SPA FRA ENG ARA
EN

Не дать погаснуть «Свече памяти»

Светлана Сметанина31.10.2016

Один из участников X Ассамблеи Русского мира – учитель информатики лицея имени А. С. Пушкина в Каушанах (Молдавия) Сергей Данилюк – рассказал о своей работе в поисковом отряде August, который  вместе с Русским историко-патриотическим клубом осуществляет военно-мемориальный проект «Шаг к Победе».

– Проект существует с 2009 года: мы занимаемся увековечиванием памяти советских бойцов, погибших на территории нашей республики,– рассказывает Сергей. – Также снабжаем «паспортами» все воинские захоронения, которые находятся у нас, ухаживаем за ними. Работаем с молодёжью – занимаемся патриотическим воспитанием. 



За всё время, которое существует наш отряд, мы провели уже семь летних поисковых лагерей. Это так называемая «Вахта памяти», когда мы выезжаем в поля, в леса и там на протяжении двух-трёх недель ищем и захораниваем останки наших бойцов.  За всё это время мы уже обнаружили и перезахоронили останки более 200 погибших. 

– Получается, объём работы  достаточно большой?

– Да, хватит ещё нашим детям и внукам. Как говорится, война не закончена, пока не захоронен последний солдат. Поэтому мы считаем эту работу своим долгом.

Также мы восстанавливаем мемориальные комплексы, братские и индивидуальные воинские захоронения, памятные знаки. То есть в процессе паспортизации мы их обнаруживаем и зачастую видим, что они находятся в плачевном состоянии. И на свои средства стараемся их восстановить. В целом уже около 50 таких памятных знаков было восстановлено.

– А кто входит в поисковый отряд?

– В основном взрослые люди, и отбор ведётся очень тщательно. Но при этом, как я уже сказал, молодёжь мы стараемся привлекать. У нас есть такое мероприятие – «Свеча памяти», которое мы ежегодно проводим 22 июня. Туда мы обязательно приглашаем молодых людей. Например, я стараюсь приглашать ребят из своей школы, где преподаю.



А чтобы ребята могли принимать участие в работе поискового отряда, для начала их нужно этому обучить. Например, в этом году мы впервые поучаствовали в мероприятии «Калининский фронт», которое проходило в России. Я видел, как там обучается молодёжь: проводились лекции по поисковой работе, антропологии, поведению в лесу. Было очень интересно, и мы этот опыт постараемся перенять.  

– То есть не просто любой желающий может заняться поисковой работой?

– Это, конечно, приветствуется. Мы видим, в какое время мы живём: вот этот промежуток после развала Советского Союза и до сегодняшнего времени – это фактически прочерк в сознании молодых людей. Поэтому наша цель – хотя бы привлечь, заинтересовать темой. Даже если они впоследствии не будут этим заниматься, у них хоть что-то останется в голове – какой-то правильный настрой, правильное отношение ко всему этому.

– А на уроках в школе эта тема затрагивается?

– В нашей школе есть Музей боевой славы, и в этом году директору удалось выбить деньги на его реконструкцию. Мы там регулярно проводим мероприятия, связанные с памятными датами. Сам я преподаю информатику, но мои ученики нередко пользуются любимым приёмом «сорвать» урок – задать мне вопрос на военно-историческую тему – и мы можем пол-урока пробеседовать.



– Значит, ребятам это действительно интересно?

– Да, интересно, но это всё-таки русская школа. И это одна из проблем, о которой я хочу сказать на Ассамблее «Русского мира». В районе, где я живу, всего одна русская школа. И если здесь хоть какая-то работа в рамках патриотического воспитания идёт, в молдавских этого нет вообще. Там растут дети, которые уверены, что Советский Союз был агрессором. 

Это страшно, когда мой ребёнок встречается со своими сверстниками из молдавских семей, и у них абсолютно разные взгляды. Получаются как бы параллельные миры. 

– А на мероприятия, которые вы проводите, тоже приходят только лишь дети из русских школ?

– Не только. И мы стараемся привлекать ребят из других школ. Тем более что эти встречи имеют публичную огласку – о них говорят в новостях. Мы стараемся проводить их каждый раз в новом месте. Например, возле города Унгены установлен памятник – танк Т-34. Он находился уже в довольно запущенном состоянии. Мы приехали туда заранее, навели там полный порядок – убрали траву, где-то побелили, где-то покрасили. Причём в этом нам помогала и молодёжь. То есть ребята не просто участвуют в памятном мероприятии, они ещё и сами поддерживают эту память, вносят свой вклад в её сохранение. 


Ещё одно мероприятие, которое мы проводим, – это походы по местам боевой славы, к которым привлекаем молодёжь. Недавно такой поход проводился в Каушанах. Участвовало примерно человек 40.

– Как местные власти относятся к вашей поисковой деятельности?

– Молдова в своё время ратифицировала соглашение стран СНГ о сохранении воинских захоронений и взяла на себя все расходы. Из-за этого мы не можем получить никакой помощи от России. Но власти не только не дают на эту работу ничего, они даже мешают её проведению: рассылают письма по местным мэриям, чтобы они вставляли нам палки в колёса и не разрешали проводить поисковые работы. Любыми путями стараются нам помешать. И с памятниками воюют – то таблички поджигают, то танки снимают с постамента. Их задача понятна: вырастить поколение, которое будет полностью оторвано от корней. Хотя истории России и Молдовы тесно переплетены много веков. А сейчас людей оторвали от корней, от России, и всячески вбивают в головы, что так было всегда. И плоды этого сейчас взросли на Украине.

Сегодня власти Молдавии хотят принять закон, по которому вся поисковая работа будет относиться к ведению министерства обороны. Мы прекрасно понимаем, что если этим будет заниматься наше министерство обороны, то значит, вообще никто ничего делать не будет.



И в своём выступлении на Ассамблее я хочу сделать акцент на том, как нам сохранять историческую память и как её передавать молодёжи. Мне кажется, это очень важно. Нужно воспитывать подрастающее поколение, иначе в какой-то день мы проснёмся и окажемся просто в одиночестве.

Также по теме

Новые публикации

28 сентября исполняется 110 лет со дня рождения Георгия Товстоногова – одного из самых мощных театральных режиссёров советского времени, многолетнего руководителя ленинградского Большого драматического театра (БДТ), ныне носящего его имя.
Тридцать благочинных и старших священников из 22 стран пастырской ответственности Патриаршего экзархата Африки провели в России полторы недели. Участники этой поездки назвали её уникальной, поскольку впервые африканские священники смогли лично увидеть Россию, познакомиться со святынями и людьми России. И, конечно, они расскажут об этом пастве.
Употребление некоторых существительных в форме творительного падежа множественного числа нередко вызывает вопросы. Как правильно: лошадьми или лошадями, дверьми или дверями, дочерьми или дочерями? Выясним, какой вариант является правильным.
В сентябре стартует масштабный международный проект «Шахматная дипломатия в Русских домах», который станет новым этапом в продвижении российской культуры за рубежом. Инициатива Россотрудничества и Федерации шахмат Московской области охватит десять стран на разных континентах, объединяя людей через интеллектуальный спорт.
На площадке Центра международной торговли в Москве 20 – 21 сентября прошла первая Всемирная общественная Ассамблея, собравшая более 4 тысяч гостей и экспертов из 150 стран мира. Деловая программа включала 7 панельных сессий и более 40 тематических площадок по ключевым направлениям: общественная дипломатия, гуманитарная модернизация, ценности нового мира и духовное единство.
Омонимы принадлежат к одной и той же части речи, пишутся и звучат одинаково, но различаются значениями. Кроме того, они, как правило, имеют самостоятельные истории происхождения, никак не пересекающиеся между собой. Сравнение этих историй всегда вызывает интерес.
Представители России, Пакистана, Сербии, Афганистана, Белоруссии и других стран под руководством ведущих экспертов предложили способы продвижения русского языка за рубежом на Слёте Всемирного фестиваля молодёжи в Нижнем Новгороде, который проходил с 17 по 21 сентября.
О словаре Ожегова хоть раз да слышал каждый. Выдающийся русский языковед Сергей Иванович Ожегов (1900–1964) ещё и редкое исключение из правила: обычно фамилии учёных-лингвистов известны лишь их коллегам, Ожегова же знают все – как автора знаменитого однотомного толкового словаря русского языка.