EN
 / Главная / Публикации / Православие на Украине

Православие на Украине

22.07.2011

Православными на Украине считаются: Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ), Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). С позиции конфессионального подхода, оперирующего термином «каноничность» (соответствие внутрицерковным правилам, определениям соборов), православие на Украине представлено УПЦ, а к УПЦ КП и УАПЦ применяют внутрицерковный термин «раскол». Раскол политизирован. Предыдущая украинская власть, поддерживая «национальные церкви» – УПЦ КП и УАПЦ, приучала смотреть на УПЦ как на угрозу независимости Украины. В украинских исследованиях сложился концептуальный формат, выводящий понятие «каноничность» за рамки дискурса, поэтому автор пользуется более корректным в данной ситуации термином: «религиозные организации».

Уже год, как украинское православие существует в новых реалиях. Украинская православная церковь, кажется, как никогда ранее может быть уверенной в своём положении. Приход к власти В. Януковича остановил давление со стороны прежней администрации по объединению УПЦ с «национальными церквями». Была оказана помощь в тяжбах за храмы в Донецкой, Луганской, Сумской, Винницкой, Полтавской, Киевской и других областях. Изменился фактический статус УПЦ – теперь именно она освящает официальные мероприятия.

25 февраля 2010 г., в день инаугурации, В. Янукович присутствовал на молебне в Киево-Печерской лавре, который совершали Святейший патриарх Кирилл и Блаженнейший митрополит Владимир. Президент присутствовал на нём как лицо государственное. СМИ в то время задались вопросом, имеет ли право президент Украины действовать согласно своим религиозным убеждениям или это открытая демонстрация предательства национальных интересов. После победы на выборах В. Янукович заявил, что власть не будет более нарушать Закон о свободе совести и религиозных организациях и вмешиваться во внутрицерковные дела. В ходе выборной кампании он не искал поддержки ни у Всеукраинского совета церквей (в который входят основные религиозные организации), ни у других конфессий, кроме УПЦ. Этим он вызывал нарекания со стороны руководства УПЦ КП по поводу прекращения экуменических молебнов «за Украину». 6 января 2011 г. глава государства не поздравил верующих УПЦ КП, УАПЦ и украинских греко-католиков. Взаимоотношения между Киевским патриархатом и высшим руководством страны теперь не выходят за рамки формального уровня, т.е. это обмен приветствиями по праздникам, присутствие на общегосударственных мероприятиях.

В июле 2010 г. патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил Януковичу орден Святого равноапостольного князя Владимира. Летом Януковичу была присвоена высшая награда УПЦ «За заслуги перед Украинской православной церковью».

Власть в 2011 г. демонстрирует готовность идти навстречу церковным инициативам. Если в предшествующие годы главным спонсором УПЦ был концерн «Энерго» (В.Л. Нусенкис, Г.А. Васильев), то на строительство Свято-Воскресенского кафедрального собора уже было решено выделить 11 млн гривен из бюджета Киева. В течение года священноначалие УПЦ неоднократно обращалось непосредственно к президенту и премьер-министру Украины с различными просьбами, и власть, как правило, откликалась на эти просьбы. Наибольший резонанс имели обращения к президенту по проблемам ювенальной юстиции, принятия нового налогового кодекса и по поводу государственного признания духовных учебных заведений.

Очевидное сближение УПЦ с властью стало объектом для критики в адрес иерархии УПЦ со стороны прессы, оппозиционных политических сил, представителей науки и культуры. 14 февраля 2011 г. 90 народных депутатов Украины подписали обращение к президенту о нарушении принципа равенства конфессий и предоставлении приоритета УПЦ. Так что проблема отношений власти и религиозных организаций в принципе остаётся нерешённой: дальнейшее сближение имеет как конструктивную, так и конфликтную составляющие.

Главный аргумент в пользу скорейшего преодоления раскола озвучен и поддерживается духовенством всех православных конфессий, экспертами и общественностью: если бы православные общины Украины объединились, Украинская православная церковь была бы наиболее многочисленной поместной церковью. Украинские эксперты ставят проблему самоопределения Украины и евроинтеграции в зависимость от создания поместной церкви путём объединения всех, как они называют, православных «юрисдикций» и, если возможно, греко-католиков.

Украинская православная церковь (УПЦ) на 1 января 2011 г. – это 12043 религиозных общин и 9680 священнослужителей. УПЦ имеет статус самоуправляемой церкви в составе Московского патриархата. Её канонический статус во многом определяется авторитетом Блаженнейшего митрополита Владимира, но остаётся неопределённым. Основная задача, как она осознаётся в УПЦ, – сохранить единство, поэтапно двигаясь к поместности.

Другая проблема УПЦ – сосуществование в церкви носителей двух ментальностей – «западной» и «восточной». Киевская митрополия, действуя по формуле: приобрести запад, не потерять центр и не отпустить юго-восток, опасается любой политизации, что грозит УПЦ внутренним разделением. Например, в случае радикальной украинизации восток и юг могут проситься в РПЦ, тогда как активность УПЦ в фарватере пророссийской политики может привести к психологическому отчуждению в центральном и западном регионах, где в 2011 г. действует 47,3% её общин.

Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) занимает вторую позицию с 4401 религиозной общиной (зарегистрировано 4371) и 3021 священнослужителями. УПЦ КП, непризнанная мировым православием, тесно связана со своим лидером Филаретом Денисенко, который в 1992 г. объединился с автокефальным движением, а в 1995 г. был провозглашён Патриархом Киевским и всея Руси-Украины. Он структурировал стихийное автокефальное движение, расширил его социальную базу. Однако на востоке и юге Украины УПЦ КП не удалось существенно закрепиться: здесь Филарет – символ анафемы и раскола. На западе Украины, напротив, его фигура сплотила значительную часть интеллигенции и тождественна идее: «Независимой Украине – независимую церковь». Новое поколение епископата и духовенства мыслит себя в духе национально-освободительной трактовки истории Украины.

Глава УПЦ КП Филарет, президенты Украины Л.М. Кравчук, Л.Д. Кучма, В. Ющенко настойчиво, но безуспешно добивались от Москвы признания автокефалии УПЦ КП. В 2000 г. Филарет даже пытался создать параллельную «семью православных церквей», объединив ушедшие в раскол православные религиозные организации Балкан. Одновременно шли переговоры с Вселенским патриархом Варфоломеем, которые в 2008 г. чуть не привели УПЦ КП и УАПЦ в состав Константинопольского патриархата на правах митрополии. Однако в июле 2009 г. Московский и Константинопольский патриархаты достигли взаимопонимания (что проявилось во время поездки делегации Константинопольского патриархата на Украину в октябре 2009 г.) и для УПЦ КП стало ясно, что в обозримой перспективе признания Константинополя достичь невозможно.

Если ранее Филарету удавалось убедить власть и общество, что строительство Автокефальной «национальной церкви» можно вести только вокруг УПЦ КП, то совещание в Шамбези в декабре 2009 г. не оставило на это надежд, а победа на президентских выборах В. Януковича лишила УПЦ КП государственной поддержки. Поэтому сегодня в УПЦ КП ревниво наблюдают за развитием статуса УПЦ, которая в современных условиях только одна может претендовать на каноническую автокефалию.

Самая большая проблема УПЦ КП – каноническая, так как, не найдя поддержки в православном мире, она может утратить внутреннюю необходимость в признании, что может утвердить церковный раскол навсегда (по примеру Англиканской церкви). Не предвидится и «моментального распада» УПЦ КП после «естественного» исхода Филарета, поскольку церковное разделение в Украине существует на основе идентичности ментальной, по культурно-цивилизационному признаку.

Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) занимает третье место по числу общин – 1190 с 699 священнослужителями. Переговоры УАПЦ с УПЦ КП в 2005 г. закончились ничем, так как сторонам не удалось найти компромисса для объединения. УАПЦ, зарубежная часть которой уже пребывает в составе Константинопольского патриархата, подала прошение о принятии в состав Константинопольского патриархата на правах автономии. Но, судя по высказыванию патриарха Варфоломея во время летнего визита в Москву: «То, что делает наша Церковь, она делает с уважением к действующему каноническому порядку (в Украине)», – вопрос об УАПЦ будет законсервирован. Диалог между УАПЦ и УПЦ по поводу приемлемой модели объединения ведётся несколько лет; УПЦ КП постоянно подозревает их в «сговоре».

Что касается внутренней жизни православных религиозных организаций, одним из её индикаторов может быть сравнение числа монашествующих. В УПЦ 186 монастырей с 4576 насельниками, тогда как среди верующих, принадлежащих к «национальным» церквам, число желающих иноческой жизни невелико: на 48 монастырей УПЦ КП приходится 147 монахов и монахинь (по 3 на монастырь), а в 9 монастырях УАПЦ проживает всего 10 монахов.

В УПЦ проблема преодоления раскола осознавалась так: чтобы объединение состоялось, необходимы достойная кандидатура на пост первоиерарха, единомыслие епископата по вопросу поместности, получение нового канонического статуса УПЦ, признанного мировым православием. Однако в ситуации, когда механизмы преодоления кризиса ещё не выработаны, любое несвоевременное действо может породить лишь ещё один импульс к фрагментации. Внутри УПЦ заинтересованных в таком сценарии, конечно, нет.

В прошедший год переговорный процесс притормозился как из-за незаинтересованности в нём власти, так и по причине осознания реальности ситуации. Ведь даже если иерархи УПЦ КП и УАПЦ примут решение о присоединении к УПЦ, их действия не найдут должного одобрения у большинства их паствы. Государственная власть акцентирует внимание на ценности церковного единства между Украиной и Россией. Вселенский патриархат на годы подготовки Святого и Великого собора Православной церкви, очевидно, уже внёс коррективы в «украинский проект» – действия согласуются с РПЦ и УПЦ.

Другое дело, что для УПЦ более актуально обретение статуса автономной церкви. Для РПЦ проблема выглядит так, что при дальнейшем увеличении епископата УПЦ получит «контрольный пакет» голосов на Архиерейском соборе. Ведь уже сегодня из 220 архиереев РПЦ 70 (то есть треть) – архиереи УПЦ, которая и далее может рукополагать епископов самостоятельно по уставу. К тому же УПЦ, как пишут СМИ, даёт значительную долю доходов РПЦ.

Внутри УПЦ есть сторонники поместности среди епископата, духовенства, верующих, которые сторонятся общероссийских процессов, не желают и усиления российской идентичности. В предшествующий период выразителем этой позиции стал тесно работавший с администрацией В. Ющенко келейник и секретарь митрополита Владимира (Сабодана) епископ Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко). Однако большинство епископата РПЦ считает автокефалию УПЦ неуместной или несвоевременной. Открыто противником украинской автокефалии выступал митрополит Одесский Агафангел.

27 октября 1990 г. Святейший патриарх Алексий II издал Грамоту о даровании УПЦ независимости и самостоятельности в управлении. На сегодняшний день основными документами, регулирующими положение и права УПЦ в составе РПЦ, являются: Определение Архиерейского собора РПЦ 25-27 октября 1990 г. об Украинской православной церкви; Благословенная грамота (томос) патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ; глава VIII п. 18 Устава РПЦ, изымающая УПЦ из-под действия норм Устава, регулирующих положение самоуправляемых, а теперь и автономных церквей в составе Московского патриархата.

В 2000 г. в УПЦ велась работа по совершенствованию канонического статуса. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) обратился к Архиерейскому собору подтвердить право УПЦ на автономию, данное ей Поместным собором РПЦ в 1918 г., которую поддержал президент Украины Л.Д. Кучма. Архиерейский собор РПЦ обосновал отказ в автономии УПЦ тем, что для его получения нужен «прогресс в деле преодоления раскола». Кроме того, права независимости и самостоятельности в управлении, которыми обладает УПЦ, после 2000 г. остались в состоянии неопределённости по причине передачи полномочий изменять Устав РПЦ от Поместного собора к Архиерейскому.

Летом 2008 г. в ситуации противостояния Московского и Константинопольского патриархатов из-за Украины, накануне визита патриарха Варфоломея, тогда ещё председатель ОВЦС митрополит Кирилл (Гундяев) предложил Синоду УПЦ просить у патриарха Алексия статус автономной церкви. Но иерархи УПЦ просить отказались, так как провозглашение автономии УПЦ в одностороннем порядке означало бы вероятность её изоляции со стороны проконстантинопольских поместных церквей.

Ситуация изменилась в декабре 2009 г., когда Межправославная подготовительная комиссия на заседании в Шамбези предварительно согласовала, что поместная церковь может учреждать и упразднять внутри себя автономные церкви по своему усмотрению, и это не требует ни утверждения, ни признания со стороны Константинополя или полноты поместных церквей.

18 октября 2010 г. митрополит Владимир (Сабодан), выступая в Киевской духовной академии, не в первый раз напомнил, что Киевская митрополия в течение своей многовековой истории всегда «пользовалась правом широкого самоуправления». Причём Православная церковь на Украине получила права автономии ещё в 1918 г. по решению Всероссийского церковного собора.

4 февраля 2011 г. были внесены изменения в Устав РПЦ по поводу автономной церкви (глава VII.I). На Украине было замечено, что статусные полномочия автономной церкви получаются гораздо уже, чем существующие сегодня права самоуправляющейся УПЦ. Это касается назначения предстоятеля УПЦ, обязательности решений Поместного и Архиерейского соборов и Священного синода РПЦ, обязательности общецерковного суда, изменений устава. То есть, не снимая на перспективу вопрос об автокефалии, для УПЦ статус автономной церкви может обесцениться. Дописав УПЦ в перечень автономных церквей, убрав главу VIII пункт 18 и приведя Устав УПЦ в соответствие с Уставом РПЦ, возникает вероятность урезания прав УПЦ, что может произойти во время выборов следующего украинского первоиерарха.

Первый визит патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину летом 2009 г. был отмечен повышенным вниманием украинских СМИ, вызвал огромное количество разных комментариев и большой общественный резонанс. Можно предположить, что визит патриарха остановил процесс автокефализации УПЦ. «Наш патриарх – Кирилл!» – звучало в местах служения патриарха, что было услышано на Банковой, Пушкинской, на Фанаре и в Киево-Печерской лавре. Когда летом 2010 г. патриарх посетил Киев, Одесскую и Днепропетровскую епархии УПЦ, это было воспринято украинским обществом как очередной рабочий пастырский визит. На Украине также было проведено несколько мероприятий Русской православной церкви: летнее заседание Священного синода РПЦ, рабочие заседания нескольких комиссий Межсоборного присутствия. Журналисты заговорили о Киеве как об одной из «синодальных столиц» Русской церкви. Подготовка пятого визита свидетельствует о приоритетности для патриарха «украинского направления».

Концепция Русского мира постоянно звучала в выступлениях и проповедях Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла во время визита в Украину в 2009 г., когда он вызвал огромный и неоднозначный резонанс. За двадцать лет на Украине отвыкли от слов, произнесённых патриархом Кириллом избранному президенту Украины: «Наследниками святого благоверного равноапостольного великого князя (Владимира) есть братские народы, которые связаны единой исторической традицией. И как важно, чтобы эти тридцатимиллионные части единой Святой Руси всегда связывали дружба, мир, сотрудничество». Летом 2010 г., как и во время своих предыдущих визитов, при праздновании Крещения Руси (2008 г.), патриарх обращал внимание на киевоцентричность этого торжества. Украине отводится ведущая, почётная роль в духовном единстве славянских народов. В единой славянской цивилизации Украина не лишается своей государственной независимости, – это то, что было услышано и нашло положительный отклик в части общества, не теряющего единства с русской цивилизацией. Украинские националисты в церкви, политике, СМИ подают миссию патриарха Кирилла и Русский мир как доктрину агрессивного русского национализма, неоимпериализм, внедряющийся для превращения Украины в малороссийскую губернию. Идея находит отклик на Украине, где за двадцать лет независимости выросло поколение, воспитанное на трактовках украинской истории как освободительной борьбы, ориентированное на евроинтеграцию как реализацию национальной идеи. Они позиционируют себя как православные и не стремятся к России. Новый глава украинских греко-католиков Святослав (Шевчук) заявил, что в противовес Русскому миру, который строит патриарх Кирилл, необходимо строить свой Украинский мир.

Таким образом, проблемы, порождённые предшествующим периодом, пока не находят своего решения. Идеи Русского мира на Украине и далее заставят многих задуматься, будут поляризировать общество. Положительно то, что началась дискуссия, предпринимаются действия, «работающие» на конструктив русской цивилизации.

Посредников Дмитрий Владимирович,
доцент кафедры политологии Дон НУ

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева