«Русский мир» провёл семинар в Дальневосточном филиале
07.05.2010
На днях в Дальневосточном филиале фонда «Русский мир» прошёл научный семинар по методике преподавания русского языка как иностранного для членов Межрегиональной общественной организации «Азиатско-Тихоокеанская ассоциация преподавателей русского языка и литературы» (АТАПРЯЛ).
Мероприятие было организовано с целью обмена опытом старшего преподавателя кафедры филологического образования международного факультета Благовещенского государственного педагогического университета Е. М. Ерёмина и преподавателей Дальневосточного государственного университета, Тихоокеанского государственного экономического университета, Морского государственного университета им. Невельского, Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета.
Являясь грантополучателем фонда «Русский мир», Ерёмин рассказал о своём проекте, получившем поддержку, – поэтической студии «Чайное дело», в которой по новой методике занимаются китайские учащиеся. Целью работы студии является углубление знания русского языка и литературы иностранных студентов через написание, чтение и коллективное обсуждение стихотворений, эссе по произведениям русской литературы.
Семинар состоял из двух частей: практической – занятия с иностранными студентами, где Е. Ерёмин мог продемонстрировать основные аспекты своей методики, и теоретической – круглый стол со специалистами по проблемам преподавания русского языка иностранцам.
На заседании Ерёмин поделился опытом создания студии «Чайное дело», наблюдениями, возникшими в ходе обучения китайцев русскому языку, проанализировал творческие сочинения своих студентов, ответил на вопросы коллег. Была показана мультимедийная презентация поэтической студии «Чайное дело».
На занятии с иностранцами в рамках семинара Е. Ерёмин воссоздал ту свободную творческую атмосферу, которая всегда царит на его уроках: под гитарные аккорды студенты вместе с преподавателем распевали русские народные песни. Метод рассчитан на тех ребят, которые только приехали в Россию, чтобы изучать язык и практически не говорят по-русски. Цель приёма заключается в том, чтобы сломить у студентов языковой барьер и заставить их произносить ранее незнакомые слова, проникнувшись атмосферой стихотворения.
Далее Ерёмин, резко меняя ход урока, погружает студентов в определённую ситуацию и предлагает им быстро, не заостряя внимание на правилах грамматики, написать мини-сочинение. Подобный подход вызвал огромный интерес у преподавателей владивостокских вузов. Присутствующие убедились, что метод Ерёмина действительно эффективен: студенты, подвергаясь так называемому «мозговому штурму», начинают думать о том, ЧТО написать, не задумываясь о том, КАК написать. А это способствует серьёзному повышению уровня владения языком.
В целом, семинар оказался очень продуктивным в решении главных методических задач преподавания русского языка как иностранного, а, именно: выработки у студентов навыков свободного владения языком и устной речью, органичного усвоения ими основных концептов русской ментальности.
Работа семинара показала, что проведение подобных мероприятий очень полезно и для студентов, и для преподавателей, так как позволяет выйти за рамки своего опыта и обогатиться новыми идеями, получить дополнительный толчок к развитию собственного творчества.