В Латвии создан комплект «Основы русской культуры»
25.05.2010
Впервые подготовлены информационные и методические материалы для преподавания основ русской культуры в школе. Летом 2009 года группа педагогов под руководством Е. Д. Бердниковой, В. А. Бухвалова, Е. В. Матьякубовой, начала работу над проектом по созданию учебно-методического комплекта «Основы русской культуры». Проект был поддержан фондом «Русский мир».
Сохранение и развитие русской школы в Латвии невозможно без системной учебно-воспитательной работы по основам русской культуры. В настоящее время изучение русской культуры во многих русских школах Латвии осуществляется фрагментарно, прежде всего, потому, что нет целостных учебно-методических комплектов и учителя вынуждены их готовить самостоятельно. В результате многие выпускники русских школ имеют очень поверхностные знания о достижениях русской культуры, что, безусловно, оказывает негативное влияние на их дальнейшую самореализацию.
В рамках проекта «Русская культура в русской школе» мы поставили перед собой цель – составление информационно-методического содержания культурного образования, с помощью которого возможно осуществить постепенный переход от школы с русским языком обучения к школе русской культуры. В качестве экспертов в работе приняли участие профессор А. И. Иванов и доктор филологических наук Д. Р. Невская.
Первая часть работы над проектом завершилась в марте этого года на научно-методической конференции «Школа русской культуры», в работе которой приняли участие педагоги из Риги, Лиепаи, Вентспилса, Екабпилса, Елгавы, Ливаны, Прейли.
На конференции развернулась интересная дискуссия о проблемах и перспективах перехода от школы с русским языком обучения к школе русской культуры. Во второй части конференции прошла презентация и обсуждение учебно-методического комплекта на компакт-диске «Основы русской культуры». Теперь учитель может самостоятельно готовить уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, используя информацию и методические образцы – конспекты уроков и сценарии воспитательных мероприятий.
Над созданием информационно-методических материалов работала группа в составе: Е. А. Серова, А. В. Каширина, Т. В. Гребенюк, Е. Д. Бердникова, Е. Е. Мальцева, Л. Г. Смирнова, Г. Н. Серова, В. А. Бухвалов, А. В. Бухвалов, О. Н. Пухляк, Е. В. Матьякубова, И. И. Клюева, Л. В. Богданова-Жидкова. Отдельными разделами на диске представлены методики межпредметного культурного образования, сценарии и проекты культурных мероприятий школ и общественных организаций.
Вторая часть работы над проектом завершилась 22 мая на семинаре по презентации материалов комплекта, которые изданы в сборнике «Методические основы и опыт образования по русской культуре».
В сборник включены следующие разработки: опыт школ по формированию у учащихся русской культуры, культурно-образовательные проекты общественных организаций, общие модели организации учебно-воспитательного процесса в школе русской культуры, методические рекомендации (программа) для учителей «Основы русской культуры», экспертная система для оценки уровней формирования у учащихся русской культуры, методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса. Сборник и компакт-диск являются подарками для русских школ, культурных обществ и высших учебных заведений.
Все материалы проекта можно посмотреть и скачать на сайтах www.svoi.lv, www.lapryal.org, в рубриках «Русская культура в русской школе».
Создание школы русской культуры на основе школы с русским языком обучения требует применения принципиально новых методик преподавания. Такие методики можно создавать на основе представленных в сборнике технологий.
Первая технология – анализ биографий творческих личностей – создателей русской культуры. В сборнике представлена методика анализа биографии творческой личности, которая построена по следующему плану:
1) цели жизни творца;
2) планы и работоспособность;
3) методы работы;
4) защита результатов работы;
5) этапы и проблемы творческой деятельности.
Такой подход в изучении биографий создателей русской культуры позволяет научить главному – методике творческой работы и умению делать сравнительную оценку ее результатов.
Вторая технология – развитие теоретического мышления учащихся, предлагает систему методических приёмов для анализа и модернизации теоретических понятий – теорий, законов, закономерностей. Напомним, что культурная личность обладает культурно-теоретическим мышлением, с помощью которого любой новый факт, событие в культурной жизни оценивается сквозь призму имеющихся в памяти личности теорий. Это важнейшее условие понимания и оценки нового в культуре.
Третья технология – методика исследования, с помощью которой ученик способен проводить как отдельные исследовательские процедуры, так и целостные исследования. Однако главное заключается даже не столько в освоении исследовательских процедур, сколько в формировании логики мышления, опирающейся на необходимость получения нового знания с помощью сравнительно-информационных операций или экспериментально-практических. Истина не рождается как предположение, предположение становится истиной в процессе сравнения и эксперимента.
Четвёртая технология – проектирование как логический алгоритм создания новых образцов культуры, через решение проблем существующих прототипов. Важнейший элемент проектирования – осознание учениками вариативности решений проблем и, следовательно, вариативности создаваемых проектов. Развитие культуры всегда многовариантно, классические образцы культуры создаются через многовековую практическую проверку многочисленных культурных проектов.
Наряду с технологиями в сборнике представлены материалы по педагогике сотрудничества, методикам преподавания основ русской культуры в школах и образцы культурно-образовательных мероприятий общественных организаций. Реализация проекта «Русская культура в русской школе» позволила сделать большой шаг вперёд в плане поддержки русских школ Латвии, работающих над повышением эффективности формирования культурной идентичности учащихся.
В заключительной части семинара руководители проекта рассказали о перспективах дальнейшей работы. Планируется создание программы образования по основам русской культуры. Программа будет представлять собой комплект культурно-развивающих тематических модулей по разным предметам, классным часам и внеклассным мероприятиям. Тематические модули будут создаваться с использованием материалов диска «Основы русской культуры» и сборника «Методические основы и опыт образования по русской культуре». В декабре-январе нового учебного года планируется провести семинар по презентации первой части этой работы. Приглашаем педагогов принять участие в этой работе.
Валерий Бухвалов,
доктор педагогических наук