EN
 / Главная / Все новости / Демократические институты в полиэтнических обществах

Демократические институты в полиэтнических обществах


09.09.2011

7–8 сентября в Ярославле проходил Мировой политический форум, посвящённый рассмотрению наиболее острых и злободневных вопросов российской и глобальной политики. Модератором одной из трёх секций форума – «Демократические институты в полиэтнических обществах» – выступал известный политолог, декан факультета государственного управления МГУ, исполнительный директор фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов. Публикуем выступление В.А. Никонова на заключительном пленарном заседании Мирового политического форума в Ярославле 8 сентября 2011 года.

Ваши превосходительства!

Дорогие друзья, уважаемые коллеги!

На мне лежит непростая миссия: подвести итоги работы первой секции «Демократические институты в полиэтнических обществах», которую я имел честь модерировать, и, одновременно, всего Ярославского форума – 2011. Миссия невыполнимая, особенно учитывая богатство мысли, широту спектра высказанных мнений, которые не в состоянии суммировать скромный человеческий разум, там более в 12-минутном формате. Тем не менее…

После окончания холодной войны многие вслед за Фрэнсисом Фукуямой прогнозировали «конец истории», а мир представлялся всё более плоским, как Томасу Фридману. Казалось, мир будет унифицироваться в рамках либеральной демократии, которая и выступит огромным всемирным котлом, где будет рождаться единая цивилизация, а межэтнические различия будут учитываться и нивелироваться как результат проведения политики мультикультурализма.

В этом году три лидера ведущих европейских демократий – Ангела Меркель, Николя Саркози и Дэвид Кэмерон – один за другим заявили, что мультикультурализм мёртв в их странах: на фоне роста численности и активности мусульманского населения, которое упорно не хочет интегрироваться, пылающих пригородов, роста антииммигрантских настроений и успехов националистических партий в различных странах Европы.

Мир, который казался плоским, всё больше обретает качество изображения в формате 3D или даже 4D. История, похоже, не только возобновилась, но и ускорилась.

Подвести итоги работы первой секции почти невозможно: так много прямо противоположных взглядов было высказано. Но всё же большинство – не все – сошлись вот на чём. Перефразируя Марка Твена, слухи о смерти мультикультурализма слегка преувеличены. Как отмечал профессор Валерий Дмитриевич Зорькин, председатель Конституционного суда РФ, «мультикультурализм стар как мир». В России он был всегда, уверял академик Валерий Александрович Тишков. Именно культурный плюрализм позволил России избежать религиозных войн, что редкость. Мультикультурализм не может умереть, так как является мировой реальностью, говорил профессор Йельского университета Эммануэль Валлерстайн. Для него современные дискуссии о невозможности интегрировать мусульман в западное общество напоминают – слово в слово – дискуссии середины прошлого века в США по поводу невозможности интегрировать католиков в американское общество.

Умер не мультикультурализм, а упрощённые и завышенные ожидания от реализации упрощённых схем. Об этом говорил британский профессор Локлэнд. В своё время «Манифест коммунистической партии» Маркса и Энгельса, «Государство и революция» Ленина звали к слому национальных границ, к нивелированию межстрановых различий, к замене религии коммунистической идеологией, что легло в основу советской политики. Но одновременно и взамен возникла идеология западного либерализма как светлого будущего всего человечества, также заменяющего религии, культуры и общественные системы. Именно эта концепция и потерпела крах.

Но в планетарном масштабе мультикультурализм, очевидно, набирает силу, хотя бы в том смысле, что усиливается культурное многообразие мира, люди всё больше ищут и находят источники силы в своих цивилизационных корнях, растёт национальное самоуважение. Об этом убедительно и со знанием дела говорила генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. Именно национальные корни, по её убеждению, и составляют наследие человечества. Поддержка национальных языков нарастает в мире, причём даже там, где этого менее всего можно ожидать, например, во Франции, о чём рассказала президент Французской академии Элен Каррер д’Анкос. Усиливающуюся гордость за свою страну и её культуру мы легко сегодня обнаружим в Китае и Казахстане, Южной Африке и Южной Корее, Индии и Египте. Латинскую Америку захлёстывает волна «индехенисто» – движения за обращение к традициям коренного населения континента.

Нередко можно слышать, что в многоэтничном обществе гораздо сложнее строить демократические институты. Если бы мультикультурализм был врагом демократии, мы бы не сталкивались с ней в странах с полиэтничным населением. Так ли это? Действительно, самая полиэтничная страна в мире – Папуа – Новая Гвинея – не демократия. Но и самая моноэтничная – Северная Корея – тоже. Зато самая большая демократия в мире – Индия, а там наций и народностей в два с половиной раза больше, чем даже в России. Ещё больше, чем в Индии, этносов в Индонезии, но и эта страна всё более уверенно идёт по пути демократии, о чём говорил на Форуме экс-президент этой страны Бахаруддин Хабиби. По пути демократии идёт и большинство других стран АСЕАН, каждая из которых полиэтнична.

Мало говорили об Африке. А ведь это исключительно мультикультурный континент, в котором используют до 2 тысяч языков. Его этническое и культурное разнообразие не снижается, но и там демократизация, безусловно, набирает силу. Если в течение первых тридцати лет после обретения независимости (до 1991 года) ни в одной африканской стране ни разу не произошла передача власти в результате выборов, то сегодня выборы идут по всему континенту и приводят к созданию легитимных правительств. А там, где выборы были фарсом или не проводились вообще – как в ряде стран Северной Африки, – всё заканчивается революциями. Впрочем, степень демократизма новых революционных режимов, являемся ли мы свидетелями арабской весны или арабской осени, ещё предстоит оценить. Об этом убедительно говорил председатель Комитета Совета Федерации и спецпредставитель Президента по сотрудничеству со странами Африки Михаил Витальевич Маргелов.

Мир становится всё более многообразным. Это многообразие – ещё и предпосылка к дальнейшей демократизации международных отношений, потому что демократия, помимо прочего, и есть учёт многообразия. Но, я уверен, есть ценности, которые разделяют люди всех без исключения цивилизаций и культур. Это – право на жизнь, свободу и безопасность, равенство перед законом, свобода мысли и совести, право участвовать в определении судьбы общества, право на достойный уровень жизни, на образование, медицинское обслуживание. Эти ценности поистине мультикультурны. И они лучше всего могут быть реализованы в рамках демократического общества.

Действительно, во многих сложных в культурном и социальном отношениях странах мы видим стремление власти выстроить жёсткие вертикали, «закручивать гайки», как говорил на Форуме Президент России Дмитрий Медведев. Но мы также видим, что это неэффективно. Современный мультикультурный мир становится всё более сложным, сетевым, и им невозможно управлять с помощью вертикалей. Он требует принятия огромного количества решений огромным количеством людей, что возможно только в демократических обществах. Именно такие общества способны более гибко и эффективно учитывать культурное многообразие, отвечать на потребности различных категорий населения, разговаривающих на разных языках, исповедующих различные религии. Государства должны стать сложными, чтобы отразить растущую сложность современного мира.

Государство, демократия, мультикультурализм приобретают новое измерение в информационный век. Сегодня работают 5 миллиардов мобильных телефонов, более 2 миллиардов людей пользуются Интернетом. Это и небывалое расширение культурных горизонтов, и целый набор вызовов для государств и демократии, о которых убедительно говорил Президент Медведев.

Новые средства коммуникации позволяют передавать любой контент, минуя любые границы. Активно функционируют трансграничные виртуальные сообщества, способные устраивать флешмобы, «революции "Твиттера"», атаковать серверы непонравившихся госструктур и международных организаций, публиковать секретные материалы, документировать коррупцию. Каждый пользователь Интернета, где бы он ни находился, потенциально – глобальный игрок.

Информационный век ставит под вопрос многие устоявшиеся способы осуществления власти, расширяет поле для демократии, но и для авторитаризма тоже. Интернет может быть использован для целей добра или для целей зла. Плодятся сайты, продвигающие не только идеи свободы, но и идеологию террора и человеконенавистничества, причём очень часто самые экстремистские сайты поддерживаются с территории самых демократических государств. Десятки книг написаны о кибервойнах и киберпреступности. Появились и первые государственные концепции кибербезопасности. Как совместить решение проблемы общественной безопасности с соблюдением демократических принципов открытости и свободы – задача далеко не тривиальная. Это поле для больших совместных усилий всего мирового сообщества.

Одной из культовых книг 1990-х годов стал «Конфликт цивилизаций» Хантингтона. К счастью, прогноз не сбылся и не стал самосбывающимся пророчеством. Хотя очень ярко выступавший на утреннем пленарном заседании господин Сатановский считает иначе. Впрочем, он возглавляет Институт Ближнего Востока – региона весьма конфликтного, – и это накладывает отпечаток. Знакомство с другими регионами земного шара – Восточной Азией, Индией, Южной Африкой, американским континентом – настраивает на более оптимистический лад. Сейчас настал момент для выдвижения позитивной концепции будущего. Збигнев Бжезинский сегодня говорил об «универсальной политической культуре» и предлагал продумать инициативу создания неразделённого трансатлантического и трансевразийского пространства – от Ванкувера до Владивостока. Это – позитивные мысли по-крупному.

Я бы предложил идею, которую отстаиваю не первый год, – «Концерта цивилизаций». Многие знают о «Концерте великих держав» Старого Света XIX века. Он не был совершенной системой международных отношений и не позволил полностью избежать конфликтов. Но он подарил Европе самый мирный век в её истории. Сейчас существуют предпосылки для нового концерта, на сей раз – глобального. Контуры его уже существуют в формате «Большой двадцатки». В неё входят не просто крупные страны. В неё входят цивилизационные центры или хотя бы центры субцивилизаций. Концерт цивилизаций возможен. Более того, я уверен, это самый желательный сценарий развития человечества.

На Форуме много говорили об оптимистах и пессимистах. Моё любимое определение на сей счёт: «Оптимист уверен, что живёт в лучшем из возможных миров. Пессимист опасается, что это действительно так». Будем оптимистами, сознавая, что мир несовершенен.

Завершая последнее пленарное заседание, от имени Оргкомитета Ярославского мирового политического форума хотел бы от всей души поблагодарить всех – и участников дискуссий, и внимательных слушателей, чья работа на Форуме сделала его продуктивным и незабываемым.

Особенно тёплые слова благодарности Ярославлю – замечательному русскому городу, который сделал всё для успеха Форума.

Скорбим вместе со всеми ярославцами, россиянами в связи с трагедией «Локомотива», выражаем самые глубокие соболезнования родным и близким погибшим. И очень ценим, что, несмотря на трагедию, ярославцы открыли участникам Форума со всей планеты свою душу!

Всего доброго и до новых встреч!

Интервью исполнительного директора фонда «Русский мир» В.А. Никонова, посвящённое III Мировому политическому форуму в Ярославле, смотрите на телеканале «Русский мир».

Новости по теме

Новые публикации

Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева