SPA FRA ENG ARA
EN

Чего хочет Москва?

Георгий Осипов21.10.2015

История человечества − это в значительной степени история больших городов. Жители глубинки с незапамятных времён стремились сюда в поисках лучшей жизни, а в благодарность обзывали мегаполисы то «каменными джунглями», то «левиафанами», а то и вовсе «городом жёлтого дьявола». Не миновала этой участи и Москва.
От Медного бунта до урбанистического форума

Где большое скопление людей − там во все века и неизбежные проблемы и противоречия. В том числе и в Первопрестольной. Когда-то подобные коллизии разрешались весьма радикальными и кровавыми методами  − вспомним Соляной и Медный бунты в XVII веке, чумной бунт 1771 года и другие. Правда, было это в те времена, когда городские власти по разным причинам не считали нужным считаться с мнением горожан. Ныне другие времена, и уже при новой московской власти в пятый раз проводился Московский урбанистический форум, и впервые он был посвящён единственно московской тематике. Причём в формате, когда участники могли задать вопрос или высказать своё мнение в непосредственном общении с представителями городской администрации.

Если совсем просто, то московская тематика включала три уровня проблем: те, что связаны с местом проживания горожанина, с его перемещением и, наконец, с комфортом городской среды в целом. И для сегодняшней Москвы, как показал форум, наиболее острыми, наиболее болезненными являются проблемы именно второго уровня − те, что так или иначе связаны с транспортом. Причём не только с автомобильным, как легко можно было бы подумать, не только с давно набившими оскомину бесконечными пробками и расширением зоны платных парковок.

Главная «улица» выставочного пространства в Манеже была довольно неожиданно посвящена... Москве-реке как одной из главных магистралей города. Вспомним, что во времена ещё не столь давние основными «федеральными трассами» в нашей стране были именно реки. Москва-река в этом смысле − практически абсолютная целина, именно как транспортная магистраль она не функционирует вообще. Запредельно дорогие для пассажиров туристские прогулочные суда, которые даже не охватывают всей московской акватории, разумеется, не в счёт. 

Проблема назрела давно − порукой тому не только многочисленные общественные дискуссии и выставки (в частности, в Музее Москвы) на «речную» тему. Непосредственно на форуме река была весьма красочно представлена в виде практически сплошной цепи так называемых «общественных портов» (Тушино, Строгино, Спартак, Планета ЗИЛ, Щукино, Печатники и т. д.). Не спорю, смотрится красиво. Но почему-то именно на главной улице форума вспомнились строки из Льва Толстого: «Гладко вписано в бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить!».

Обострившиеся транспортные проблемы Москвы, не будем забывать и об этом, порождены двумя группами причин: объективными и субъективными. К объективным относится сложившаяся исторически радиально-кольцевая структура Москвы. Ничего, увы, не поделать с тем, что Москва − по происхождению так называемый «круглый» город (в отличие от «квадратного» Петербурга), к тому же осложнённый шрамами от былых социальных потрясений. Речь прежде всего о промзонах, зажатых между историческим центром и спальными районами.

А к причинам субъективным относится, например, деятельность прежнего московского руководства, в частности, распродавшего под недоброй памяти «точечную» застройку территории, которые Генпланом 1971 года предусматривались под те магистрали, что и должны были разгрузить всё более переполнявшийся автомобилями центр. Для справки: в советские времена самые пессимистические планы московского руководства предполагали, что к 2020 (!) году в столице будет около 2 млн машин. Сегодня, как известно, их более 4,5 млн.

Очень солидно выглядели насыщенные аудиовизуальными материалами стенды и компьютерные панели Мосгортранса, подробно повествовавшие и о снижении интенсивности движения, и об увеличении парка общественного транспорта, и об улучшении его работы. Впрочем, как кажется, информация на стендах противоречит личному опыту встреч с этим самым общественным транспортом у автора этих строк. 

Удобный и уютный город − для кого?

Впрочем, на транспорте свет клином в Москве не сошёлся. Среди пятнадцати программ, осуществляемых ныне московскими властями, едва ли не самая важная для горожан − программа «Удобный город». Это и несколько десятков городских улиц, превратившихся  за последние годы фактически в пешеходные. И пронизавшие их велодорожки с соответствующей инфраструктурой. И создание на этих улицах основ городского уюта – прежде всего, многочисленных скамеек, которых очень не хватает многим другим известным историческим городам. 

Можно, конечно, въедливо и дотошно придираться к тому, что велосипедный сезон в Москве, в отличие от многих европейских столиц, недолог, что на некоторых преобразившихся улицах на велосипедных дорожках почему-то имеются бордюры(!), что столь отменно выглядящая тротуарная плитка после первой же зимы зачастую отваливается... Но важнее, на мой взгляд, другое − то, что пешеход на многих исторических старомосковских улицах перестал чувствовать себя зажатым на узком тротуаре ненужным приложением к припаркованному и движущемуся транспорту.

А что касается повсеместного улучшения городской среды... Едва ли не самое яркое впечатление от нынешнего городского форума − как ни странно, книга. Называется она просто: «Чего хочет Москва. Атлас идей». Книга без чёткой географической привязки, состоящая из более или менее кратко сформулированных конкретных пожеланий тех москвичей, что выросли в спальных районах с типовыми серийными домами, с минимумом развлечений. Сбор пожеланий начался ещё на урбанистическом форуме 2013 года, и сейчас их около 2,5 тысяч. Не секрет, что многие из обитателей этих самых «спальных» в центре города практически не бывают или бывают редко. Короче − как из Москвы сделать город, в котором хотелось бы жить.

Даже при беглом прочтении очевидно, что весьма солидное место в книге занимают те сюжеты, которые на нынешнем форуме затрагивались вскользь или отсутствовали вообще. Например, сохранность московского историко-культурного наследия. Или то, что по-научному называется индивидуализацией той самой типовой застройки − тема весьма актуальная для многих европейских столиц, например для Восточного Берлина.

И чрезвычайно любопытно и показательно будет на следующих городских форумах − да и не только на них! − следить за тем, в какой мере городские власти выполняют сформулированные горожанами пожелания. Иначе говоря, действительно ли существует живая связь между населением и градоуправляющими структурами. Или же это не более чем её имитация.

Также по теме

Новые публикации

Ранджана Саксена – выдающаяся индийская переводчица современной русскоязычной и английской литературы на хинди. Одна из её последних работ, особо отмеченная на международных книжных ярмарках в Дели и Москве – роман «Лавр» Евгения Водолазкина.
Русский культурный хаб DACHA в столице Малайзии Куала-Лумпуре - доброжелательная среда для шести тысяч русскоязычных жителей Малайзии, живущих в основном в столице страны. Его хозяйка – учёный-востоковед Полина Погадаева – старается сделать атмосферу центра аполитичной и дружелюбной для всех, кому важно сохранять русский язык и культуру.
«Можно пропустить ту или иную заметку, не обратить внимание на фото, проглядеть статью, но не заметить карикатуру невозможно», – писал в своих воспоминаниях Борис Ефимов. Под его пером карикатура стала не просто рисунком на злобу дня, а настоящим оружием. Особенно оценили это наши бойцы на фронтах Великой Отечественной, писавшие Ефимову: «Рисуйте побольше! Бейте фашистов оружием сатиры».
28 сентября исполняется 110 лет со дня рождения Георгия Товстоногова – одного из самых мощных театральных режиссёров советского времени, многолетнего руководителя ленинградского Большого драматического театра (БДТ), ныне носящего его имя.
Тридцать благочинных и старших священников из 22 стран пастырской ответственности Патриаршего экзархата Африки провели в России полторы недели. Участники этой поездки назвали её уникальной, поскольку впервые африканские священники смогли лично увидеть Россию, познакомиться со святынями и людьми России. И, конечно, они расскажут об этом пастве.
Употребление некоторых существительных в форме творительного падежа множественного числа нередко вызывает вопросы. Как правильно: лошадьми или лошадями, дверьми или дверями, дочерьми или дочерями? Выясним, какой вариант является правильным.
В сентябре стартует масштабный международный проект «Шахматная дипломатия в Русских домах», который станет новым этапом в продвижении российской культуры за рубежом. Инициатива Россотрудничества и Федерации шахмат Московской области охватит десять стран на разных континентах, объединяя людей через интеллектуальный спорт.
На площадке Центра международной торговли в Москве 20 – 21 сентября прошла первая Всемирная общественная Ассамблея, собравшая более 4 тысяч гостей и экспертов из 150 стран мира. Деловая программа включала 7 панельных сессий и более 40 тематических площадок по ключевым направлениям: общественная дипломатия, гуманитарная модернизация, ценности нового мира и духовное единство.