EN
 / Главная / Публикации / Больше кислорода! Школьники и студенты включаются в решение экологических проблем

Больше кислорода! Школьники и студенты включаются в решение экологических проблем

Светлана Сметанина20.03.2017

С каждым годом в России становится всё больше людей, которые не просто хотят жить в гармонии с природой, но и сохранить её для будущих поколений. Благодаря движению ЭКА к решению экологических проблем активно подключаются школьники и студенты всех российских регионов. Об эко-просвещении в России в Год экологии рассказывает исполнительный директор зелёного движения ЭКА Елена Горохова.    

– Расскажите об общественном движении ЭКА – как было создано, по чьей инициативе?     Общественных движений по экологической тематике и так немало, а в чём тогда уникальность именно ЭКА? 

– Движение ЭКА было создано в 2010 году, когда в России случились страшные лесные пожары. Тогда объединилась команда активных неравнодушных людей, которые и создали движение. Одним из основателей является предприниматель Алексей Нечаев, который много лет являлся меценатом движения и поддерживал его работу и развитие. За время действия программы «Больше кислорода!» в 47 регионах России было посажено 12 млн деревьев и были созданы 5000 школьных питомников с участием учителей и школьников под руководством активистов ЭКА.



Многих людей в России волнуют проблемы сохранения природы, глобальные экологические проблемы. Самые активные начинают действовать, чтобы что-то изменить, – появляется всё больше сообществ, инициативных групп, общественных организаций и движений. Наше движение сотрудничает со многими из них. 
Наша миссия – вовлечь и вдохновить как можно больше людей заботиться о природе, а значит  о себе самих. В связи с этим мы очень много занимаемся просветительскими проектами и инициативами и рассказываем разными способами о том, что как можно начать действовать сегодня. 

Уникальность видим в том, что с самого основания ЭКА развивает сеть лидеров региональных и территориальных штабов, которые в своих местных сообществах (иногда это удалённые уголки нашей страны) реализуют как общероссийские программы ЭКА, так и свои собственные конкретные экологические инициативы и проекты. Сейчас мы формируем и развиваем разные другие роли и возможности внутри нашего движения, чтобы любой человек, который хочет внести вклад в сохранение природы, мог присоединиться и делать это вместе с нами. Мы открыты и будем рады знакомству и сотрудничеству с вами, если вы такой человек. 

– Движение существует с 2010 года. Какие конкретные результаты и достижения Вы считаете наиболее показательными?

– Я уже рассказала про нашу программу «Больше кислорода!».  В октябре 2015 года мы запустили сервис PosadiLes.ru, который даёт возможность каждому желающему посадить своё дерево не выходя из дома, буквально одним кликом, – поддержав сезонные посадки леса в разных регионах России, которые проводят волонтёры движения. На  сегодня более 2000 пользователей поддержали посадку около 20 000 деревьев в 7 регионах России: в Чувашской республике, где от сильных пожаров пострадали 6 тысяч гектаров леса, а также в Волгоградской, Кировской, Пензенской областях, Краснодарском крае, Мордовии.
  
Вы можете зайти на сайт Posadiles.ru и за несколько минут поддержать посадку дерева или даже целого гектара, получить красивый сертификат об этом для себя или оформить его в подарок, а сразу после посадки получить фото отчет и GPS-координаты посаженного леса.

ЭКА много сил вкладывает в экопросвещение школьников, ведь они станут теми, кто будет принимать решения в завтрашнем мире. За последние годы мы разработали и провели при поддержке разных партнёров – в том числе крупных компаний – более 10 общероссийских и международных экологических уроков. Эти уроки провели в своих классах более 25 тысяч учителей для более чем 1 млн школьников. 

Как устроен урок? Учитель регистрируется на сайте, получает доступ к методическому пакету, который включает анимированную презентацию, набор для проведения настольной или ролевой игры, красочные раздаточные материалы для учеников и их родителей. Также учитель получает методический и видеогид, подстрочный текст для презентации, может участвовать в дистанционных семинарах – мы делаем всё, чтобы учитель потратил минимум времени на подготовку и провёл увлекательный урок. Содержание уроков практико-ориентировано – мы заинтересованы в том, чтобы после урока школьник вместе с семьёй начал делать практические шаги в своей повседневной жизни: беречь воду, раздельно собирать отходы для вторичной переработки или уменьшать их количество, использовать мобильные технологии для помощи природе и многое другое.



Для удобства учителей мы запустили единый портал www.экокласс.рф. На портале после регистрации каждый учитель и волонтёр сможет скачать все материалы прошлых уроков и получит доступ к новым занятиям. Мы приглашаем всех учителей присоединиться к растущему сообществу учителей, проводящих экоуроки по всей стране и воспитывающих ответственное поколение детей. 

Также мы работаем с вузами в рамках программы «Зелёные вузы России». Суть программы в том, что её участники – студенческие команды – на базе вузов внедряют совершенно конкретные экологические меры, воплощают свои собственные общественные инициативы, занимаются экопросвещением среди других студентов и школьников. Из конкретных действий, которые могут делать участники программы, – внедрение раздельного сбора отходов, экопросветительские инициативы, установка велопарковок и внедрение альтернативных видов транспорта, внедрение ответственных закупок, здоровый образ жизни, водосбережение и другие направления, которые могут инициировать члены Ассоциации. В феврале этого года в рамках программы учреждена Ассоциация «зелёных» вузов России, её первыми участниками стали 25 студенческих команд, которые смогли внедрить раздельный сбор отходов в своём вузе на системной основе. 

Ещё одно направление, которым мы занимаемся много лет, – это продвижение раздельного сбора и переработки отходов, вовлечение в практику умного обращения отходов как можно большего числа людей. В этом направлении очень много и просветительской работы, и практической – когда наши лидеры собирают вторсырьё и сдают его в переработку. Если вас тоже беспокоит мусорная проблема и вы хотите внести свой вклад, на нашем сайте в разделе «Что мы делаем» в подразделе «Раздельный сбор и переработка отходов» вы найдёте практические инструкции, основанные на нашем личном опыте, которые помогут вам сделать первые шаги. 

– Какие экологические проблемы наиболее остры в России? 

С одной стороны, в каждом регионе свои проблемы, свои особенности, свои проблемные и острые точки. На Урале и в Сибири много проблем связаны с промышленным загрязнением, для Дальнего Востока – это масштабные браконьерские рубки лесов. В то же время есть типичные экологические проблемы для многих городов: уничтожение зеленых зон и парков под застройку, загрязнение атмосферного воздуха и водных ресурсов – то, что составляет основу жизни для любого человека. 

К нам постоянно обращаются люди, инициативные группы из разных регионов России, которые пытаются защитить свои экологические права и сохранить природные места. Количество таких обращений растёт, например, по данным Росприроднадзора, за прошлый год число обращений от граждан возросло на 20 % по сравнению с 2015 годом, это показывает, что людей беспокоят экологические проблемы и они хотят защищать свои экоправа.  Наш юрист регулярно оказывает консультации по таким обращениям, помогает составлять запросы, советует, какие действия стоит предпринять. В то же время мы подчеркиваем, что без активной позиции людей в местном сообществе и их действий «на земле» экологические проблемы будет сложно решить.

Мы также разрабатываем и выпускаем инструкции, как действовать в типовых случаях нарушений экоправ – как бороться с несанкционированными свалками, загрязнениями воздуха, действовать в случае строительства опасного производства или если людей лишили доступа к реке, как защищать городские парки, – и инструкции на другие темы, по которым к нам часто обращаются. Эти инструкции можно найти на сайте движения.

Одна из серьёзных проблем, например, против которой уже почти 5 лет выступает местное население, где мы тоже стараемся помогать, – это опасные планы добычи никеля в Воронежской области, на ценнейших чернозёмах, вблизи от Хопёрского заповедника –- международного значения охраняемой территории.   

Типичная проблема – это мусорная проблема, растущие вокруг городов свалки, опасные для здоровья людей и природы. В то же время есть не менее тревожная тенденция: стремительное разрастание планов по использованию технологий мусоросжигания в России. Мы считаем эти планы экологически опасными и экономически нецелесообразными. Единственным  цивилизованным способом решения проблемы отходов является раздельный сбор и вторичная переработка отходов, и мы работаем в этом направлении. 


– 2017 год объявлен в России Годом экологии – в чём конкретно это проявляется? Какие задачи должны быть решены в этом году? 

– Когда государство обозначает какой-то проблемой определённый год, то оно хочет привлечь внимание к важности этой проблемы для российского общества. Несомненно, экологические проблемы и их решение сегодня очень важны для каждого человека, осознаёт он это или не осознаёт, и устойчивое развитие, когда социально-экономическое развитие происходит в гармонии с природой, а мы обращаемся с природой так, чтобы сохранить её для будущих поколений, – это тот путь, на который нам необходимо встать как можно быстрее.

Мы надеемся, что Год экологии не останется символическим или декларативным и мы увидим на практике какие-то системные стратегические улучшения в экологической сфере.

В то же время экологические организации, инициативные группы и активные люди занимаются охраной окружающей среды без особых объявлений, и мы бы хотели, чтобы каждый год и каждый день стал годом и днём экологии даже после окончания официального Года экологии. Над этим мы и работаем и будем очень рады сотрудничеству с людьми и сообществами, которые стремятся к этому в России и за её пределами.

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева