EN
 / Главная / Публикации / В ожидании «нового курса духовности»

В ожидании «нового курса духовности»

Анна Лощихина12.02.2015


Около пятнадцати тысяч участников III Рождественских парламентских встреч и Русская православная церковь выступили с идеей ввести преподавание школьного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) со второго по девятый класс. От имени РПЦ министру науки и образования РФ Дмитрию Ливанову направлена официальная просьба об этом. Пока неофициальный ответ — курс по изучению религии будет введён примерно в 2017 году после принятия «Концепции духовно-нравственного воспитания».

Сегодня новую дисциплину ОРКСЭ, как эксперимент включённую в школьную программу в 2012 году, изучают лишь в четвёртом классе один час в неделю. Курс состоит из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Школьники и их родители имеют право выбрать один из них, однако на практике всё выглядит несколько иначе.

«Так всем будет лучше»

— Есть у нас на Кавказе город Лермонтов, — рассказал архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. — Там родители модуль учебного курса ОРКСЭ выбирают так. По просьбе директоров школ они подписывают пустые анкеты. «Так всем будет лучше», — это аргументация администраций школ на ропот или возмущение родителей, которые не хотят подписывать пустые анкеты. В итоге курс православия изучают ноль учащихся, курс ислама — ноль учащихся. Все «выбирают» светскую этику.

И хотя РПЦ и духовное управление мусульман (ДУМ) России пытаются изменить ситуацию, дело с места не двигается. Причина этого в системе оплаты труда учителей: для одного из шести курсов надо группу не менее 25 человек. Вторая причина — страх преподавать ислам, который может оказаться не традиционным, а радикальным.

Немногим лучше ситуация и в Поволжье. Митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий рассказал о том, что возможность изучать православие и ислам, в принципе, существует, но «в исключительных случаях, поэтому митрополия сконцентрировалась на воскресных школах при приходах» и выступила с инициативой создания во всех крупных городах Поволжья централизованных воскресных школ.

Однако и тут, как в случае с Северным Кавказом, ситуация упирается в несколько проблем: законодательный статус выбранного модуля ОРКСЭ, квалификация педагогических кадров и, наконец, учёт региональных особенностей.

Например, где-то нужно больше изучать ислам, где-то — буддизм, где-то — православие. Именно поэтому, как отметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «важно решить с Министерством образования вопрос оплаты труда педагогов, занимающихся практической реализацией ОРКСЭ». Он пояснил, что в настоящее время из бюджета оплачивается ставка только одного педагога, а в случае введения курса со второго по девятый класс и выбора родителями нескольких модулей, нагрузка на директоров школ, вынужденных самостоятельно изыскивать средства на их реализацию, возрастёт несоизмеримо.

— В случае положительного решения относительно расширения курса ОРКСЭ со второго по девятый класс надо понимать, что введение предметов модуля во вторых-четвёртых классах станет возможным не ранее 2016/2017 учебного года, а в пятых-девятых классах — не ранее 2017/2018 учебного года. Или даже позже. Ведь помимо кадрового вопроса надо решить законодательный. Чтобы доступ к изучению религиозных и светских основ был массовым, а не только избирательным, полагаю, надо принять федеральный регламент и внести изменения в действующее законодательство. Также считаю, что нужна прозрачная общественная экспертиза учебной литературы по этой дисциплине, в том числе в религиозных организациях, — сказал патриарх Кирилл во время Рождественских чтений.

Как иностранцы в храмах

Как полагают эксперты, на разных стадиях преподавания ОРКСЭ будут как общие для всех дисциплины, так и курсы по выбору. Как первый шаг к становлению «нового курса духовности», как его назвал глава Русской православной церкви, принято решение о введении изучения теологии как научной дисциплины в вузах. Также обсуждается возможность увеличения бюджетных мест по подготовке теологов в светских вузах. Уже достигнута договорённость с Минобрнауки о количестве бюджетных мест на факультетах теологии.

— Сегодня вопросы, связанные с воспитанием и духовностью, снова выходят на первый план, — считает председатель Комитета по науке и образованию Госдумы, глава фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов. — Ведь современные дети, получая знания в школе, в храмах и музеях часто чувствуют себя иностранцами. Надо признать, что в годы реформ произошёл культорологический разрыв. С сентября 2012 года его призван ликвидировать курс ОРКСЭ. Также депутаты Госдумы выступили с инициативой о том, чтобы концепция духовно-нравственного воспитания стала общенациональным документом.

Общественный запрос

Заместитель министра науки и образования РФ Наталья Третьяк подтвердила, что работа над тем, чтобы концепция духовно-нравственного воспитания стала общенациональным документом, «ведётся кропотливая». В частности, в будущем преподавание курса ОРКСЭ будет учитывать общественный запрос.

По данным Минобрнауки, примерно 44–45 % родителей предпочитают, чтобы их дети изучали основы религиозных культур в рамках курса светской этики, православие изучают 33 %, ислам и религии мира — 18 %, только ислам — 4 %, буддизм — до 1 %. И Минобрнауки впредь намерено учитывать этот общественный расклад, помогая образовательным учреждениям профессиональными кадрами. При этом Третьяк поспешила развеять слухи о том, что могут быть упразднены педагогические вузы. 

Тем не менее с ней не согласился академик Российской академии образования, заведующий кафедрой философской антропологии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Александр Корольков.

— Я знаю о том, что Минобразования и науки всё же рассматривает идею отказа от педагогических вузов, а функцию подготовки учителей для общеобразовательных школ намерено передать университетам, — говорит Корольков. — Это в принципе неверная установка. Университеты дают высокие стандарты знаний, но они вообще не обладают базовыми педагогическими стандартами. И если мы хотим заниматься не только предоставлением знаний школьникам, но и их духовно-нравственным воспитанием, то упразднять педагогические вузы, мягко говоря, необдуманный шаг.

Он предложил, наряду с концепцией духовно-нравственного воспитания и структурирования преподавания курса ОРКСЭ, на общенациональный уровень поднимать стандарты педагогического образования.

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева