О двух юбилеях сентября рассказали в Русском центре в Бельцах
Владимир Бражук, Бельцы
26.09.2025

Сентябрь 2025 года ознаменован двумя важными юбилеями для советской и российской культуры: 15 сентября – 100 лет со дня рождения актёра Кирилла Лаврова, 28 сентября – 110 лет со дня рождения режиссёра Георгия Товстоногова. О творческом пути двух юбиляров рассказали в Русском центре Бельцкого государственного университета имени Алеку Руссо.
Кирилл Юрьевич Лавров (1925 – 2007) – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, почётный гражданин Санкт-Петербурга. Его имя неразрывно связано с Большим драматическим театром (БДТ), где он служил долгое время, а после ухода Товстоногова возглавлял его, формируя художественный облик театра и воспитывая артистов нового поколения. Лавров обладал уникальным дарованием: он был актёром глубокого, интеллектуального склада, способным воплощать на сцене и экране как волевых лидеров, так и сложных, сомневающихся личностей. Его роли отличались глубоким психологизмом, благородством и тонким мастерством. Его имя неразрывно связано с такими спектаклями режиссёра Г. А. Товстоногова, как «Дядя Ваня», «Горе от ума» и «На дне», ставшими классикой советского и российского театра. В кино Лавров запомнился ролями в картинах «Братья Карамазовы» (Иван), «Укрощение огня» (Башкирцев), «Мой ласковый и нежный зверь» (Камышев) и многих других. Творчество актёра олицетворяло высочайшую гражданственность и человеческое достоинство.
Георгий Александрович Товстоногов (1915 – 1989) – один из величайших театральных режиссёров XX века, народный артист СССР. С 1956 по 1989 годы он руководил БДТ, сделав его центром интеллектуальной и художественной жизни страны. Именно он вывел БДТ в число лучших театров мира, создав свой уникальный «театр Товстоногова» – строгий, глубокий и бескомпромиссный в поисках истины. Подход режиссёра-реформатора к театру был революционным.
Он умел объединить высокое искусство с доступностью для зрителя, создавая психологически тонкие и глубоко человечные спектакли. Его работы, такие как «Идиот» (1957), «Пять вечеров» (1959), «Горе от ума» (1962), «Три сестры» (1965), «История лошади» (1975) «Дядя Ваня» (1982), стали легендами и определили развитие русского театра. Он воспитал целую плеяду звёзд, среди которых, конечно, был и Кирилл Лавров. Режиссёр ценил в артистах не только талант, но и интеллект, способность глубоко понимать замысел автора и передавать его зрителю. Товстоногов был убежден, что театр обладает огромной силой воздействия на человека. Режиссёр поднял драматический театр на новый уровень, сделал его площадкой для разговора о судьбе личности, морали и истории. Мастер верил, что искусство должно не только развлекать, но и заставлять задуматься, пробуждать совесть и формировать нравственные ориентиры.
Кирилл Лавров и Георгий Товстоногов – это не просто актёр и режиссёр, это творческий союз, который на протяжении десятилетий формировал лицо БДТ и золотой фонд отечественного искусства. Их совместная работа стала эталоном психологического театра и примером того, как талант режиссёра и гений актёра могут создать подлинный шедевр. Память о них – это не только дань уважения прошлому, но и напоминание о высочайшей планке, которую они задали для будущих поколений деятелей искусства.