Что готовит «Завтра»?
Светлана Хохрякова28.01.2016
C 26 по 31 января в Музее Москвы проходит Международный фестиваль современного кино «2morrow/Завтра». Организован он при поддержке Департамента культуры города Москвы и при участии Фонда Ивана Дыховичного. На этот раз «Завтра» стал одним из первых событий в рамках Года кино, провозглашённого в 2016 году.
У фестиваля, который некогда начинал Иван Дыховичный уже своя, сложившаяся аудитория, интеллектуальная, молодая и энергичная. Когда у организаторов не было средств на проведение фестиваля, тут же нашлись люди, поддержавшие начинания в меру своих сил и возможностей. И киносмотр выжил.
На фестивале представят авторское и раритетное архивное кино, работы пока малоизвестных, но перспективных режиссеров, а также достижения классиков мирового кинематографа.
Открывала фестиваль картина «Франкофония», рассказывающая о спасении шедевров Лувра в период немецкой оккупации. Последнюю работу Александра Сокурова у нас мало кто видел, зато она вышла во Франции, куплена несколькими странами. Премьера состоялась на Венецианском кинофестивале в прошлом году. Фильм создавался без российского участия тремя странами – Францией, Германией и Нидерландами.
Главной на фестивале в этот раз стала тема преодоления барьеров и границ, причём самых разных – территориальных, между различными видами искусства, «своими» и «чужими». Вторая важная тема – «другие», под которыми подразумеваются носители иной национальной, социальной, экзистенциальной и т. д. идентичности. Подобрана целая коллекция ярких картин соответствующей тематики.
В дни фестиваля запланировано несколько встреч с известными российскими и зарубежными кинодеятелями. Мастер-классы проведут австрийский режиссёр Петер Бруннер и преподаватель Берлинской киношколы Изабелла Штевер. Специально для сценаристов организован мастер-класс «Запуск воображения: как развить простую идею в интригующий сюжет». «Галерея 21» подготовила выставку «Отражение», рассказывающую о роли художников в формировании общественной точки зрения на исторические события. В проекте участвуют Сергей Лоцманов, Лисокот, Сергей Катран, Илья Федотов-Фёдоров, Недда Аль-Мадани, Тарик Тайяяб, «Первый невидимый интернационал», Александр Погоржельский.
В конкурс вошли десять фильмов: «Те, кто падают, могут летать» Петера Бруннера, нашумевший «Шевалье» греческого режиссёра Афины Ракель Цангари, «Коза» словацкого режиссёра Ивана Остроховского, уже совершившая большое путешествие по мировым киносмотрам, «Эволюция» француженки Люсиль Хадзихалилович. Россию в конкурсе представляет «Птичка» Владимира Бека, рассказывающая о взрослении и первой любви в летнем лагере. Её премьера состоялась в Риме.
В «Параллельной секции» покажут фильм «Два Реми, два» Пьера Леона, снятый по мотивам «Двойника» Достоевского. Уроженец СССР, некогда критик, а теперь режиссёр и сценарист, исполнитель песен Александра Вертинского уже экранизировал «Дядю Ваню» Чехова, «Подростка» и «Идиота» Достоевского. В 1975 году 15-летним подростком Пьер вместе с родителями покинул Советский Союз – семья переехала во Францию, на родину отца – корреспондента газеты «Юманите» в Москве. Леон – самоучка, киношколу не заканчивал, но это не мешает ему преподавать в Высшей школе французского кино. Его фильм длится всего 66 минут. Герой картины – современный молодой человек, страдающий раздвоением личности. Двойник бесцеремонно вторгается в жизнь персонажа, встречается с его девушкой, выходит вместо него на работу. Премьера «Два Реми, два» состоялась на кинофестивале в Локарно минувшим летом.
Впервые в России покажут и картину «Издалека» венесуэльского дебютанта Лоренцо Вигаса, получившего образование в Нью-Йорке. Эта лента получила главную награду Венецианского кинофестиваля и поток хулы, причём от людей, которые её даже не видели. Главный герой – зубной техник с некоторыми особенностями. Он платит незнакомым юношам деньги, заманивает в свою квартиру, где и разглядывает их обнаженные части тела. Так будет продолжаться, пока он не нарвётся на проворного парня, который перевернёт всю его жизнь. Вигас когда-то участвовал с короткометражной лентой в Каннском кинофестивале, а потом пропал. Ему под сорок, и он всё ещё дебютант. Лоренцо снимал «Издалека» про «комплекс девственности», заложником которого может стать даже взрослый человек. Главную роль сыграл талантливый 59-летний чилийский актёр Альфредо Кастро.
Ну а закроется фестиваль российской премьерой итальянской картины «Большой всплеск» Луки Гуаданьино. Это ремейк знаменитого «Бассейна», снятого в 1969 году с участием Алена Делона и Роми Шнайдер. В итальянской версии задействованы великолепные британские актеры Рэйф Файнс и Тильда Суинтон, а также американка Дакота Джонсон, сыгравшая в картине «50 оттенков серого». Квартет дополнил бельгийский актер Маттиас Шонартс, известный киноманам по фильмам «Бычара», «Ржавчина и кость», «Девушка из Дании».
Героиня Тильды Суинтон – рок-легенда Мириам. Она перенесла операцию на связках и теперь даже говорить не может, не то что петь. С молодым любовником она приехала отдохнуть на вулканический остров. Он – режиссёр и знаком с творчеством питерского документалиста Виктора Косаковского. Давний друг Мириам – продюсер Гарри, которого сыграл Рэйф Файнс, для фильма резко поменявший образ (здесь он предстаёт этаким брутальным бородачом).
Когда-то Тильда Суинтон снималась у Луки Гуаданьино в его дебютной ленте. Режиссёру удаются картины про звёзд, он умеет найти к ним подход. А теперь с большим мастерством воспроизвел субкультуру, носителями которой и стали его творческие герои. Хотя в целом «Большой всплеск» так и не стал большим кинособытием.
Архивные раритеты представлены на фестивале задорной секцией «Маяковское кино». В неё вошли картины, созданные по сценариям Владимира Маяковского. Одна из них – «Октябрюхов и Декабрюхов» – снята в 1928 году Алексеем Смирновым и Александрой Искандер (Смирновой). И таких находок на фестивале «Завтра» немало. Иногда то или иное киновысказывание становится особенно интересным в определённом контексте, среди других киноопытов. Задача составителей программ – выстроить этот мир, заполнить лакуны. И, надо признать, организаторам «Завтра» всякий раз это удается.
Также по теме
Новые публикации
Пушкин в Страсбурге – в оригинале и переводе 17.04.2024
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан. Илья Голенищев-Кутузов: «Мы – дети России» 16.04.2024
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника. Гагаринские уроки пройдут в 38 странах мира 12.04.2024
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.