EN
 / Главная / Публикации / Экспедиция по Русской Америке: дорогами соотечественников

Экспедиция по Русской Америке: дорогами соотечественников

Сергей Виноградов30.08.2017

Под парусом, на вёслах и волоком обошли территории Гавайев и Аляски, связанные с пребыванием русских путешественников, участники экспедиции «Эхо Русской Америки». Отряд Рязанского областного отделения Русского географического общества (РГО) под руководством Героя России Михаила Малахова два месяца искал пути, по которым более двухсот лет назад передвигались российские первооткрыватели. 

Участники экспедиции искали следы пребывания русских путешественников на Гавайях и Аляске 
(Фото: Михаил Малахов

В честь участников экспедиции давали большие обеды в крупных городах и завтраки в аляскинской глуши. Члены рязанского отряда искали следы пребывания россиян на Гавайских островах и Аляске, и участвовали в установке памятников, знаменующих вклад русских в освоение и развитие этих земель. Помимо лекций и публикаций, по итогам экспедиции будет смонтирован документальный фильм.

Под парусом, на вёслах и волоком

«Мы продолжили многолетние работы по программе географического наследия России, которое составляет предмет российской национальной гордости, – рассказал руководитель экспедиции «Эхо Русской Америки» Михаил Малахов корреспонденту «Русского мира». – Северо-запад и Тихоокеанское побережье Северной Америки были открыты европейцами позднее, чем другие регионы этой части света. Наша тема следующая – что осталось от пребывания россиян на этой территории, как отразился и отражается на жителях Аляски русский период их истории. И как мы, современные россияне, могли бы использовать эти сведения внутри страны для исторического образования, а также в качестве предмета национальной гордости». 


Экспедиция «Эхо Русской Америки» продолжалась два месяца и стала продолжением большой работы Рязанского областного отделения РГО по исследованию Аляски и других регионов Америки, которые хранят следы присутствия россиян. Всего, начиная с 2009-го года, рязанскими исследователями проведено одиннадцать экспедиций на Аляске и Алеутских островах. Обследовано около 14 тысяч километров территорий и около пятидесяти населённых пунктов (большинство из них – в труднодоступных местах), открытых нашими соотечественниками полторы сотни лет назад. И, что самое удивительное, обнаружен и зафиксирован большой пласт сохранившейся русской культуры.

Участники экспедиции «Эхо Русской Америки», в которую помимо рязанцев вошли представители других городов России, а также Нью-Йорка, побывали на Гавайях и Аляске.

«В ходе экспедиции мы, в частности, продолжили начатый несколько лет назад поиск ответов на вопросы, каким образом передвигались россияне во внутренних районах Аляски более двухсот лет назад, когда не было ни пароходов, ни самолетов, – рассказал «Русскому миру» Михаил Малахов. – Как передвигались, какие маршруты использовали, какие перевалы использовали. Проводя свои исследования, мы изучали архивные материалы и различные публикации и сверяли эти данные на местности, учитывая изменения, которые произошли в этих местах за два с лишним века».

Аляска (Фото:Михаил Малахов)

На севере путешественники более месяца на байдарках обследовали один из транспортных путей времен Русской Америки – перенос (или волок) из Берингова моря на реку Кускоквим через Нижние озёра. Преодолеть более 500 километров в условиях непогоды, бобровых плотин и заросших кустарником протоков было непросто даже с современным снаряжением. Все эти трудности, испытанные на себе, позволили заключить, что россияне во времена освоения этих земель выбирали подъём против течения по реке Нушагак, а через Нижние озера, которыми прошла экспедиция, вероятно, отправляли лишь небольшие грузы. Сделать подобные выводы, сидя над картой в кабинете или исследуя снимки со спутника, было бы вряд ли возможно.

«Россия принесли на Аляску цивилизацию в XVIII–XIX веках, а сегодня настало время, когда Аляска готова делиться своими цивилизационными достижениями, – считает Михаил Малахов. – Гармония совместного проживания человека и природы – вот то, чему  мы можем поучиться у современной Аляски».

Аляску исследователи посетили во второй части экспедиции, которая началась на Гавайях. По словам Михаила Малахова, гавайская страница является малоизвестной в истории Русской Америки. Попытки россиян утвердиться на этой территории и основать здесь колонию историки относят к 1804 году, когда первая русская кругосветная экспедиция под руководством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского пристала к берегам Гавайских островов перед заходом на Дальний Восток и Аляску. 

Гавайи (Фото: Михаил Малахов)

Участники экспедиции Рязанского отделения РГО прошли на яхте около 1000 километров и посетили все территории, связанные с Российско-американской компанией. 

Исследователям удалось в какой-то степени реабилитировать доктора Георга Шеффера, который обследовал эти места в позапрошлом веке, будучи на службе у Российско-американской компании. Составленный им план колониального освоения Гавайев был отвергнут царем, а в историографии за Шеффером утвердился образ авантюриста. Между тем, вникнув в исследования Шеффера на месте, участники проекта «Эхо Русской Америки» увидели хорошо продуманный план, учитывающий особенности местности и населения. 

«Доктор Шеффер делает вывод о том, что почва в восточной и северной частях острова наиболее пригодны для сельского хозяйства, – отмечает Михаил Малахов. – Его предположения полностью оправдались, даже в наше время именно эти регионы наибольшим образом задействованы в сельском хозяйстве штата».

Знакомясь с материалами, собранными экспедицией Михаила Малахова, невольно начинаешь фантазировать, какой была бы Америка и её отдельные территории, дай император добро на план Шеффера. Но среди целей экспедиции «Эхо Русской Америки» фантазии и мечтания не значились. «История не любит сослагательного наклонения, – убеждён Михаил Малахов. – Варианты могли быть разные. Люди принимали решения в соответствии с тем, какая была ситуация на тот конкретный момент. Случилось так, как случилось, и нам нужно извлечь из этого уроки. Александр II прекрасно понимал, что сил осваивать эти удалённые территории нет. И если бы не продали, эти земли отпали бы из-за сложности управления. Но не в этом дело, а в том, что Россия внесла весомый цивилизационный вклад в освоение этих земель. И его мы должны изучать и помнить. Колонии, созданные нашей страной, были уникальны, поскольку основывались не на принуждении и насилии, а на совместном с местными жителями освоении непростых для проживания территорий Аляски. И российский период там до сих пор вспоминают с теплотой». 

Русские возвращаются

В беседе с корреспондентом «Русского мира» Михаил Малахов отсылает нас к онлайн-дневнику экспедиции, который велся на всём её протяжении. Там живые эмоции и детали «с колёс». Даже из самых глухих и отдалённых от цивилизации мест отряд передавал сведения с маршрута, зачастую используя спутниковый телефон.

На Аляске русских путешественников приветствовали не только местные жители (об этом читайте ниже), но и американская пресса. Региональное издание штата Alaska Dispatch News накануне визита экспедиции опубликовало статью со смелым для дня сегодняшнего названием «Русские идут (возвращаются)». «Михаил Малахов хочет развивать хорошие отношения между аляскинцами и россиянами – между людьми, если не получается сделать это между правительствами, – потому что у нас есть общая история и, во многих семьях, общая родословная», – пишет автор. А к окончанию экспедиции вышла статья «Когда Россия владела частью Америки» во влиятельной The New York Times.

 Гавайи (Фото: Михаил Малахов)

Гавайи

Участники экспедиция прошли вокруг Большого острова, и побывала на его южном берегу, который 200 с лишним лет назад Крузенштерн и Лисянский увидели первым, подходя к Гавайям. Побывали в бухте Кеала-кекуа, в которой приставали русские корабли, и посетили монумент Кука.


«Один из российских путешественников писал о том, что по прибытии в Лахайна местные жители снабжали их продуктами, но экипаж судна не смог получить достаточного количества свинины, – цитируем запись из онлайн-дневника Михаила Малахова, сделанную на острове Мауаи. – Свиное мясо было одним из основных продуктов гавайцев. Оглядевшись, мы не обнаружили подходящей местности с богатой растительностью, где можно было бы выращивать скот в достаточном количестве. Неудивительно, что мясного запаса не хватало». 

Участники экспедиции отмечают, что из всех обследованных Гавайских островов наиболее интересным оказался остров Оаху, на берегах которого расположен знаменитый город Гонолулу. Как раз на этом острове начал свои сельскохозяйственные эксперименты по выращиванию овощных и зерновых культур доктор Шеффер.

«На месте грядок Шеффера сегодня расположен пляж Вайкики, – констатирует Михаил Малахов. – Современные Гавайи отдают предпочтение туризму, а не огородам».

И, конечно, путешественники посетили остров Кауаи, где расположены основные пункты русской истории Гавайев – река Ханапепе, долина Ваймеа и три русских форта: Елизаветинский, Александра и Барклая.
.
Аляска

«На таможне в Анкоридже офицеры, видя наше многочисленное снаряжение, очень тяжёлое, сразу поняли, в чём дело, – отмечает руководитель экспедиции в дневнике. – Сказали, мы знаем, кто вы, зачем приехали, и открыли нам настоящий зелёный свет. Не успели расположиться в Анкоридже, как на нас вышли представители самой известной радиостанции для большого часового интервью. Ну а на территории, где проходит этап экспедиции, в Бристольском заливе, почти две недели шла реклама о прибытии русской экспедиции. Так что вниманием мы здесь не обделены».

Перед выходом на маршрут произошло два знаковых события. В Диллингеме, рядом с которым когда-то располагался Ново-Александровский редут (первое российское поселение на побережье Берингова моря), русских исследователей очень тепло встретили местные жители. «В честь нашего прибытия местные власти устроили большой приём. Было всё: и хорошая еда, и хорошая музыка, и приветственные речи, и даже молитва с православными священниками, ну и, естественно, наша презентация», – говорит Михаил Малахов. 

Аляска (Фото: Михаил Малахов)

А 19 июля произошло ещё одно важное событие. «С утра совместно с местными жителями и нашим хорошим другом и коллегой из Анкориджа Тимом Троллом мы отправились на другую сторону залива Нушагак, на место, где когда-то стоял Ново-Александровский редут, – продолжает руководитель экспедиции. – В его строительстве принял участие Федор Колмаков, человек, который сделал много полезного для развития Российско-американской компании. После его смерти в 1840 году колонисты и местные жители установили большой деревянный столб, увенчанный земным шаром с православным крестом наверху. Более сорока лет простоял этот монумент на могиле Федора Лаврентьевича Колмакова. Сохранились старые фотографии. По этим фотографиям Тим Тролл понял конструкцию монумента. При помощи жителей Диллингема сделал точно такой же, который мы установили примерно в том месте, где стоял первый памятник отважному первопроходцу». 

Аляскинский этап экспедиции проходил по рекам и озерам, подчас извилистым и своенравным. Порожистые и быстрые, местные реки временами делали вёсла путешественников бесполезными. 

«Мы прошли все озёра реки Дровяной, остановились перед перевалом, который все называют Орлиный, – значится в дневнике. – Информации о том, что он собою представляет, как его проходить, по какому маршруту, – нет. Каньон с двадцатиметровыми каменными уступами, по которым невозможно забраться наверх, потихонечку ведёт нас к перевалу. За ходку мы иногда делаем триста-четыреста метров. Таковы условия: скользкие камни, большие валуны, стремительное течение, кусты, нависающие над рекой, затрудняют продвижение вперёд. Но команда полна сил, уверенности, преодолевает препятствия с шутками, хотя один и тот же маршрут приходится проходить три раза. Весь груз за один раз не получается передвинуть».

В тяжёлой дороге и на привалах под шум перекатов и кипящей воды в котелке, участники экспедиции обсуждают увиденное и пережитое и делают первые выводы.
«Мы преодолели этот Орлиный перевал и с большой долей вероятности можем утверждать, что вряд ли он мог быть использован русскими колонистами для быстрой доставки грузов, почты из внутренних районов Аляски, в частности – из Колмаковского редута на реке Кускоквим в Бристольский залив, в бывшую российскую крепость Ново-Александровскую и назад. Первый вывод, пусть пока предварительный, можно уже сделать», – записывают они в дневнике.

Аляска (Фото: Михаил Малахов)

Далее по маршруту – озеро Нуякук. Днём идти невозможно – большие размеры озера даже при небольшом ветре дают большую волну, как правило, это всё бывает навстречу, против движения. Поэтому пришлось ловить несколько часов ночного времени, когда озеро слегка успокаивается, и всю ночь работать в байдарках на веслах. 

На покорение Орлиного перевала и ночную битву с волнами Нуякука ушло больше времени, чем планировалось, и продукты на исходе. И встреча с местными рыбаками, которые к тому же знают о русской экспедиции и следят за её передвижениями, для отряда очень кстати. Вкусный завтрак от новых друзей – и дальше в путь.   

К трудностям ландшафта и капризам аляскинских водоёмов добавляются дожди и ветры. «Шесть километров ручья, которые надо было преодолеть до полноводной реки Аниак, мы проходили большую часть дня, – отмечает Михаил Малахов. – Проблема – не только дождь и ветер. Проблема – бобровые плотины. Бобры хорошо освоили эти места. И иногда нам приходилось плыть буквально сквозь лесные заросли, поскольку множество бобровых плотин подняли уровень воды настолько, что она разливается и течёт между деревьями помимо основного русла».

Сплав по реке Аниак привёл к переворачиванию байдарок и потере части снаряжения, течением уносит весла, а лодки трещат по швам. Но финиш экспедиции близок.
«Сравнивая два возможных пути: по реке Нушагак и по Нижним озерам, – можно сказать, что, скорее всего, наши соотечественники предпочитали плыть по реке Нушагак. Более привычная и ясная дорога, – заключают участники экспедиции. – Теперь история становится ближе и понятнее не только для нас, но и для россиян и американцев, которые интересуются нашей совместной историей».

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева