
Константин Чеченев: Книге верить можно

— На Ваш взгляд, какая сегодня ситуация на книжном рынке: за границей интерес к русской книге растёт или застыл на определённом уровне?
— Заметно больше покупают книг. По всему миру. Интерес растёт в среде соотечественников, живущих за рубежом, в профессиональной среде — среди русистов, студентов, в билингвальных семьях, что особенно приятно, и среди иностранцев. По опыту нашей работы с теми, кто занимается поставками русских книг за границу, а это МИД и Россотрудничество, и по тому, какие запросы к нам приходят, мы видим, что книг не хватает, а число заказов только увеличивается.
— На что именно растёт спрос?
— На учебную и художественную литературу, но лидируют во всех странах заказы на детскую литературу. Что касается магазинов, тут надо признать, что за рубежом произошло резкое сокращение числа магазинов, которые продают литературу на русском языке. Справедливости ради замечу, что в России та же самая ситуация. Вероятно, таков закон развития рынка на данном этапе. Увы, ситуация даже такова, что растёт число стран, в которых вообще нет магазинов, где продаётся русская книга. Однако есть у меняющегося рынка тенденция, которая обнадёживает, — книжные запросы интернет-среды. А они таковы, что тяга к русской электронной книге за рубежом растёт, и растёт впечатляющими темпами. На российский рынок вышел крупнейший в мире книжный интернет-магазин Amazon. Это говорит о двух вещах. Первое: люди, живущие в России, хотят покупать иностранные книги, особенно связанные с изучением иностранных языков. Второе: эксперты Amazon не раз признавали, что растёт спрос на русскую книгу за рубежом. И они нам, АСКИ, например, не раз говорили, что через свой магазин хотят продавать такую литературу. Они начинают с электронных книг —— это наиболее простой и быстро дающий экономическую отдачу вариант, но он нас устраивает. Так что ситуация на рынке книгоиздания неровная, но интересная, она развивается в сторону позитива для русского слова.
— Как это выражается в цифрах?
— Есть федеральный отчёт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. На его сайте вывешен отчёт «Книгоиздание. 2013 год». Данные по вывозу русских книг на экспорт даже меня удивляют. Больше всего русских книг вывозится в Индию. Могу только предположить, что тут дело ещё и в численности населения страны — всё же вторая в мире страна по числу народонаселения... Однако, думаю, дело всё же в другом — в интересе к России как к рынку и партнёру. Он выражается, в частности, и в такой вот книжной статистике. Пошла в гору статистика читательской русскоязычной аудитории по СНГ, растёт активность Восточной Европы. Что касается русской диаспоры, статистика заказов книг поступательно растёт по всему миру.
— А тематика? Что иностранцы предпочитают читать о России и на русском?
— Если говорить о том, какую литературу покупают чаще, то моду диктуют университеты и их окружение. Как правило, университеты заказывают литературу профильную. Вот Вьетнам, например, где растёт число компаний по разработке нефти и газа, заказывает профессиональную литературу нефтегазового и инженерно-технического содержания. Университеты Европы, особенно где есть кафедры русского языка и русской литературы, массово просят литературу по филологии, русскую классику и, понятно, учебники. Вообще, у иностранцев интерес прикладной. Что, считаю, грамотно. Это как раз подчёркивает, что русского языка иностранцам нужно ровно столько, чтобы работать и зарабатывать. А это вне политики, вне принуждения, вне искусственного интереса к России. Это как раз тот прагматизм, который развивает настоящий интерес к русскому слову.
— Диаспора что предпочитает читать чаще всего?
— У неё в хитах детская литература. И тут тоже всё легко объяснимо. Детские книжки — наименее скачиваемые в Сети. Такая у них природа — их надо держать в руках, рассматривать, трогать. Это художественную литературу запросто можно скачать и прочитать в электронном виде. С детской книжкой этот номер не проходит. Книжки цветные, с обилием картинок, а такую литературу Интернет плохо «переваривает». Детское восприятие — тем более. Кстати, в этом смысле фонд «Русский мир» — одна из немногих организаций, кто напрямую пропагандирует русскую книгу. А Кабинеты Русского мира, расположенные по всему миру, всегда располагают, что важно, именно бумажными учебными пособиями по русскому языку или детскими книгами. Всё же книга, особенно для детей, — это то, на чём воспитывается молодое и, надеюсь, будет воспитываться будущее поколение.
— Книгоизданию сильно затрудняют жизнь высокие технологии, Интернет например?
— Чтобы издать книгу, надо потратить гораздо больше усилий, нежели чтобы выложить её в Сеть. Я не говорю о бульварной литературе. А вот научная, детская, художественная — её содержание и степень достоверности заботят издателя. От них будут зависеть продажи. Халтуру люди не купят. У подготовленного читателя нюх на халтуру сильнее, чем у нетребовательного издателя, а такие встречаются. Им трудно объяснить, что плохая книга не найдёт своего читателя. И, как фильтр, рынок такого издателя и его некачественный продукт отсеивает. Так что в целом книге, нашедшей читателя, верить можно. У Интернета с этим сложности.
— Разве подготовленный или критичный читатель не может эту же информацию найти быстрее — в Сети?
— Теоретически — да. А на практике Интернет не только даёт информацию. В нём размещается куча сообщений, которые к информации, тем более достоверной и правдивой, не имеют отношения. В гигантском объёме Сети найти нужную информацию, распознав, где правда, где пиар, а где просто ложь, трудно. Хотя в Сети, на первый взгляд, всё просто: выложил то, что хочешь, — и всё. Но такой подход работает не только в пользу доступности информации, но и против тех, кто выкладывает эти массивы сообщений, — им нет веры. У них нет репутации достоверности, а главное — в них нет информации.
— Интернет Вам конкурент?
— Я считаю, что здоровая конкуренция ещё никому не вредила. Но, на мой взгляд, по большому счёту книгоиздание Интернету — или наоборот — не конкурент. По статистике, в день всего девять минут человек отдаёт на чтение. Не только бумажной книги — на всякое чтение. Этого мало. Всё же первый источник информации — телевизор, на втором месте — радио, на третьем — Интернет, на четвёртом — газеты и журналы и лишь на пятом — книги. Это факт: люди всё меньше читают литературу, книгу. Поэтому если Интернет, электронная книга будут возвращать людей в область чтения, то о какой конкуренции речь? Речь об общей задаче, но о разных способах достижения цели.
— Разве Сеть не уводит у издателей читателя?
— Мировая практика показывает, что если человек закачал электронную книгу, то он более чем в 50 % случаев потом покупает её бумажную версию. Практика, правда, не распространяется на бульварную литературу и детективы. К ним, кстати, не возвращаются. Возвращаются к печатаемой литературе, которая требует анализа или учёбы. У людей снова растёт желание не только читать, но и осмысливать, перечитывать прочитанное. И эта практика заметно растёт по всему миру. В целом да, идёт перераспределение чтения: художественная литература уходит в Сеть. А учебную, научную, детскую, книги по искусству и культуре всё же читатель предпочитает видеть в бумажном варианте.
Беседовала Анна Лощихина
Также по теме
Новые публикации






Какая Украина нам нужна? 02.06.2023
1 июня в Москве прошёл форум «Какая Украина нам нужна?» Эксперты попытались проанализировать варианты развития событий на Украине и предложить созидательные идеи будущего обустройства страны и её взаимоотношений с Россией. 
Харбин: русская пристань на китайской земле 31.05.2023
В 2023 году отмечается 125-летие Харбина – русского города в китайской Маньчжурии. Основанный на берегу Сунгари как узловая станция Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), построенный русскими архитекторами и обжитый русскими людьми, до середины XX века город оставался одним из последних уголков старой России. Янтарная комната: восьмое чудо света 31.05.2023
Двадцать лет назад, 31 мая 2003 года, в Екатерининском дворце Санкт-Петербурга открылась Янтарная комната. После двух десятилетий упорной работы она была воссоздана российскими реставраторами. Сегодня Янтарная комната – это признанный шедевр, посмотреть на который едут туристы со всего мира.