Стереотипы о России начала XX века обсудили в Танзании
Станислав Белецкий, Додома
24.01.2022
22 января состоялось очередное заседание киноклуба Русского центра Университета Додомы. Поводом для встречи послужил вышедший недавно в широкий прокат британо-американский комедийный боевик «King’s Man: Начало».
Чем же картина на английском языке заинтересовала студентов, изучающих русский язык? Ярким и жутким образом Григория Распутина, фигурирующим в трейлере и рекламе фильма. Рассказ о нем привлёк внимание аудитории к истории российской императорской семьи, событиям Первой мировой войны, революции и современного политического устройства России.
Однако в центре внимания обсуждения, развернувшегося после просмотра фильма, оказались мифы и стереотипы о России, её образ в англо-американской культуре, который вместе с медийным контентом транслируется в англоязычные страны Африки, в том числе и в Танзанию.
Центральный миф о России, что с момента революции 1917 года Россия – коммунистическая страна. Краткий экскурс в историю помог внести точность в представления студентов о современной политической жизни в стране.
Далее: Россия – не Европа, потому что слишком загадочна и непонятна в своих внешних, порою жутких, проявлениях (образ Распутина). Рассказ о европейском векторе культурного развития России со времён Петра I и династических браках между членами европейских королевских семей помог справиться и с этим мифом.
Третий миф: русские злоупотребляют алкоголем. Эту точку зрения удалось развенчать с помощью рейтинга стран мира по уровню потребления алкоголя Всемирной организации здравоохранения, в котором лидируют Молдавия, Литва и Чехия, на 4-м месте находится Германия, а Россия – на 16-м, Танзания, к слову, – на 49-м.
Главный вывод, который мы сделали, обсудив фильм: медийный образ любой страны создаётся в соответствии со стереотипами зрительской аудитории, а стереотипы – это, возможно, и правдивые в прошлом, но давно не актуальные представления. Поэтому для создания более объективной картины как действительности, так и событий прошлого, на них стоит посмотреть сквозь призму разных участвовавших в ней сторон, что мы и сделали, примерив «очки Русского мира» – символ готовности взглянуть на Россию без предвзятости.