SPA FRA ENG ARA
EN

Они – русские с Донбасса

Екатерина Гадаль11.12.2015

Ксавье Моро – французский публицист, много лет живущий и работающий в России. В Париж Ксавье приехал по делу: представить свою новую книгу «Украина – почему Франция ошиблась?» (L'Ukraine – pourquoi la France s'est trompée). На презентации он рассказывал о своих впечатлениях от поездки в Донбасс.

‒ На презентации книги Вы упомянули о своей поездке в Донбасс. Какова была цель Вашей поездки? И как Вы туда попали?

Фото: «Русский очевидец»

‒ Я ездил на неделю и только в Донецкую республику, было это около месяца тому назад, попал я туда по приглашению французской ассоциации «Vostok France – Solidarité Donbass». Елена Руффо, её президент, родом с востока Украины, из Запорожья, переехала жить во Францию в 80-е годы. Благодаря моему сайту она узнала обо мне. Меня это приглашение заинтересовало потому, что я хотел понять, как видят русские, жители этого региона, а я считаю их именно русскими, своё будущее с Украиной или без неё. Всем, кого бы я ни встречал, и таксисту, и продавцу в магазине, где я покупал сим-карту, людям, у которых я останавливался, везде, где я побывал, в детском доме, в школах и даже просто на улице я задавал один и тот же вопрос: «Как вы представляли себе своё будущее с Украиной?» И все мне отвечали: «Никак!», но при этом я не почувствовал ненависти среди населения, но для себя они четко определились, что они больше не являются частью Украины: «Мы русские с Донбасса!», — говорили мне. Они просто строят своё государство, которое хорошо функционирует. Например, мне бросилось в глаза – районы Донецка, отдалённые от линии фронта, гораздо чище некоторых российских провинциальных городов, и жители мне подтвердили, что город стал намного опрятнее, чем до войны. Очевидно желание Александра Захарченко продемонстрировать, что ДНР может стать стабильным государством, они восстановили добычу угля, и ныне её объём превысил довоенный 2013 год.

– Вы хотите сказать, что люди работают?

– Да, конечно, все работают, я не встречал праздношатающихся в рабочее время, с 23 часов ‒ комендантский час, я могу сказать, что они не устраивают праздники каждый вечер, но все работают и некоторые даже без зарплаты. Но для них это не так важно, труд ‒ это традиция, этот регион известен своим трудолюбием, и они горды тем, что они ‒ рабочий класс, у них сильна самоидентификация – шахтеры, металлурги, заводские рабочие. Они – русские с Донбасса, при этом лишь немногие хотят войти в Российскую Федерацию, а остальные ‒ только остаться частью Русского мира. Я увидел их желание быть независимыми и понял, что никто из них не хочет, чтобы Украина стала пространством полной анархии, что, кстати, уже начинается на западе Украины. Учитывая всё это, мне кажется, что смогла бы функционировать некая конфедерация с широкими функциями автономии для Донбасса.

– Но Вы, бывший военный, не хуже меня знаете, что в любом федеративном государстве может быть только одна армия. Какие Вы видите пути решения этой проблемы?

– Да, поэтому я и говорю именно о конфедерации, этот вопрос должен стать предметом переговоров, кроме армии, есть ещё и украинская полиция, и местная полиция (ополчение), которая, скорее всего, оставит себе танки, – не смогут они доверять центру. Украина находится в катастрофической экономической и энергетической ситуации, и, продолжая бомбардировки, Киеву гораздо проще отвлечь население от реалий повседневной жизни, которые с каждым днём всё хуже. Кроме того, ни для кого не секрет, что на линии фронта присутствуют части карателей, фашисты, и они хотят войны. На одном из каналов украинского телевидения я видел интервью Андрея Белецкого, создателя батальона «Азов». Интересно, что ему задавали вопрос на украинском языке, а отвечал он на русском. Мне было забавно видеть, что один из лидеров украинских националистов не в состоянии отвечать на вопросы по-украински. Судя по его ответам, он был в отчаянии. Будучи в Донбассе, я разговаривал с людьми, чьи родственники воюют на другой стороне, они поддерживают с ними связь по телефону. Те им говорят, что скоро объявят наступление, они все дезертируют, и таким образом ДНР победит. Никто больше не хочет воевать на стороне украинской армии, но, что касается нацбатальонов, сформированных американцами, ‒ они вояки.

– Вы хотите сказать, что граница Донецкой республики изменится?

– Жители оккупированных ещё городов ждут, что ДНР объединит две части Донецка — Мариуполь и Славянск. Если вы следили за выборами в Славянске, то видели: это то, чего жители ждут, город в первом туре проголосовал за прорусского кандидата. Срыв выборов в Мариуполе вызван тем, что власти точно знали, что избиратели тоже предпочли бы прорусского кандидата. Так что распространяемый украинской пропагандой миф о том, что Мариуполь хочет быть со святой Украиной, – неправда. Мы приехали в школу в Енакиево, где я обратил внимание на шкаф, полный книг Тараса Шевченко, таких как «Кобзарь», ‒ всё на украинском языке. Я спросил: «Вы хотите избавить себя от всего украинского, как на другой стороне избавляются от русского языка?» Мне ответили: «Нет, это часть нашего наследия, мы не воюем против языков и памятников». И опять я не почувствовал агрессивности, только достоинство и огромное презрение к нацбатальонам, прибывшим на восток с криками «Sieg Heil!» и всем угрожавшим, а при первых выстрелах наступавших ополченцев, трусливо сбежавшим со своих позиций, вот почему их презирают. Я слышал об этом и когда ездил в Новоазовск, который был несколько месяцев оккупирован карательным батальоном «Азов». Там мне рассказали, что как только начали стрелять – тут их и видели… Из этого я заключил, что все эти вояки способны мародерствовать, но никак не воевать.

– Вопрос несколько из другой сферы. В какой валюте идут расчеты в ДНР?
 
– Всё в рублях, если у вас есть гривны, вы можете их обменять. Но все цены в рублях, все супермаркеты полны продуктами, потому что есть коммерческие связи с Россией, гуманитарная организация, которую я представлял, просила меня купить необходимые товары на месте и не везти с собой.

– Вы говорили о том, что есть люди, работающие без зарплаты, на какие деньги они покупают продукты в супермаркете?

– ДНР начала продавать свою продукцию, я уже говорил про уголь. Гуманитарная помощь приходит из разных стран, в том числе из России. В районах, расположенных вдоль линии фронта, конечно, тяжелая ситуация, но магазины открыты, налажено автобусное сообщение между городами. В Донецке даже парки в ухоженном состоянии. Видно, что регионом управляют. Благодаря продаже металлов и угля они начали платить небольшие пенсии, кстати, гривна не в ходу ещё и потому, что в нарушение Минских соглашений Киев не платит пенсии и пособия. Украинское правительство, к сожалению, не только этот их пункт не выполняет, не происходит и обмена пленными, нет признания особого статуса ДНР. Я считаю, что эти договоренности пошли на пользу Донбассу, это признание его состоятельности со стороны мирового сообщества, даже если Украина не выполняет принятые ею обязательства. 

В заключение хочу сказать, что я был приятно удивлён увиденным в ДНР, я не предполагал столкнуться со столь благополучной картиной. Их будущее мне видится в радужных красках, потому что 85% украинского долга в руках Запада ‒ МВФ и других финансовых организаций, а они – не братья-россияне, им всё равно, будет ли тепло в домах украинцев. А это значит, что однажды они перестанут давать деньги, Украина будет объявлена банкротом и не сможет больше содержать армию, полицию и т. п. и переложит эти платежи на плечи богатых регионов, способных обеспечивать государственные расходы. В основном, украинское производство находится на востоке Украины. Значит, в какой-то момент будет создано государство, где будет сильна власть регионов, а киевская верхушка не будет иметь никакой силы.

Также по теме

Новые публикации

28 сентября исполняется 110 лет со дня рождения Георгия Товстоногова – одного из самых мощных театральных режиссёров советского времени, многолетнего руководителя ленинградского Большого драматического театра (БДТ), ныне носящего его имя.
Тридцать благочинных и старших священников из 22 стран пастырской ответственности Патриаршего экзархата Африки провели в России полторы недели. Участники этой поездки назвали её уникальной, поскольку впервые африканские священники смогли лично увидеть Россию, познакомиться со святынями и людьми России. И, конечно, они расскажут об этом пастве.
Употребление некоторых существительных в форме творительного падежа множественного числа нередко вызывает вопросы. Как правильно: лошадьми или лошадями, дверьми или дверями, дочерьми или дочерями? Выясним, какой вариант является правильным.
В сентябре стартует масштабный международный проект «Шахматная дипломатия в Русских домах», который станет новым этапом в продвижении российской культуры за рубежом. Инициатива Россотрудничества и Федерации шахмат Московской области охватит десять стран на разных континентах, объединяя людей через интеллектуальный спорт.
На площадке Центра международной торговли в Москве 20 – 21 сентября прошла первая Всемирная общественная Ассамблея, собравшая более 4 тысяч гостей и экспертов из 150 стран мира. Деловая программа включала 7 панельных сессий и более 40 тематических площадок по ключевым направлениям: общественная дипломатия, гуманитарная модернизация, ценности нового мира и духовное единство.
Омонимы принадлежат к одной и той же части речи, пишутся и звучат одинаково, но различаются значениями. Кроме того, они, как правило, имеют самостоятельные истории происхождения, никак не пересекающиеся между собой. Сравнение этих историй всегда вызывает интерес.
Представители России, Пакистана, Сербии, Афганистана, Белоруссии и других стран под руководством ведущих экспертов предложили способы продвижения русского языка за рубежом на Слёте Всемирного фестиваля молодёжи в Нижнем Новгороде, который проходил с 17 по 21 сентября.
О словаре Ожегова хоть раз да слышал каждый. Выдающийся русский языковед Сергей Иванович Ожегов (1900–1964) ещё и редкое исключение из правила: обычно фамилии учёных-лингвистов известны лишь их коллегам, Ожегова же знают все – как автора знаменитого однотомного толкового словаря русского языка.