SPA FRA ENG ARA
EN

Лучшие преподаватели-русисты зарубежья: объявлены победители

Валерия Иванько, Москва
27.10.2025


21 октября в рамках торжественной церемонии закрытия XVII Ассамблеи Русского мира состоялось награждение победителей Международного конкурса профессионального мастерства зарубежных преподавателей-русистов. Конкурс организован Институтом Пушкина и фондом «Русский мир» при поддержке МИД России.

В приветственном слове директор Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД России Александр Алимов поблагодарил всех участников за сохранение российского культурного присутствия и русского языка в своих странах:
«Смотрите, сколько у нас друзей, партнеров, единомышленников по всему миру. Спасибо вам за это. Всё это подтверждает притягательность моей страны и русского мира в целом за рубежом. Вашу притягательность, потому что русский мир это вы».

В этом году в дистанционном этапе конкурса приняли участие более 600 педагогов из 30 стран мира. Конкурс проводился под двум направлениям – для педагогов стран Содружества Независимых Государств и стран Юго-Восточной Азии. Участниками финала стали 31 конкурсант из 14 стран.

Финалисты конкурса приняли участие в мероприятиях XVII Ассамблеи Русского мира «Фундаментальный вклад Русского мира в международное развитие: история, современность, будущее». После основной части программы — пленарного заседания и панельных дискуссий — состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса. По итогам онлайн-заданий и очного этапа конкурса победителями и призёрами конкурса профессионального мастерства стали:

I место — Майя Галицкая (Беларусь), Лыу Тхи Нам Ха (Вьетнам)

II место — Наталия Вуйко (Казахстан), Мохд Али Джохар Бин Мохд Денни (Малайзия)

III место — Оксана Свешникова (Узбекистан), Пхан Борей (Камбоджа)

Дипломами победителя в специальной номинации к 130-летию со дня рождения С.А. Есенина отмечены Мамедова Эльнара Эльдар гызы (Азербайджан) и Пермана Маулана Иода (Индонезия)

В специальной номинации Базовой организации государств – участников СНГ по преподаванию русского языка награждены Жанна Кунарова (Казахстан) и Азизхон Рахмонов (Узбекистан).

Дипломы призёрам вручили исполнительный директор фонда «Русский мир» Татьяна Шлычкова и ректор Института Пушкина Никита Гусев. Победители получат приглашения на участие в VI Костомаровском форуме в очном формате.

Очный этап конкурса прошёл с 16 по 22 октября на базе Института Пушкина, где финалисты представили авторские методические разработки для различных категорий учащихся с учётом их возрастных и социокультурных особенностей. Для участников были организованы лекции и мастер-классы экспертов Института Пушкина.

Профессор кафедры методики преподавания русского языка как иностранного Наталья Кулибина провела лекцию и мастер-класс «Мультимедийные комплексы Института Пушкина по обучению художественной литературе на портале „Образование на русском“», познакомила педагогов-русистов с цифровым ресурсом «Уроки чтения» и возможными интерактивными элементами, которые применяются в обучении.

На мастер-классе «Формирование продуктивных речевых навыков на уроках РКИ (на материале видеосюжетов)» Ольги Халеевой, заведующей кафедры методики преподавания РКИ, конкурсанты обменялись опытом и обсудили, на какие темы и критерии следует ориентироваться при подборе видеоматериалов, а также подняли проблему развития речи и продуктивных речевых навыков.

«Обсуждались вопросы, которые актуальны для учителей русского языка и литературы в других странах. Особое внимание уделено методической поддержке, использованию интерактивных элементов и, конечно, налаживанию контактов между педагогами-русистами со всего мира», — отметила Мария Чудиновская, преподаватель общеобразовательной школы из Казахстана.

Профессор кафедры мировой литературы, пушкинист Эльмира Афанасьева прочитала лекцию «Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина».

«Атмосфера встречи была особенной: за окном золотая осень, в аудитории — погружение в историю элитного учебного заведения — Императорского Царскосельского лицея. Практически каждый участник включился в диалог о Пушкине. После лекции коллеги из разных стран рассказали о том, как они организуют Пушкинские мероприятия у себя на родине», — рассказала Эльмира Афанасьева.

Профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Владимир Аннушкин в лекции «Русский язык — Речь — Слово: чему учить и как увлечь?» поделился с коллегами современными подходами к преподаванию русского языка, рассказал о важности формирования правильной и выразительной речи, а также способах заинтересовать учеников в изучении словесности через активные практики и интерактивные методы обучения.

Метки:
Институт Пушкина, грант, конкурс, XVII Ассамблея Русского мира

Новости по теме

Новые публикации

На живописных островах Кабо-Верде теперь звучит и русская речь. Всего несколько месяцев назад в местном Университете Сантьяго стартовала первая в истории страны программа изучения русского языка. Об этом образовательном проекте, который объединяет две страны, рассказывает  куратор программы профессор Луис Родригес.
Уроженец Дели Ришабх Сетхи уверен, что знакомство индийского и русского народов, заложенное визитом тверского купца Афанасия Никитина ещё в XV веке, со временем будет только расти и развиваться. Второй родиной он теперь считает Тверь, в которой живёт и учится уже четвёртый год.