EN
 / Главная / Публикации / Демистификация Малевича

Демистификация Малевича

Нюра Мильман14.12.2015

Конференция «100 лет супрематизма» состоялась в нью-йоркском Harriman Institute Колумбийского университета – одном из лидирующих центров по изучению русской и восточно-европейской культуры. Она организована американским частным фондом «Общество Малевича» (Malevich Society), Обществом историков восточно-европейского, евразийского и русского искусства SHERA и Обществом им. Лазаря Хидекеля. 

Имя Казимира Малевича знакомо обывателю в основном в связи с «Чёрным квадратом». Почти в любой стране люди с удовольствием спорят, что этим произведением хотел сказать авангардист и является ли он вообще художником.

Как ни странно, персональные выставки работ Малевича – такого, казалось бы, влиятельного в истории мирового искусства художника – происходят нечасто. Его работы всегда занимают почётное место в групповых экспозициях, посвящённых началу XX века, супрематизму, группе «Утвердителей Нового Искусства» УНОВИС, но редко когда предоставляется возможность увидеть полный спектр его работ. Поэтому у многих зрителей и возникает ложное представление, что Малевич, кроме злополучного квадрата, ничего особенного больше и не создал. Поэтому каждое событие, разрушающее штампы о художнике и посвящённое лично ему, приобретает особую важность. Нью-йоркская конференция «100 лет супрематизма» является одним из таких событий и как нельзя кстати проливает свет на многие аспекты личности, а также творческой биографии Казимира Малевича.

К. Малевич. Чёрный супрематический квадрат, 1915 г.

Как известно, многие письменные источники ‒ доклады, декларации, другие манифесты супрематистов безвозвратно пропали. К сожалению, то же самое касается и многих произведений искусства: литографии, акварели, рисунки, выполненные Малевичем и его соратниками, либо исчезли, либо находятся в таком плохом состоянии, что ими никто не хочет заниматься. 

У моего знакомого в Америке хранился в закромах «второстепенный Малевич» в ужасном состоянии. Продать его было невозможно, а вкладываться в реставрацию хозяин не решался. После его смерти картина фактически пропала… и этот случай далеко не единичен. 

Изданный в 1920-х годах в Витебске группой Малевича альманах «Уновис» едва не исчез навсегда, если бы не ведущий специалист по русскому авангарду Третьяковской галереи Татьяна Горячева, которая с превеликим старанием расшифровала текст, сверяя с уже известными рукописями мастера. О работе над одной из таких рукописей искусствовед рассказала на конференции.

Конечно, никак нельзя было обойти тему «Чёрного квадрата». Сейчас, когда благодаря новейшим методам томографического сканирования под чёрно-белым слоем удалось увидеть картину с обнажёнными в бане, не утихают споры о том, могла ли там появиться другая геометрическая фигура. Сам Малевич, однако, неоднократно подтверждал важность именно этой фигуры: «Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума»

Ведущий эксперт в живописи русского авангарда, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Ирина Вакар так комментирует отношение художника к чёрному квадрату: «Сам Малевич никогда не говорил, что это изобразительное искусство, он вообще разделял новое искусство и изобразительное искусство: "Это искусство, которое ничего не изображает". Он не считал это живописью, он нашёл для своего супрематизма новое определение – цветопись».

На конференции выступила президент-учредитель Malevich Society Шарлотта Дуглас. Она сделала доклад о том, как Малевич обдумывал, куда искусство пойдёт в эпоху пост-футуризма, и как он боролся за то, чтобы подвести серьёзную теоретическую базу под новые работы, которые обычно повергали в шок современников. Эти концепции используются искусствоведами и по сей день.

Очень важной «главой» конференции стала презентация и обсуждение книги «Казимир Малевич: письма, документы, мемуары и критика» (авторы И. Вакар и Т. Михеева). В дискуссии приняли участие переводчица Антонина Буи, искусствовед Татьяна Михеева, редактор книги Уэнди Салмонд, главный редактор «Энциклопедии русского авангарда», искусствовед и эксперт по русскому искусству XX века Андрей Сарабьянов и другие.
‒ Наша цель заключалась в том, чтобы представить для профессионалов и любителей творчества мастера уникальный документальный материал, связанный как с творчеством Малевича, так и с его частной жизнью. В эту книгу входит огромное количество архивных документов, писем и фотографий, многие из которых публикуются впервые. Наши находки во многом помогут демистификации Малевича, хотя в других случаях нам пришлось подтвердить информацию, которая ранее считалась лишь легендой, ‒ рассказала Татьяна Михеева.

Изображение купальщиц, скрытое под «Чёрным квадратом»

Андрей Сарабьянов подчеркнул, что информация собиралась из множества достоверных источников, из первых рук: «В числе огромного множества документов справка о крещении, которая подтверждает, что художник родился в 1879, а не в 1878 году, как он сам утверждал». В книгу также попали бесценные воспоминания художника Константина Рождественского, дочери Малевича Уны Казимировны, его младшей сестры, Виктории Зайцевой, и, конечно, друзей и соратников – Михаила Ларионова, Алексея Моргунова, Михаила Матюшина. В целом документальный труд охватывает воспоминания 60 людей, причастных к жизни и творчеству мастера. 

Но, конечно, говоря о Малевиче, нельзя не сказать о художниках его круга – адептах супрематизма. Тем более что взаимоотношения Малевича с учениками и соратниками интересны сами по себе и проливают дополнительный свет на образ художника. 

Директор Русско-американского культурного центра RACC Регина Хидекель рассказала о своем свёкре, ленинградском архитекторе и ученике Малевича Лазаре Хидекеле. В начале 1920-х он ввёл супрематизм в архитектуру, что на тот момент было почти революционным шагом. Новаторское видение пространства было опасным в 1930-х, в разгар сталинских репрессий, но Хидекель активно отстаивал огромное влияние своего учителя на западное искусство и культуру 1910–20-х годов. 

Тем временем сам Малевич вёл себя, как утверждает Регина Хидекель, достаточно странно со студентами, по крайней мере, по современным стандартам: «Малевич считал, что это вполне нормально, – лучшие результаты коллективного творчества подписывать своим именем. Лазарь настоял, чтобы его авторство в этом проекте было восстановлено. Таким образом, в 1926 году имя Хидекеля стало известно на Западе – его проект был опубликован во Франции и в Германии. Группа "Уновис", одним из создателей которой, под руководством Малевича, был и Хидекель, выставлялась в Витебске, Москве и Берлине. Также были его работы и на выставке петроградских художников всех направлений 1918–1923 годов. После широкой публикации рабочего клуба, совместных проектов с Никольским и Симоновым, ещё будучи студентом ПИГИ, Хидекель получил признание в кругах архитектурного авангарда»

Конференцию обрамляет выставка «Бесконечность супрематизма: отражения, интерпретации, открытия», куратором и организатором которой выступила Регина Хидекель. «Отражают» супрематизм 100 лет спустя современные художники Ирина Нахова, Макс Семаков, Марк Хидекель и Том Чамберс. Выставка продлится до 22 января в Harriman Atrium и открыта для всех желающих. 

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева