента МИД России по работе с соотечественниками Олег Мальгинов, в этот раз было решено несколько поменять формат таких встреч: вместо традиционных выступлений с трибуны провести панельные дискуссии с более живым общением. Первая панельная дискуссия называлась «Революция и русский мир». 

Перед её началом было зачитано приветствие председателя Верховного совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина, в котором подчёркивалось, что наша страна всегда была многонациональной и, даже вынужденно оказавшись за пределами родины, люди разных национальностей продолжали ощущать свою историческую общность и поддерживать друг друга. Так, в Харбине татарская община активно взаимодействовала с православной диаспорой. Аналогичные примеры были и в других странах. То же самое происходит и сегодня, когда русскоязычные диаспоры объединяют представителей всех народностей нашей страны.

Открывая панельную дискуссию, Олег Мальгинов заметил, что важно, чтобы зарубежный опыт соотечественников стал известен в России и передан другим поколениям.  

Автор многочисленных книг и статей, посвящённых русскому самосознанию, Наталья Нарочницкая отметила, что для неё большая честь выступать перед таким собранием, в котором она видит много своих знакомых из всех трех волн эмиграции. И в их лице ей бы хотелось поклониться потомкам старых русских фамилий, в чьей любви сохранялась старая Россия. «Мы обретаем её вновь под пепелищем исторических пожаров», – образно выразилась Наталья Нарочницкая.

По её словам, говорить без гнева и пристрастия о событиях столетней давности очень трудно, тем более что они оказали колоссальнейшее влияние не только на Россию, но и на весь мир. «Как бы ни относиться к тем событиям, даже полностью отрицая тот эксперимент, нельзя его называть просто переворотом. Это эпохальное событие, а не фарс», – подчеркнула публицист. А главное, по её мысли, сегодня неверно политически и бесплодно с точки зрения истории продолжать раскол — нас объединяют задачи будущего. 

Она убеждена, что сегодня необходимо говорить о том, что мы вместе можем сделать. «Наша государственность подвергается давлению. Кольцо сжимается, силовые стрелы те же, что и в Первую мировую и Вторую мировую», – подчеркнула Нарочницкая. По её мысли, именно на духовном поприще Россия имеет шанс сказать своё слово миру. Для этого надо иметь опыт многострадальной истории и уметь смотреть в будущее и различать добро и зло. «На этом поприще мы можем остаться великим игроком мировой истории. Не забывать старое, но объединить силы ради России», – призвала Наталья Нарочницкая.

В свою очередь князь Дмитрий Шаховской обратился к присутствующим с вопросами: Ради чего мы собрались? Ради чего работаем вместе? И сам же ответил, напомнив слова русского князя Владимира Мономаха, сказавшего во время смуты с родственниками «я болею за Русь». «И мы все болеем за Россию — нас всех объединяет любовь к России», – добавил Шаховской.

По его словам, главная забота – передать следующим поколениям два завета – за веру и за верность. «Я родился гражданином Российской империи, потом в силу обстоятельств стал французом. Во Франции нас называли "грязными русскими". Но это нам помогало. Мы понимали, что должны высоко держать стяг, который нам доверен. Девиз наш – за Русь! За веру!», – подчеркнул князь. 

По его словам, сегодня необходимо вести войну против русофобии, которой уже тысяча лет. Солидарность – это мост, который мы перебрасываем с запада на восток, отметил он.

О другом не менее болезненном и страшном расколе – церковном – напомнил патриарх Русской старообрядческой церкви митрополит Корнилий. По его мнению, фундамент для событий 1917 года был заложен именно в XVII веке.  

«Это страшное событие,  которое потом привело к разрушению церквей и культурного наследия», – пояснил свою мысль митрополит Корнилий. Он напомнил, что старообрядцы из поколения в поколение отстаивали самое дорогое, что у них было – русский язык и веру.

Сегодня идёт процесс возвращения старообрядцев на исконные земли. Митрополит Корнилий рассказал, что на днях вернулся из поездки по Дальнему Востоку, где встречался с вернувшимися из Латинской Америки соотечественниками. На вопрос, почему вернулись, ответ был простой: это же наши родные места, были здесь могилы предков. 

Пока возвращение старообрядцев идёт трудно – много препон ставит российская бюрократия. Но они верят, что вновь смогут способствовать возрождению России, как когда-то делали представители таких старообрядческих родов, как Рябушинские, Морозовы, Солдатенковы.
Если бы не русское рассеяние по всему миру, в России могло бы проживать до полумиллиарда человек, заметил глава Института стран СНГ Константин Затулин, сославшись на прогнозы учёного Дмитрия Менделеева. Его взгляд на революцию не столь однозначен. По его словам, сочувствия и сострадания заслуживают обе стороны. «Изъятие эмиграции обеднило нашу культуру и возможности. Но и победители тоже испили чашу до дна – доказали свою способность мобилизовываться и достигать огромных результатов. Оценить только негативно – прегрешение против истины. Это был сложный исторический катаклизм. Построить на этой базе прочное государство не удалось, и это тоже вердикт истории», – добавил Затулин. 

Он также отметил, что распад СССР породил новую коллизию – соотечественники в новом зарубежье, судьба которых очень долго не интересовала российские власти. Сегодня, по мнению Константина Затулина, необходимо всемерно облегчать получение российского гражданства тем носителям русского языка, кто родился в границах бывшей Российской империи. А следующим вопросом, по его словам, должно стать получение российского гражданства без выхода из гражданства страны проживания. Подобная практика принята во многих странах – в частности в Израиле, Китае. «Почему это нельзя сделать для русских, которые и так разделены?» – задал риторический вопрос эксперт. Кстати, эти слова вызвали бурные аплодисменты в зале. 

Подводя итог дискуссии, заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин, на протяжении десяти лет курирующий работу по поддержке соотечественников в МИД России, отметил, что за сто лет многое наболело и каждый по-своему переживает этот знаковый рубеж. «Время вернуться к здравому смыслу и погасить гражданскую войну в умах. Задуматься о том, как Русский мир должен идти в будущее», – отметил Григорий Карасин. И добавил, что мы не должны позволять оскорблять нашу историю, издеваться над ней и пытаться закрасить в один цвет. «Мы все – часть жизни великой России», – подчеркнул он. 

Полную версию материала читайте на сайте ВКСРС

Также по теме

Новые публикации

22 ноября в Берлине прошёл форум, посвящённый роли «народной дипломатии» в отношениях между Россией и Германией. Его цель состояла в том, чтобы поделиться опытом, понять возможности НПО для нормализации немецко-российских отношений, а также обратить внимание официальных Берлина и Москвы на ежедневную и бескорыстную деятельность многочисленных неправительственных организаций.
В сентябре – октябре 2017 года в Папуа – Новой Гвинее, на Берегу Миклухо-Маклая, побывала российская экспедиция. Об этом уголке практически неизвестной россиянам земли и о встрече с потомками папуасов, 150 лет назад принимавших русского путешественника, нам рассказал его потомок –  Николай Миклухо-Маклай – младший.
В Российском университете дружбы народов прошла Всероссийская олимпиада для студентов по русскому языку как иностранному. Традиция проводить олимпиады для иностранных студентов зародилась ещё в советские годы, и вот – с перерывами – этот конкурс, собравший студентов со всей России, проводится уже в пятнадцатый раз.
22 ноября 1963 г.  мировые новостные агентства взорвала новость: в Далласе, штат Техас, убит президент США Джон Фицджеральд Кеннеди. А недавно президент Трамп одобрил обнародование большого массива ранее секретных материалов, касающихся расследования убийства 35-го президента Соединенных Штатов.
На одном из танцевальных фестивалей в бразильском городе Гуарани-дас-Мисоес выступала группа «Тройка».  Помню  ощущение гордости за своих соотечественников и за нашу общую культуру, которая бережно сохраняется на таком далёком южноамериканском континенте. Фестивали народных культур в Бразилии проводятся довольно часто. В этот раз без преувеличения наши танцоры были лучшими.
Девяносто лет исполнилось бы 18 ноября легендарному кинорежиссёру Эльдару Рязанову, который ушёл из жизни два года назад. Но и сегодня без его фильмов не обходится ни один телеканал. В чём секрет очарования рязановских картин? Остаются ли они актуальной классикой? Понятен ли и интересен Рязанов молодому зрителю? Эти вопросы мы задали кинокритику и продюсеру Вячеславу Шмырову, который был лично знаком с режиссёром.  
В Институте Европы РАН состоялась пленарная дискуссия «Современный мир и вызовы миграции», подготовленная и проведённая при поддержке и участии фонда «Русский мир». В ходе дискуссии эксперты предложили европейским институтам, занимающимся проблемами миграции, изучить опыт России – как большого многонационального и многоконфессионального государства.
В нынешнем году российско-австралийским отношениям исполняется 75 лет. Несмотря на продолжительную историю, они никогда не были простыми. О своём опыте работы с соотечественниками в Австралии, разногласиях и возможностях сотрудничества наших стран рассказал руководитель управления региональных программ фонда «Русский мир» Георгий Толорая, экс-генконсул России в Сиднее.