Проблемы современной русской драмы обсуждали в Тирасполе
Анастасия Скомаровская, Тирасполь
22.11.2017
В Русском центре Приднестровского государственного университета 20 ноября состоялся очередной открытый семинар по актуальным проблемам современной русской драматургии на примере творчества Виктора Розова.
По словам организатора мероприятия – старшего преподавателя кафедры русской и зарубежной литературы Галины Николаевой, – семинар предполагал разговор не столько в театроведческом аспекте, сколько в аспекте нравственных понятий и категорий, являющихся на сегодняшний день весьма важными.
Общую картину, позволяющую увидеть мир драматургии этого периода, представила студентам-филологам кандидат педагогических наук доцент Надежда Милентий. Прежде всего она обозначила само понятие «современная драма» как некий живой процесс, а не какой-то конкретный исторический отрезок времени. «Новизна – это всегда признак животворности процесса, а современная драматургия не стоит на месте, развивается, движется вперёд через обновление традиций и в то же время – через верность важнейшим из них», – отметила Н. Д. Милентий.
С пьесой «В добрый час», написанной знаменитым первооткрывателем «молодёжной» темы в советской драматургии Виктором Розовым познакомила присутствующих студентка четвёртого курса Анастасия Брагарчук. Незамысловатый рассказ о том, как вчерашние десятиклассники поступают в вузы, автор, по словам студентки, превратил в реальное нравственное испытание их характеров. Проблема «кем быть?» по ходу действия вытеснялась другой, гораздо более важной – «каким быть?».
О принципах жизни главного героя ещё одного, не менее достойного произведения Виктора Розова «Гнездо глухаря» рассказал студент четвёртого курса филологического факультета Влад Демьянов. Фигура главного героя пьесы, по мнению докладчика, по-своему драматична. Много лет он обманывал сам себя, убеждал всех и вся в прочности своего семейного гнезда, видя в этом нравственное оправдание своей чиновничьей карьеры. И когда в финале его «гнездо» рушится, как карточный домик, от подступивших со всех сторон сложностей жизни, этот крах становится и личным крушением для героя. Несмотря на то, что автор назвал пьесу «семейными сценами», её смысл выходит далеко за рамки бытовой истории.
В ходе семинара обсуждались также и другие пьесы В. С. Розова, такие, например, как «Хозяин». В ней автор представляет нам главного героя как наглого, самоуверенного хама, который, получив крохотную толику власти, сразу приобретает командный начальственный тон, гордую осанку и право унижать других. Вот как в одном из отрывков пьесы главный герой показывает всю свою сущность: «Я таких знаю, которые с принципами, знаю, чего они хотят. Гнать их отовсюду надо. (Почти кричит.) Я здесь хозяин». Поэтому когда несколько весёлых молодых людей хотят отметить в ресторане «хозяина» защиту диссертации, в их адрес следует незамедлительный начальственный отпор: «Местов, граждане, нет».
Не обошли вниманием и еще одну популярную розовскую пьесу – «Кабанчик». Герой, чувствующий себя затравленным, «смертельно раненным существом», часто вспоминает убитого им когда-то во время охоты с отцом маленького кабанчика. И себя он теперь ощущает таким же «кабанчиком», жертвой – отсюда и название пьесы.
Итоги обсуждения подвела ведущая семинара Галина Николаева, приведя такие слова о писателе: «Его образ в нашей современной культуре ассоциируется с образом учителя в высоком смысле слова, когда зрители слышат не сухие проповеди и "моральные кодексы", а проникаются человеческими чувствами и страстями, подкреплёнными мудростью и честностью, когда автора ведёт желание "достучаться до совести", до сердца, до души».