EN
 / Главная / Публикации / Русские сюрпризы Канн

Русские сюрпризы Канн

29.05.2014

На завершившемся недавно 67-м Каннском кинофестивале сразу в нескольких фильмах просматривался русский след. Конечно, главное наше достижение — участие в основном конкурсе картины Андрея Звягинцева «Левиафан». Жюри во главе с новозеландским кинорежиссёром Джейн Кэмпион отметило её за лучший сценарий, написанный Олегом Негиным совместно с режиссёром фильма. Но были там и ленты не российские, но так или иначе связанные с Россией и русской культурой.

«Зимняя спячка». Реж. Нури Бильге ДжейланСамая экзотическая картина главного конкурса — «Тимбукту», снятая Абдерахманом Сиссако. Будучи уроженцем Мавритании, он когда-то учился в Москве, во ВГИКе, говорит по-русски. И теперь рассказал весьма жестокую, но при этом не лишённую поэтичности историю о жизни людей на севере Мали. Главную награду фестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — получила более чем трёхчасовая «Зимняя спячка», снятая самым известным сегодня турецким режиссёром Нури Бильге Джейланом по мотивам произведений Чехова. Удивительным образом его мир овеян духом другого русского классика — Достоевского. Вполне чеховским героям, обосновавшимся в прекрасной турецкой Каппадокии, не чужды страсти в духе Достоевского. Чего только стоит сцена, где сжигают в печи пачку денег. Она словно выхвачена из «Идиота». Джейлан не раз признавался в любви к русской литературе и творчеству Андрея Тарковского. Эта любовь и влияние считываются с экрана.

Огромные ожидания были связаны с картиной «Поиск» французского режиссёра Мишеля Хазанавичуса, имеющего литовские корни. Она тоже участвовала в главном конкурсе. К этому проекту прославленный ныне режиссёр подступался давно. Но только после получения премии «Оскар» и того успеха, который сопутствовал выходу его предыдущего фильма «Артист», он смог осуществить мечту, собрать деньги на проект о второй чеченской войне. Подготовка была основательной. Было проштудировано много книг, включая те, что написаны российскими журналистами Анной Политковской и Аркадием Бабченко. Консультации давал один из французских интеллектуалов, положивший годы на исследование ситуации в Чечне. Съёмки проходили в Грузии, как говорят, в обстановке строжайшей секретности. Надо сказать, что, когда Александр Сокуров снимал фильм «Александра» в Чечне с участием Галины Вишневской, всё тоже было засекречено, вплоть до того, что скрывались маршруты следования певицы и актрисы. А когда она следовала в аэропорт, отправляли сразу два автомобиля, и мало кто знал, где она находится.

«Поиск». Реж. Мишель ХазанавичусНа главную роль Мишель Хазанавичус пригласил очень талантливого юного актёра. Главному герою девять лет, а сыграл его десятилетний чеченский мальчик Абдул-Халим Маматцуев. Родителей ребёнка в этой истории убили буквально у него на глазах. Сам он чудом спасся и, пристроив своего крошечного братика в чужую семью, отправился в большой и враждебный ему мир. От пережитого мальчишка потерял дар речи, и только спустя время, получив дозу участия от независимого западного наблюдателя в районе Назрани в исполнении французской актрисы и жены Хазанавичуса Беренис Бежо, он начинает приходит в себя. Авторы фильма хотели рассказать всю правду о том, как живут люди в Чечне, и о фатальном равнодушии представителей разнообразных европейских организаций, призванных им помогать. Речь не о тех, кто трудится непосредственно на месте событий, а о тех, кто заседает на европейских форумах.

Мишель Хазанавичус рассказывал в Каннах о своём замысле: «Я стремился сделать фильм о людях, которым навязывают войну, вне зависимости от того, военные они или гражданские. Я не хотел, чтобы у моих персонажей было какое-то чётко сформировавшееся политическое сознание».

Исполнительница же главной женской роли Беренис Бежо заметила: «Наш фильм — это повествование о силе духа».

В картине снимался российский актёр Юрий Цурило. Пожалуй, он слишком театрально сыграл полковника, при полном попустительстве которого в военной части процветает дедовщина.

Никто не хотел по-быстрому слепить агитку. Подготовка и намерения были серьёзными. Это не проходной проект для Хазанавичуса и его группы, ценный тем, что западные кинематографисты решили откликнуться на очень важную тему, а что в итоге? В итоге получилась прямолинейная картина, какая-то искусственная, построенная во многом на стереотипах. Но сцены, связанные со страданиями ребёнка, не могут оставить зрителей равнодушными.

«Красная армия». Реж. Гейб ПольскиЕщё один «русский сюрприз» — показанная вне конкурса документальная лента «Красная армия». Снял её американский режиссёр Гейб Польски. Родился он в США, куда его родители переехали из Советской Украины. Главным героем фильма стал Вячеслав Фетисов, приехавший на Каннский фестиваль представлять картину. Гейб Польски ещё в детском возрасте увлёкся хоккеем, а его тренер обучил его приёмам советских хоккеистов. Перед тем как приступить к съёмкам «Красной армии», Польски изучил российские архивы, сфокусировался на том, как в годы, когда сильна была советская идеология, сформировалась сильнейшая в мире команда ЦСКА. Он использовал редкие кадры, на которых запечатлён легендарный тренер Анатолий Тарасов. Особенно удивило то, как он пытался привнести в хоккейную игру элементы балета. Для этого ему достаточно было посетить спектакль Большого театра. Экс-сотрудник КГБ предаётся воспоминаниям о том, как когда-то он сопровождал нашу сборную в заграничных поездках, следил, чтобы никто не остался на Западе. Разговор идёт серьёзный, но в какой-то момент появляется маленькая девочка и задаёт деду наивные вопросы. На их фоне все его рассказы кажутся извлечёнными из доисторических времён. Владислав Третьяк вспоминает, в каком плотном ритме жили спортсмены, как после Олимпиады «писали кровью» от невероятного напряжения. И молодости у них не было, и дней рождения, и Нового года. Жизнь приходилось отдавать на заклание спортивным достижениям.

В картине рассказана не вся правда. Очевидцы и участники событий пока ещё не готовы выложить всё без остатка. Говорят, что время не пришло. Кто-то из тех, кого сняла камера Гейба, не дожил до премьеры, и теперь их интервью стали бесценными свидетельствами ушедшего времени.

Светлана Хохрякова

Также по теме

Новые публикации

21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Российские и зарубежные эксперты в области международных отношений, экономики, медиа и образования обсудили различные стороны взаимодействия России со странами Африканского континента – от сотрудничества в информационной политике до строительства АЭС и борьбы с наследием колониализма.
Цветаева