SPA FRA ENG ARA
EN

Любовь и винтовка

Георгий Осипов19.09.2015

Отмечаемый в России 19 сентября День оружейника – праздник не случайный. Кому как не нам в России гордиться целой плеядой создателей высококлассного оружия. Можно даже говорить о русской оружейной школе, изделия которой отличаются надёжностью и простотой. Один из самых замечательных и известных русских оружейников – создатель знаменитой трёхлинейки Сергей Иванович Мосин.

«Жить в России надобно долго», – говаривал классик, и многие из российских оружейников, большинство из которых родилось не в столицах, а в самой что ни на есть глубинке, этому завету следовали. Владимир Фёдоров прожил 92 года, Михаил Калашников — 94, Фёдор Токарев — и вовсе 97. Но бывает, к сожалению, и совсем наоборот. Земной век родившегося в никому не ведомой деревеньке Брынчаги Михаила Кошкина, творца «тридцатьчетвёрки», едва перевалил за сорок лет. Едва успел отметить полувековой юбилей и создатель «прабабушки» автомата Калашникова — знаменитой русской трёхлинейки — Сергей Иванович Мосин.


С. И. Мосин

Интроверт из Рамони

Если посмотреть на биографию Мосина с чисто формальной точки зрения — решительно ничего особенного, даже скучновато. Родился в 1849 году в небольшом селе Рамонь в Воронежской губернии. Никакого «золотого» детства: рождение младшего брата Митрофана, впоследствии также пошедшего по оружейной стезе, стоило жизни матери, простой крестьянке. Воспитанный в военно-сиротском учреждении, отец — отставной подпоручик, служивший управляющим в богатых помещичьих имениях, — сантиментов не терпел.

Уже в десятилетнем возрасте Сергей Мосин был зачислен «на службу государеву» — в кадетский корпус, каковой с отличием и закончил. Смолоду обнаружил склонность к точным наукам — развили её обучение в петербургском Михайловском артиллерийском училище, где изучению технических дисциплин уделялось особое внимание. А потом, после очень недолгой реальной службы в армии, и в Михайловской артиллерийской академии. Характером, по свидетельствам сослуживцев, отличался творческим, но весьма скрытным, «застёгнутым на все пуговицы» мундира, и порою весьма вспыльчивым. Интроверт, сказали бы мы сейчас.

Академию Мосин закончил в чине штабс-капитана и был назначен на легендарный Тульский оружейный завод в качестве помощника руководителя инструментального цеха. Тула в биографии Мосина возникла, очевидно, не случайно: его отец в то время служил в имении богатых тульских помещиков Арсеньевых.

Блестящие конструкторские способности Мосина обнаружились очень быстро — уже с первого конкурса, в котором он принял участие, — конкурса на создание устройства для проверки верности прицельной линии винтовок. Да и с подчинёнными вёл он себя совсем по-иному, чем другие — задавал только основные размеры деталей и параметры их расположения в образце, а в разработке остального конструкторы были совершенно свободны.

В профессиональной среде авторитет Мосина рос очень быстро, да вот беда — рост этот никак не подкреплялся количеством звёзд на погонах и, соответственно, жалованьем. Требовалось создать такое оружие, которое превзошло бы все имеющиеся образцы. Такое, о котором заговорили бы решительно все.

Стрелять метко, но редко?

Мосин решил усовершенствовать однозарядную винтовку, превратив её в многозарядную. Сегодня это звучит достаточно банально, но нам даже представить трудно тот уровень и накал споров, который развернулся во второй трети позапрошлого века вокруг, казалось бы, самого простого вопроса: а нужна ли вообще многозарядная винтовка? Было в военных кругах Российской империи немало таких специалистов, как, например, знаменитый Михаил Драгомиров, которые считали, что солдат должен стрелять редко, но метко. Или, лучше сказать, метко, но редко. А значит, нечего и тратить деньги на дорогостоящие и ненужные «игрушки».

Но Мосин твёрдо верил в свою звезду. Винтовку он решил улучшить при помощи реечно-прикладного магазина на восемь патронов. Они размещались в овальной трубке внутри приклада и подавались при помощи рейки, имевшей специальные зубцы для захвата патрона. Рейка же была связана с затвором так, что его движение приводило в действие механизм подачи патронов.

Первый образец пережил несколько модификаций — количество патронов в магазине выросло до двенадцати, а в заключительном варианте конструкции стреляный патрон ещё и удалялся из патронника. Уже в 1885 году винтовка Мосина была признана лучшей среди более чем сотни предлагавшихся образцов: она была проста в конструкции и при разборке, неприхотлива к условиям эксплуатации, а по такому, например, показателю, как кучность боя, вообще не имела в то время равных.


Модификации винтовки Мосина

Как купить жену?

С одной стороны, конструктор мог вроде бы торжествовать. Дело в том, что ещё в 1879 году он познакомился с Варварой Арсеньевой — в то время она была замужем за сыном тех самых помещиков Арсеньевых, у которых служил его отец. Несмотря на то, что у молодой женщины было двое детей, она ответила Мосину взаимностью. Дважды Мосин вызывал мужа возлюбленной на дуэль, но тот дважды же и уклонялся от неё. В итоге Мосину пришлось фактически выкупать свою будущую жену у соперника, а сумму тот назначил весьма кругленькую — 50 тысяч рублей.

У засидевшегося на одиннадцать лет в капитанах Мосина таких денег, разумеется, не было. Выручила «новорождённая» винтовка — в ноябре 1891 года ему была присуждена Большая михайловская премия, вручавшаяся раз в пять лет только за выдающиеся изобретения. В конце концов Мосин всё же смог обвенчаться с Арсеньевой, но произошло это ни много ни мало через шестнадцать (!) лет после их знакомства.

А с другой... Сказать, что винтовка Мосина заинтересовала европейских специалистов — ничего не сказать. По некоторым сведениям — впрочем, вполне достоверным — Мосину предлагали за его разработки до миллиона французских франков: тут не одну, а целый гарем жён купить можно... Но он отказался, сказав, по легенде, очень просто: «Я — русский человек!» Со всеми вытекающими последствиями.

И ещё один, весьма неутешительный для великого русского оружейника факт. Наименование винтовки Мосина — по его предложению — звучало так: «Русская трёхлинейная (линия — единица измерения калибра до 1917 г., равная 1/10 дюйма, т. е. 2,54 мм) винтовка образца 1891 года». Слывший русофилом император Александр III слово «русская» отчего-то собственноручно вычеркнул. Отчего — историки спорят до сих пор. Скорее всего, на царя повлияла непримиримая позиция военного министра Ванновского, на дух не переносившего «повторительного», то есть многозарядного, оружия.

Да и авторитет знаменитого бельгийского конструктора оружия Луи Нагана, отдельные наработки которого просто не мог не использовать Мосин, был так велик, что практически весь гонорар за винтовку, которая в мире с тех пор называется «винтовкой Нагана-Мосина», — 200 000 рублей — был перечислен именно ему. Мосину досталась лишь десятая часть этой суммы. Застарелая болезнь русских технических гениев. Изобрести — сколько угодно. А вот достойно подать и выгодно продать — увы...

Мосин, повторимся, был человеком весьма закрытым. Но нетрудно догадаться, насколько подорвала его здоровье эта «долгоиграющая» история с авторскими правами на его винтовку. Даже несмотря на Гран-при Парижской выставки 1900 года и погоны генерал-майора. В начале 1902 года Мосин, служивший начальником Сестрорецкого оружейного завода, умер от воспаления лёгких.

Символ русской армии

А винтовку его, получившую в итоге имя «винтовки образца 1891/1930 года» и давно ставшую одним из символов русской армии, помнят и ценят до сих пор.


Трёхлинейная винтовка Мосина образца 1891 г. пользовалась особой любовью у советских солдат

Помните, у Твардовского:

Трёхлинейная винтовка

На брезентовом ремне,

Да патроны с той головкой,

Что страшна стальной броне...

В СССР она выпускалась до 1944 года, состояла на вооружении до конца 1970-х. А в армии союзной Белоруссии — аж до 2011 года. А сколько мосинских винтовок до сих пор используется, скажем, при охране всевозможных объектов — и не перечесть.

Со временем великого оружейника, конечно, почтили по заслугам — улицы, мемориальные доски, учебные заведения, ежегодно присуждаются Мосинские премии... Памятники, наконец, — в Рамони, Туле, Сестрорецке. Но сам по себе рождается вопрос из категории вечных в России: почему своим гениям мы воздаём только после их ухода?

Также по теме

Новые публикации

28 сентября исполняется 110 лет со дня рождения Георгия Товстоногова – одного из самых мощных театральных режиссёров советского времени, многолетнего руководителя ленинградского Большого драматического театра (БДТ), ныне носящего его имя.
Тридцать благочинных и старших священников из 22 стран пастырской ответственности Патриаршего экзархата Африки провели в России полторы недели. Участники этой поездки назвали её уникальной, поскольку впервые африканские священники смогли лично увидеть Россию, познакомиться со святынями и людьми России. И, конечно, они расскажут об этом пастве.
Употребление некоторых существительных в форме творительного падежа множественного числа нередко вызывает вопросы. Как правильно: лошадьми или лошадями, дверьми или дверями, дочерьми или дочерями? Выясним, какой вариант является правильным.
В сентябре стартует масштабный международный проект «Шахматная дипломатия в Русских домах», который станет новым этапом в продвижении российской культуры за рубежом. Инициатива Россотрудничества и Федерации шахмат Московской области охватит десять стран на разных континентах, объединяя людей через интеллектуальный спорт.
На площадке Центра международной торговли в Москве 20 – 21 сентября прошла первая Всемирная общественная Ассамблея, собравшая более 4 тысяч гостей и экспертов из 150 стран мира. Деловая программа включала 7 панельных сессий и более 40 тематических площадок по ключевым направлениям: общественная дипломатия, гуманитарная модернизация, ценности нового мира и духовное единство.
Омонимы принадлежат к одной и той же части речи, пишутся и звучат одинаково, но различаются значениями. Кроме того, они, как правило, имеют самостоятельные истории происхождения, никак не пересекающиеся между собой. Сравнение этих историй всегда вызывает интерес.
Представители России, Пакистана, Сербии, Афганистана, Белоруссии и других стран под руководством ведущих экспертов предложили способы продвижения русского языка за рубежом на Слёте Всемирного фестиваля молодёжи в Нижнем Новгороде, который проходил с 17 по 21 сентября.
О словаре Ожегова хоть раз да слышал каждый. Выдающийся русский языковед Сергей Иванович Ожегов (1900–1964) ещё и редкое исключение из правила: обычно фамилии учёных-лингвистов известны лишь их коллегам, Ожегова же знают все – как автора знаменитого однотомного толкового словаря русского языка.