SPA FRA ENG ARA
EN

Помощь, которую ценят: студенты Донбасса в России

Виктор Дмитриев01.04.2016

Летом 2014 года многие российские города, находящиеся рядом с государственной границей Украины, наполнились массой молодых людей. Они отличались от беженцев не только организованностью, но и некой, едва тогда заметной уверенностью. Всё было просто – их ждали.

Когда ещё не насытившийся кровью Киев начал применять против гражданских людей авиацию и залповые системы, для родителей Донецкой и Луганской областей, которые остались жить в республиках, защищать их, встал вопрос сохранения жизни детей. 


Кровавое лето застало многих врасплох ‒ школьники заканчивали учебный год, сдали государственную аттестацию, но война ставила жирную точку на  стремлениях молодёжи получить образование в вузах  Украины. Поступление у себя дома, когда бои шли в пригородах Донецка и Луганска, также исключалось.

Оставалась Россия, которая ещё в апреле начала принимать беженцев, и она не подвела. Но поступать в Россию опасались – всё же заграница, разность образовательных систем, общее непонимание статуса детей. На помощь пришло Россотрудничество, уже давно работающее по линии образовательных программ в России для соотечественников. Однако квоты агентства всегда были небольшими. Пришлось срочно менять правила.

Первыми руку помощи протянули соседние с Донбассом Ростовская и Белгородская области, которые начали организацию помощи беженцам. В Ростове-на-Дону ректор Южного Федерального университета Мария Боровская по согласованию с губернатором Василием Голубевым предложила  расширить набор студентов за счет приёма абитуриентов из ЛНР и ДНР. Инициативу поддержали и другие вузы. Губернатор Белгородской области Евгений Савченко также обсудил  возможность предоставить места для обучения молодым донбассцам с ректором Белгородского госуниверситета Олегом Полухиным и ректором Белгородского технологического университета Сергеем Глаголевым.

В первую очередь, речь шла о молодых людях, чьи родители оставались в республиках, или о тех, кто потерял кров. Основные расходы вузов ложились на плечи местных бюджетов, хотя и Москва, конечно, помогла. Помимо абитуриентов, которых в 2014 году Белгород принял более тысячи, здесь решили принять дополнительно более 300 студентов, которые переводились с воюющих территорий. И сегодня в Белгородском госуниверситете прибывших из Донбасса и соотечественников из других частей Украины учится больше всего.

Встречали здесь душевно, предоставив для гостей абсолютно новое, современное и комфортабельное общежитие на ул. Студенческой с секционной системой, модулями, мебелью. 

Надо сказать – решение было не из простых, ведь общежитие требовалось и местным ребятам. Но в глазах молодёжи, прибывшей  с Украины, было то, чего раньше в Белгороде не видели: ужас войны. Вчерашние школьники слышали рёв пикирующих украинских штурмовиков, вой «градов» и свист падающих мин, грохот разрушающихся домов и ужас перед зачистками карательных батальонов. Были те, кто потерял дом, у кого были убиты друзья, родственники и даже родители. Многие из ребят оказывали посильную поддержку бойцам ополчения и волонтёрам.

‒ Для меня самым необычным в Белгороде была тишина, ‒ говорит Катя Безько из Краматорска. Девушка покинула город с родителями 26 июня, а 5 июля туда уже вошли киевские части. Впрочем, Катя и её близкие называют их иначе ‒ фашисты, хотя стараются просто забыть. Катя говорит, что теперь фильмы о Великой Отечественной войне ей стали куда понятнее: «…особенно там, где наши отступают и где обстрелы». В Белгород она поехала с подругой Ирой Резниковой по проторенной дорожке ‒ через Старобельск и Харьков. «А мы привыкли, так с родителями всегда к родственникам ездили», ‒ говорит девушка. Но многие, опасаясь провокаций на украинской границе, ехали «в окружную» по России.

Сегодня в БелГУ география приехавших – словно боевые сводки тех дней: Донецк, Луганск, Изварино, Счастье, Попасная, Лисичанск, Северодонецк, Краматорск, Торез, Ясиноватая, Кировское, Красный Лиман.

На вопрос, что было самым сложным по приезду, житель Донецка Пётр Носов (факультет горного дела и природопользования) говорит, что прежде всего ‒ социальная адаптация в новой стране, с новыми деньгами и ценами, новыми друзьями и неопределенностью дома. «Но привычка – дело времени, да и помогали нам», ‒ улыбается Пётр. 

Нельзя не отметить, что руководство университета, принимая студентов Донбасса, приняло решение обеспечить им не только бесплатное проживание в общежитии, но и дало возможность питаться в университетском кафе «Экватор» ‒ тоже бесплатно. Всем были вручены «карты питания», действовавшие до декабря 2015 года, – увы, кризис жестоко бьёт и по университетским возможностям. «Зато весь год питались почти как в ресторане», ‒ говорит студент Игорь Карасевич.

Но на фоне этих вынужденных мер все учебные бюджетные места для прибывших с Юго-востока Украины были оставлены на весь срок обучения, как и обеспечение постоянной стипендией, вне зависимости от успеваемости.
 
А вот коллега по факультету Петра Носова Виктория Видлога приехала на учебу из Запорожья по квоте Россотрудничества. Вика оставляет впечатление абсолютно довольного судьбой человека, она успевает не только учиться, но и участвовать в общественных мероприятиях, и даже петь в хоре. 

Надо отдать должное ребятам с территории Украины и донбасских республик: активности им не занимать. Ещё в 2014 г. с целью самоорганизации они создали Объединение студентов Донбасса со своим Координационным советом. Тогда его возглавлял Саша Невский. 

Вопросы, которые решает совет, прежде всего организационные и консультационные. На самом деле, немало вопросов возникает по линии ФМС ‒ о перемещении внутри России и, конечно, об учёбе и проживании. Не так давно студенты Юго-востока поздравляли своего земляка Кирилла Никулина с получением звания  «мистер Институт экономики ‒ 2016», а сейчас готовятся к Спартакиаде землячеств в БелГУ.

Конечно, не всё так радужно и проблем хватает. Что-то помогает решать университет, что-то – родители, что-то приходится решать самим. Не секрет, что главная проблема – посещение дома. «Раньше мы меньше чем за сутки добирались из Харькова в Крым, ‒ говорят Тоня Школьная и Аня Колесова, ‒ а теперь туда настоящее путешествие!» Такие же сложности возникают и с поездками в ДНР и ЛНР. Потому ездят туда лишь два раза в год.

Ещё есть проблема с возможностью легальной подработки, для чего нужно получить патент, а это фактически невозможно для иностранцев-студентов.  

Однако сложности не влияют на желание новых ребят из Новороссии и Украины стать студентами российских вузов, что подтвердил набор лета 2015 года. Недавно появилось ещё одно приятное известие: теперь поступать в БелГУ школьники из ДНР и ЛНР могут на равных условиях с гражданами РФ, на основании школьного аттестата ДНР и ЛНР (в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом). 

Студенты и их родители действительно благодарны за помощь, оказанную российской стороной в такое нелёгкое время. Большинство студентов связывают свою дальнейшую жизнь прежде всего с Россией.

Белгород, Курск, Ростов-на-Дону, Воронеж сделали то, что не смогло сделать собственно украинское государство, которое, по словам украинской правозащитницы Эльвиры Зейтуллаевой, «приняло у себя студентов Донбасса, но забыло их». 

А Россия? Россия ждёт новых абитуриентов как с Украины, так и из Новороссии.

Также по теме

Новые публикации

28 сентября исполняется 110 лет со дня рождения Георгия Товстоногова – одного из самых мощных театральных режиссёров советского времени, многолетнего руководителя ленинградского Большого драматического театра (БДТ), ныне носящего его имя.
Тридцать благочинных и старших священников из 22 стран пастырской ответственности Патриаршего экзархата Африки провели в России полторы недели. Участники этой поездки назвали её уникальной, поскольку впервые африканские священники смогли лично увидеть Россию, познакомиться со святынями и людьми России. И, конечно, они расскажут об этом пастве.
Употребление некоторых существительных в форме творительного падежа множественного числа нередко вызывает вопросы. Как правильно: лошадьми или лошадями, дверьми или дверями, дочерьми или дочерями? Выясним, какой вариант является правильным.
В сентябре стартует масштабный международный проект «Шахматная дипломатия в Русских домах», который станет новым этапом в продвижении российской культуры за рубежом. Инициатива Россотрудничества и Федерации шахмат Московской области охватит десять стран на разных континентах, объединяя людей через интеллектуальный спорт.
На площадке Центра международной торговли в Москве 20 – 21 сентября прошла первая Всемирная общественная Ассамблея, собравшая более 4 тысяч гостей и экспертов из 150 стран мира. Деловая программа включала 7 панельных сессий и более 40 тематических площадок по ключевым направлениям: общественная дипломатия, гуманитарная модернизация, ценности нового мира и духовное единство.
Омонимы принадлежат к одной и той же части речи, пишутся и звучат одинаково, но различаются значениями. Кроме того, они, как правило, имеют самостоятельные истории происхождения, никак не пересекающиеся между собой. Сравнение этих историй всегда вызывает интерес.
Представители России, Пакистана, Сербии, Афганистана, Белоруссии и других стран под руководством ведущих экспертов предложили способы продвижения русского языка за рубежом на Слёте Всемирного фестиваля молодёжи в Нижнем Новгороде, который проходил с 17 по 21 сентября.
О словаре Ожегова хоть раз да слышал каждый. Выдающийся русский языковед Сергей Иванович Ожегов (1900–1964) ещё и редкое исключение из правила: обычно фамилии учёных-лингвистов известны лишь их коллегам, Ожегова же знают все – как автора знаменитого однотомного толкового словаря русского языка.