Глубокие фильмы о войне – в Стамбуле продолжается месяц российского кино
Русский центр в Стамбуле
18.08.2022
В Русском центре Российского общества просвещения, культурного и делового сотрудничества (Стамбул) продолжается месяц российского кино. На второй встрече (13 августа) мы решили познакомить турецких зрителей со значимыми в мировом кинематографе фильмами, получившими престижные премии на международных кинофестивалях. Большинство из этих фильмов – о Великой Отечественной войне.
Мы предложили к показу фрагменты фильма М. Калатозова «Летят журавли», завоевавшего на Каннском фестивале Золотую пальмовую ветвь. Картина вызвала огромный резонанс в мире и считается одним из лучших фильмов столетия. История любви Вероники (Татьяна Самойлова) и Бориса (Алексей Баталов) начинается 22 июня 1941 и заканчивается 9 мая 1945 года. Зрители отметили, что в фильме нет военных сцен, а война проходит только фоном. В ленте есть всё: удивительная естественность актёров, необычность характеров, право человека на ошибки и падения, великолепная операторская работа.
С неменьшим интересом турецкие зрители посмотрели «Балладу о солдате» Г. Чухрая. Фильм собрал более 100 зарубежных призов, авторы были отмечены Ленинской премией. На экране зрители увидели несколько дней из жизни простого солдата, который едет в отпуск к матери. Режиссёр фильма Григорий Чухрай поставил в центр повествования солдата, рассматривая своего героя в повседневных, будничных обстоятельствах. Всем своим строем картина доказала: именно такие, как её герой Алёша Скворцов, вершат историю и завоевали победу в Великой Отечественной ценой немыслимых страданий и потерь.
Картина «Иваново детство» стала дебютом Андрея Тарковского и настоящим началом его пути, изменив жанр военного кино и получив признание – Золотого льва на фестивале в Венеции, одном из главных кинофестивалей мира. По словам одного из зарубежных критиков, «российский фильм «Иваново детство»,- словно крик скорби. И не столько скорби по отчаянному 12-летнему пареньку, центральной фигуре фильма, вокруг которого разворачиваются трагические события, сколько по всем молодым людям, погибшим во Вторую мировую, вокруг которых были только ненависть, кровь и смерть».
В фильмах, предложенных нами, нет батальных сцен, режиссёры в центр кинематографического полотна ставят судьбы людей, по которым трагическим образом прошлась тяжёлая война. Возможно, события фильмов являются ключом к пониманию сегодняшнего непростого времени.