Русский язык в Зальцбурге
24.05.2010
С 23 по 24 мая в Университете Зальцбурга Российская международная школа (Вена, Австрия) совместно с Российским университетом дружбы народов при поддержке фонда «Русский мир» проводит II Международный научно-практический семинар для преподавателей русского языка по внедрению инновационных методов преподавания русского языка на базе нового учебно-методического комплекса (УМК, 2 класс), созданного при поддержке фонда «Русский мир» для зарубежных школ.
В работе семинара принимают участие преподаватели русского языка из двадцати стран Евросоюза.
В рамках семинара запланирован ряд мероприятий:
- круглый стол на тему «Лингвометодическая концепция линейки учебников по русскому языку для зарубежных школ»;
- обсуждение первых результатов по УМК «Русский язык для зарубежных школ», обмен мнениями преподавателей и авторов УМК;
- презентация линейки учебников по русскому языку для 2 класса зарубежных школ;
- анонсирование УМК для 3 класса.
В 2009 году впервые за последнее время при содействии фонда «Русский мир» издан учебно-методический комплект для детей соотечественников, проживающих за рубежом «Русский язык и чтение для зарубежных школ» (1 класс).
УМК для 2 класса продолжает идею совмещения традиций и стандартов российского образования и европейских норм подачи учебного материала. Главная цель комплекта – воссоздание в условиях ограниченной языковой среды мира общения на русском языке и – шире – русского языкового сознания.
В первую очередь, комплект адресован детям-билингвам, первый язык которых – русский. Это учебники, рабочие тетради и методическое пособие для детей тех российских соотечественников, в семьях которых в условиях билингвизма сохраняется именно русский язык как основной инструмент познания мира. Именно поэтому ведущая методика, использованная авторами при создании УМК, – это методика русского языка как родного. Однако адресат УМК – дети-билингвы, проживающие в иной языковой среде. Когнитивная сфера таких учащихся требует включения элементов методики преподавания русского языка как иностранного, что и осуществлено авторским коллективом.
Преподавание русского языка и чтения в среде учащихся, выросших в окружении другого языка и иной культуры, – это сложнейшая задача. Формирование лингвомира маленького школьника, освоение им традиционных для русского языка и русской литературы художественной образности и системы ценностей – это цель данного комплекта.
Мир, окружающий человека, определяет его эстетические вкусы, чувства, формирует ту или иную систему художественных средств, их содержание и форму. Нравственные представления учащихся – представителей разных стран в основном едины. Что же касается сферы эстетической, то здесь национально обусловленные различия выступают ярче, сильнее. Эстетические чувства людей в большей степени этнически обусловлены. Теснейшим образом с эстетическими представлениями связаны и языковые средства, и художественная выразительность, и традиционно сложившая система образных средств. Приобретённые в процессе изучения русского языка и чтения лингвистический опыт и эстетический кругозор учащихся расширяются и обогащаются благодаря знакомству с лучшими образцами традиционных для детской литературы текстов (в книге для чтения) и текстов учебника русского языка, обязательно посвящённых решению учебных задач.
Именно так формируется личность, способная идентифицировать себя с определённой этнокультурой и в то же время полноценно реализоваться в современном мире.
Комплект для 2 класса включает:
- Учебник «Русский язык», 176 стр., 30 обучающих циклов.
- Учебник «Чтение и развитие речи», 160 стр., 30 обучающих циклов.
- Рабочую тетрадь №1, 40 стр., 15 циклов.
- Рабочую тетрадь № 2, 40 стр., 15 циклов.
- Методическое пособие для учителя.
Все обучающие циклы объединены учебной задачей, имеют общую структуру, сопровождаются грамматическим и лексическим материалом, обеспечивают пошаговый прирост знания.
Учебники и рабочие тетради красочно проиллюстрированы, в них использованы оригинальные иллюстрации ведущих детских художников России, их отличает современный полиграфический дизайн.
Методическое пособие может быть успешно использовано как учителем-профессионалом, так и родителем, не имеющим педагогического образования.