RUS
EN
 / Главная / Публикации / Чем жива Россия? Наше кино на фестивале в Берлине

Чем жива Россия? Наше кино на фестивале в Берлине

Светлана Хохрякова16.02.2015


Завершился 65-й Берлинский кинофестиваль, весьма успешный для России. Если год назад в нём участвовал единственный наш фильм — анимационный «Мой личный лось» Леонида Шмелькова, то теперь всё было гораздо разнообразнее. Сразу несколько российских лент показали в разных программах Берлинале. А «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего и вовсе завоевал «Серебряного медведя». Обзор Светланы Хохряковой.

Жюри под руководством американского режиссёра Даррена Аронофски отметило фильм Алексея Германа-младшего за артистические достижения, что в данном случае подразумевало работу операторов. Хотя суть этой награды гораздо шире. Связана она с оценкой общего изобразительного решения, что предполагает ещё и работу художника как минимум. Тем не менее обладателями «Серебряного медведя» стали операторы Евгений Привин из России и Сергей Михальчук с Украины.

Приз за артистические достижения они поделили ещё и с коллегой из Германии. Стурла Брандт Гровлен переснимал фильм «Виктория» немецкого режиссёра Себастьяна Шиппера пять раз, чтобы запечатлеть всего одну берлинскую ночь, переходящую в утро, одним кадром, проделав титаническую работу. 

Главную награду Берлинале, «Золотого медведя» за лучший фильм, получила картина «Такси» опального иранского режиссёра Джафара Панахи. На родине ему запрещено заниматься кинематографической профессией за антиправительственную деятельность. Но он, находясь под домашним арестом, умудрился уже выпустить три картины, которые успешно идут на мировых фестивалях. На этот раз Панахи не только снимал, но и сам снялся как актёр. Награду получала его юная племянница, растрогавшая публику до слёз. 

«Под электрическими облаками»: что ждёт впереди?

Что же касается Алексея Германа, то он снимал «Под электрическими облаками» в течение пяти лет. Пришлось останавливаться из-за проблем с финансированием, а потом ждать подходящий сезон. Позднее вмешались события на Украине, при участии которой и создавался фильм. В копродукции участвовала и Польша.

«Под электрическими облаками». Реж. А. Герман-младший
«Под электрическими облаками». Реж. А. Герман-младший

Фильм Германа состоит из нескольких глав. Некоторые из них взаимосвязаны напрямую, и все объединены общим мироощущением «на краю», зыбкой атмосферой и тревогой за то, что ждёт впереди.

Не всё сразу и безоговорочно принимаешь. Какие-то вещи кажутся излишне декоративными и нарочитыми. Но ощущение хаоса постепенно рассеивается, какие-то нюансы становятся смыслообразующими.

В картине снимались непрофессиональные актёры с интересными лицами. И тут Алексей верен своему отцу Алексею Герману-старшему, умевшему найти необычное лицо и фактуру, единственно правильного человека со стороны.

Пожалуй, лучшую роль в картине сыграл великолепный грузинский актёр Мераб Нинидзе, лет двадцать живущий в Австрии и уже работавший с Алексеем Германом. Его появление в кадре оправдывает все самые странные вещи, рассеивает многие сомнения.

В одной из новелл снялась Чулпан Хаматова, которую многие не узнали и даже спрашивали, а кого же она сыграла. Но её безошибочно выхватываешь среди других по выразительным глазам, когда лицо наполовину закрыто. Её героиню или героя зовут Валька. Женщина это или мужчина — бог весть. Можно только догадываться. Для актрисы это эксперимент и интересная задача.

Время — российское

Алексей Герман рассказывал в Берлине: «Для нас важна была категория времени в России. Время в ней течёт не из точки А в точку Б, а то налево, то направо, то назад. Россия — страна, растворённая во времени. Оно как круги на воде. Окончательно понять, что происходит у нас, невозможно, и надо смотреть на всё с разных сторон. Наш фильм — попытка исследования мира. Мы пытались через поэтическую форму проникнуть в эссенцию того, куда движется наша страна».

На вопросы о взаимоотношениях России и Украины Алексей Герман отвечал: «Никто не знает, что будет через день или неделю. В это трагическое для всех нас время появляется проект, где люди из разных государств могут коммуницировать, остаётся площадка для диалога и возможность приличным людям существовать вместе. Герои нашего фильма тоже порядочные люди. В выборе между плохим и хорошим они выбирают хорошее, что делает их жизнь сложнее. Мы искали тех, кто не похож на актёров, людей с внутренней энергией, со сложными лицами. Виктория Короткова — актриса кукольного театра, впервые снявшаяся в кино. У нас много неактёров, еврейского мальчика играет музыкант». Алексей рассказывал, что в России есть заброшенные городки и мегаполисы, а на классике держится ощущение русской идентичности. Россия остаётся литературоцентричной страной. При этом мы живём в стране уходящих знаний. Встречаешься с человеком и спрашиваешь, когда умер Ленин, а он не знает, как не знает и того, кто такой Солженицын. «В нашей стране много хорошего и плохого. Россия пытается нащупать свой путь. Наш фильм про её внутреннюю распятость», — заметил Герман.

Музей кино: публичное дело

Ещё до окончания фестиваля «Камерой Берлинале» наградили бывшего директора Музея кино Наума Клеймана. Его портреты опубликовали в нескольких немецких газетах. Чествовали его как крупнейшего киноисторика и создателя Музея кино в Москве. В переполненном зале Наума Клеймана приветствовали директор Берлинского музея кино, директор Берлинале Дитер Косслик, директор Венецианского кинофестиваля, долгое время возглавлявший Туринский музей кино, Альберто Барбера. После торжественной церемонии показали документальный фильм «Кино: публичное дело» немецкого режиссёра Татьяны Брэндрап. Она на протяжении нескольких лет наблюдала за жизнью музея, тем, как постепенно он разрушался коллегами-кинематографистами. Сейчас идут переговоры о передаче мемориального кабинета Сергея Эйзенштейна, бывшего его частью, в ведение ГМИИ им. Пушкина.

Гринуэй и Эйзенштейн

Любопытно, что в конкурсе участвовала картина британского классика Питера Гринуэя «Эйзенштейн в Гуанахуато», которая рассказывает о весьма пикантных подробностях биографии советского кинорежиссёра, которого почитают во всём мире.

«Эйзенштейн в Гуанахуато». Реж. П. Гринуэй
«Эйзенштейн в Гуанахуато». Реж. П. Гринуэй

Британский киноклассик тоже высоко ценит классика русского, досконально изучил его жизнь и творчество. Впрочем, его фильм — об эмоциональной стороне жизни Эйзенштейна и рассказывает о его влюблённости в мужчину во время поездки по Мексике.

В апреле Гринуэй приезжал в Москву, чтобы представить инсталляцию «Золотой век русского авангарда», где российские актёры выступали от лица крупнейших деятелей российской культуры — Всеволода Мейерхольда, Владимира Маяковского, Лили Брик, Казимира Малевича и многих других. Тогда же было объявлено о том, что Гринуэй осуществит проект совместно с Госфильмофондом РФ, посвящённый Сергею Эйзенштейну. Речь шла не о фильме, показанном на Берлинале, а о новой работе, где никаких экстраординарных подробностей не предполагалось. Однако проект не пошёл. Вероятно, российскую сторону озадачила слишком необычная трактовка мексиканского путешествия советского классика. Будет ли теперь открыт для Гринуэя доступ к архивам Эйзенштейна, находящимся в России, неизвестно.

Сестра Павлика Морозова

В фестивальной программе «Панорама» участвовала российская картина «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой. Наши режиссёры нет-нет да и делятся намерениями снять фильм о Павлике Морозове. Наталья Кудряшова осуществила мечту. Только героиней её фильма стала девочка, пионерка заката советской империи. Всё, что мы видим на экране напоминает не восьмидесятые, а семидесятые годы прошлого столетия. Поэтому странно наблюдать за повзрослевшими пионерами, словно перескочившими целое десятилетие. 

Кудряшова впервые сняла полнометражный фильм. Будучи актрисой по образованию, окончив Нижегородское театральное училище, а потом отучившись у Анатолия Васильева на базе Школы драматического искусства, она снималась в кино, пробовала свои силы в режиссуре, снимала короткометражки. А теперь сыграла в своём фильме главную роль повзрослевшей пионерки, которая испытывает множество психологических и физиологических проблем на почве своего пионерского прошлого.

В юные годы её героиня чуть было не повторила подвиг Павлика Морозова, пытаясь заявить в милицию на деда и отца, которые пристрастились к самогону. В итоге подвиг совершит её ровесник, но уже став взрослым.

Тоска по героическому прошлому, очевидно, живёт и в режиссёре. Скорее, это мечты о чём-то прекрасном и идеальном, о настоящих героях, которых трудно найти в современной жизни, как и точку опоры. Как результат — странные фантазии с идеологической подоплёкой.

Зрителям перед сеансом выдавали пионерские галстуки, но правильно завязывать они их не умели, да и о пионерах знали мало. Но оригинальность затеи чутко уловили. Кажется, что «Пионеры-герои» — чистой воды стёб, насмешка, но, судя по всему, режиссёр делала картину всерьёз.

Калмыцкие «Чайки»

«Чайки» Эллы Манжеевой участвовали в программе «Форум». Главная героиня Эльза — девушка необыкновенной красоты. Она живёт в маленьком калмыцком городке с мужем, который ловит рыбу и, по всей видимости, занимается браконьерством. Эльза — чужая среди своих, живёт как рабыня. И только потеряв мужа, решится всё изменить.

«Чайки». Реж. Э. Манжеева
«Чайки». Реж. Э. Манжеева

Сыграла её Евгения Манджиева — европейская модель, работающая с Dolce & Gabbana и Карлом Лагерфельдом. Перед показом фильма вышла девушка в национальном калмыцком костюме, заговорила и запела на родном языке.

Режиссёр Элла Манжеева родилась в Калмыкии, образование получила в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения и на Высших режиссёрских курсах в Москве. Её «Чайки» — первый за двадцать лет калмыцкий фильм, снятый на калмыцком языке. Когда Элла рассказывала о том, что Калмыкия — единственный регион в России, где основной религией является буддизм, немецкие зрители очень удивились тому, как совмещаются пессимизм и одиночество героини с постулатами буддизма, которому не свойственно уныние. Элла отвечала, что ей хотелось поговорить, основываясь на собственной жизни, прежде всего, о вере в себя, о внутреннем одиночестве героини.

В программе «Поколение», которая представляет собой сразу несколько подпрограмм, ориентированных на разновозрастного юного зрителя, и, по сути, является грандиозным детским фестивалем в рамках Берлинале, показали фильм «14+» Андрея Зайцева. Он рассказывает о первой любви. Картина смелая, но при этом деликатная. Она о том, что происходит в подростковом возрасте и что является закрытой темой в школе и дома. Юных исполнителей Андрей искал в социальных сетях. Открыл там много интересного и, что важно, не ошибся в молодых актёрах.

В «Поколении» участвовал также мультфильм «Почему банан огрызается» Светланы Разгуляевой — невероятная история обретения хвоста и всех проблем, с ним связанных. А ещё — снимавшаяся в степи (говорят, что тоже в калмыцкой) игровая полнометражная лента «Небесный верблюд» Юрия Фетинга, одним из героев которой стал настоящий верблюд.

Также по теме

Новые публикации

13 октября в Монреале и 14 октября в Оттаве под эгидой Координационного совета организаций российских соотечественников Канады, при поддержке детского центра «Мечта» (Монреаль) и оттавской русской школы свв. Кирилла и Мефодия прошла V Всеканадская педагогическая конференция преподавателей русского языка.
16 октября на родину в Пензу вернулись участники первого полевого этапа этнографической экспедиции Русского географического общества «Современный этномир». Экспедиция проводилась с 2 по 16 октября в крупных городах Узбекистана – Ташкенте, Бухаре и Самарканде – местах с наибольшей концентрацией русского и русскоговорящего населения республики.
Несмотря на серьёзное ухудшение отношений между Польшей и Россией, в стране остаётся немало людей, которые поддерживают действенную связь с Россией, с её историей и культурой. В Белостоке уже 25 лет существует Русское культурно-просветительное общество, члены которого – потомки тех русских, кто остался в Польше после развала Российской империи. О том, чем занимается РКПО сегодня, мы поговорили с секретарём общества Андреем Романчуком.
«У юкагиров. Древнейший тундренный народ северо-восточной Сибири» – так называется новая книга-альбом голландского лингвиста Сесилии Оде, вышедшая этим летом на голландском, русском и английском языках в нидерландском издательстве Lias. Эта книга – своего рода дневник, написанный во время лингвистических экспедиций в Якутию, на крайний северо-восток Сибири.
С 5 по 9 октября 2018 г. в столице Болгарии проходил IV Всемирный молодёжный форум российских соотечественников. Тема форума в этом году – «Россия и мир». Это событие по праву считается одним из самых масштабных форумов представителей российской молодёжи за рубежом.
Можно ли по нормам речевого этикета изучать национальный характер? И почему не здороваться, заходя в лифт – это вполне этично? Известный лингвист, доктор филологических наук Максим Кронгауз давно наблюдает за русским речевым этикетом. Своими выводами он поделится на конгрессе РОПРЯЛ, который проходил в Уфе.
С 11 по 14 октября в Уфе проходит VI конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Одна из актуальных для России тем – как сочетать преподавание родного языка в национальных школах с обучением на государственном (русском) языке. Своими мыслями по этому поводу делится ведущий эксперт по билингвизму, профессор Московского педагогического госуниверситета Елизавета Хамраева.
Если бы у старшего научного сотрудника Международного института страноведения имени Лейбница в Лейпциге Изольды Браде спросили, с чем связаны главные метаморфозы её жизни, она, скорее всего, ответила бы: с русским языком. Специалист по урбанистике в России, за свою жизнь она объехала полторы сотни российских больших и малых городов.