SPA FRA ENG ARA
EN

Мышка возрождения

Георгий Осипов17.07.2015

Первый фестиваль малых городов России прошел в тысячелетнем Угличе. На главной площади города, прилегающей к Волге, собрались сразу 12 российских городов, точнее их послов, входящих в созданную в 2007 году Ассоциацию малых туристических городов (АМТГ). 

Двенадцать городов, как «двенадцать апостолов» российского внутреннего туризма: Углич, Азов, Дмитров, Елабуга, Суздаль, Кунгур, Тобольск, Соликамск, Гороховец, Каргополь, Елец, Мышкин, – сознательно включили туризм в приоритетные направления своего развития. 

Параллельно в тот же день в Мышкине шли «мышиные бега», город отмечал 25-летие Музея мыши. С него началось превращение дотоле мало кому известного крохотного городка в известный всей России малый туристический центр. Кстати, по данным Росстата, в России около 70 % от общего числа городов – малые. То есть малых большинство. 




Мэр-завлекала 

При этом АМТГ, как говорит его исполнительный директор Елена Канева, вовсе не та организация, которая стремится к увеличению количества своих членов любой ценой. Критерии отбора чрезвычайно жёсткие: «Высокий уровень туристических услуг и их совершенствование – только эти критерии могут гарантировать по-настоящему высокий уровень туристических услуг».

Первый фестиваль малых городов в Угличе – это около пяти тысяч гостей и туристов. Гости наряжены в роскошные народные костюмы. «Мини-посольства» каждого из городов – это райские туристические уголки, где главный посол и завлекала – мэр города собственной персоной. Здесь же мэр готов продать всё, чем хлебосольны малые города: угличский сыр, суздальскую медовуху, дмитровские пряники, каргопольские тетёрки, мышкинскую «косорыловку», елабужский чак-чак. Всего не перечесть – пробуй, не хочу!

У наблюдателей и гостей, приехавших на фестиваль, естественная зависть и естественный вопрос: а почему мы так не можем? 


Фиеста как турпродукт

Угличская фиеста – 2015 в будущем году повторится в Елабуге. И это – верхушка айсберга или, как говорят эксперты туриндустрии, готовый турпродукт. Образно говоря, только что вылупившийся из яйца и стремительно набирающий вес цыплёнок.

А инкубатор для этих «цыплят» в те же дни можно было наблюдать в соседнем Переславле-Залесском, где на древней Александровой горе над Плещеевым озером проходил IV трэвел-медиа фестиваль «ПереДвижение». Его заметной частью стали презентации и семинары созданной сравнительно недавно ассоциации «Настоящая Россия». Её работа тоже посвящена развитию туризма в малых исторических городах. Первые шаги, фигурально говоря, «к Угличу и Мышкину» делаются здесь. 

Именно над Плещеевым озером можно было увидеть и услышать многочисленных радетелей и энтузиастов развития своей малой родины через конкретные туристические проекты.

О том, что градоустроители из уездных весей находятся на верном пути развития малой туристической индустрии, свидетельствует и растущее с каждым годом количество участников конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Его абсолютное большинство – провинциальные музеи. Также как минимум три четверти проектов прошедшего в минувшем году конкурса «Культурная мозаика малых городов» так или иначе завязаны именно на туристическую отрасль. 


О спесивых москвичах и заносчивых ленинградцах

Правда, всевозможных завалов на пути таких энтузиастов предостаточно. Эта история случилась около двадцати лет назад в раскрученном ныне туристическом Боровске. А тогда весь город видел, как высокопоставленный местный чиновник латал дыры в прохудившейся крыше заброшенной церкви. Я тогда спросил его:

– Почему бы Боровск не продвинуть в сторону развития туризма?

– Запомните раз и навсегда, молодой человек, – был ответ,– никогда гордый боровчанин не станет стирать бельё и подавать закусь спесивому москвичу или заносчивому ленинградцу!

Это, конечно, крайность ментальная. Но она есть. Есть прочие существенные трудности: нет денег, нет полномочий, нет навыков, нет понимания азов туристической индустрии даже у местной власти. 

– Какой там туризм? Мне стёкла вставлять (трубы прокладывать, капремонт делать, детей в садиках кормить – нужное подчеркнуть) не на что! – часто уклоняются от туристических предложений местные власти.

Хватает и юридических «крючков»: дотационные регионы, а в них входит большинство малых городов, формально не имеют права тратить деньги на неприоритетные направления экономики, к коим туризм и относится в большинстве регионов. 

Штучный товар

Есть и исключения, которые обещают стать правилом. Бизнесмен Олег Жаров, искусствовед Елена Анкудинова и художник Николай Мухин не просто получили пять миллионов рублей на возрождение села Вятское Ярославской области. Эта команда за считанные годы забытое со времен Некрасова село превратила в настоящую звезду российского внутреннего туризма. Чему прямое доказательство – растущий поток туристов и Государственная премия России Жарову и его команде. Но Жаровы – товар, увы, штучный.

Беда и в том, что бескорыстные и безденежные подвижники на местах почти никак не связаны в своих же городах с бизнесом – кафе, ресторанами, магазинами, которые тоже заинтересованы в продвижении местных туристических брендов. То есть малые города вплотную подошли к осознанию того, что малый, или внутренний туризм – это элемент комплексного развития города, от уличной кафешки до полиции, которая должна обеспечить гостю безопасность. 


Первый фестиваль малых городов России в Угличе, точнее его 12 городов-участников, как и «ПереДвижение» в Переславле-Залесском, при всей их разности, такие возможности уже реализуют и стараются это делать именно в комплексе.

– Опыт у каждого из нас накоплен солидный,–  говорит мэр Каргополя Андрей Егоров, – но возможностей обмена им, обеспечения связей между городами, так сказать, по горизонтали явно не хватает.

Иными словами, будут горизонтальные связи – появятся какие-никакие деньги. И, возможно, когда-нибудь на волжском берегу, как шутят остряки, и вправду появится памятник мышкинской мышке – как родоначальнице возрождения малых русских городов.

Также по теме

Новые публикации

«Можно пропустить ту или иную заметку, не обратить внимание на фото, проглядеть статью, но не заметить карикатуру невозможно», – писал в своих воспоминаниях Борис Ефимов. Под его пером карикатура стала не просто рисунком на злобу дня, а настоящим оружием. Особенно оценили это наши бойцы на фронтах Великой Отечественной, писавшие Ефимову: «Рисуйте побольше! Бейте фашистов оружием сатиры».
28 сентября исполняется 110 лет со дня рождения Георгия Товстоногова – одного из самых мощных театральных режиссёров советского времени, многолетнего руководителя ленинградского Большого драматического театра (БДТ), ныне носящего его имя.
Тридцать благочинных и старших священников из 22 стран пастырской ответственности Патриаршего экзархата Африки провели в России полторы недели. Участники этой поездки назвали её уникальной, поскольку впервые африканские священники смогли лично увидеть Россию, познакомиться со святынями и людьми России. И, конечно, они расскажут об этом пастве.
Употребление некоторых существительных в форме творительного падежа множественного числа нередко вызывает вопросы. Как правильно: лошадьми или лошадями, дверьми или дверями, дочерьми или дочерями? Выясним, какой вариант является правильным.
В сентябре стартует масштабный международный проект «Шахматная дипломатия в Русских домах», который станет новым этапом в продвижении российской культуры за рубежом. Инициатива Россотрудничества и Федерации шахмат Московской области охватит десять стран на разных континентах, объединяя людей через интеллектуальный спорт.
На площадке Центра международной торговли в Москве 20 – 21 сентября прошла первая Всемирная общественная Ассамблея, собравшая более 4 тысяч гостей и экспертов из 150 стран мира. Деловая программа включала 7 панельных сессий и более 40 тематических площадок по ключевым направлениям: общественная дипломатия, гуманитарная модернизация, ценности нового мира и духовное единство.
Омонимы принадлежат к одной и той же части речи, пишутся и звучат одинаково, но различаются значениями. Кроме того, они, как правило, имеют самостоятельные истории происхождения, никак не пересекающиеся между собой. Сравнение этих историй всегда вызывает интерес.
Представители России, Пакистана, Сербии, Афганистана, Белоруссии и других стран под руководством ведущих экспертов предложили способы продвижения русского языка за рубежом на Слёте Всемирного фестиваля молодёжи в Нижнем Новгороде, который проходил с 17 по 21 сентября.