EN
 / Главная / Все новости / Как сделать уроки русского языка соответствующими потребностям и интересам учащихся?

Как сделать уроки русского языка соответствующими потребностям и интересам учащихся?

Р. Д. Салимов, Душанбе
01.09.2017

Вопрос повышения квалификации и качества преподавания школьных предметов является актуальным и насущным для каждого учителя. Изменения, происходящие в современном обществе, модернизация школьного образования привносят в урок новые черты. Любая педагогическая работа – это практическая деятельность, поэтому современный учитель должен стремиться к тому, чтобы его уроки соответствовали потребностям и интересам учащихся. Помочь в этом учителям могут краткосрочные курсы повышения квалификации. Именно такие курсы для учителей русского языка и литературы душанбинских школ с русским языком обучения были организованы и проведены в последнюю декаду августа Институтом повышения квалификации учителей и Русским центром Российско-Таджикского (Славянского) университета.

На церемонии открытия курсов, говоря о современном состоянии русистики в Таджикистане, автор многочисленных учебных пособий для учащихся школ с таджикским языком обучения д. ф. н., профессор Т. В. Гусейнова отметила ряд первостепенных проблем в данной области: нехватка педагогических кадров, практическое отсутствие системы повышения квалификации для учителей школ с русским языком обучения, дефицит стажировок, нехватка современных учебников. «В 2017 году по инициативе Министерства образования и науки Таджикистана авторами учебных пособий были разработаны методические рекомендации к учебникам русского языка для учащихся 5–11 классов школ с таджикским языком обучения. Эти методические рекомендации составлены с учетом основных задач реформирования системы образования – необходимости перехода на компетентностный подход обучения. В рекомендациях нашли отражение новые принципы организации учебного процесса: образование в течение жизни, обучение  с позиций ученика и другие принципы », – отметила Т. В. Гусейнова. Директор ИПК поблагодарила городских учителей за то, что в нелёгких условиях существования среднего образования учителя школ отдают свои знания, силы, талант и свою любовь детям и стремятся соответствовать позитивному имиджу современного учителя, а это значит – быть рядом с учеником, направлять, координировать, помогать, стать старшим наставником, уважать личные достоинства каждого ученика, давать возможность самовыражения.

В рамках образовательной программы курсов «Проблемы содержания и методики преподавания русского языка в школе с русским языком обучения» преподаватели Славянского университета познакомили слушателей с новейшими методиками проведения уроков интегрированного типа в школе, помогли разобраться с трудностями в освоении грамматической системы русского языка, рассмотрели проблему развития интереса учащихся к урокам. В целях повышения компьютерной грамотности программа курсов включала в себя приёмы использования компьютера на занятиях по русскому языку.

Ведущие преподаватели филологического факультета и факультета управления и информационных технологий РТСУ продемонстрировали слушателям высокий уровень методического мастерства и владения новыми педагогическими технологиями, творческим подходом к обучению. 

Профессор Гусейнова Т. В. и к. п. н. Самадова И. Н. в ходе своих занятий касались вопросов теории и методики преподавания русского языка в школе с русским языком обучения. Старший преподаватель кафедры русского языка РТСУ Л. В. Норова обсудила с аудиторией способы повышения интереса школьников к урокам русского языка, чтению, используя новые творческие  методы и ресурсы.
 
В ходе лекционных и практических занятий доцентом кафедры мировой литературы М. В Русаковой на теоретическом и практическом материале русской классики, изучаемой в школе –произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, А. П.Чехова, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, Н. С. Гумилева и других авторов, – были продемонстрированы новые подходы и приёмы анализа художественных произведений, а на основе анализа современной литературной критики показано новое видение произведений. Насыщенные богатым литературным материалом занятия, сопровождаемые демонстрацией аудиозаписей и фрагментов документальных фильмов по творчеству русских поэтов XIX–XX веков, смогли расширить кругозор учителей и стать наглядным примером использования технических средств обучения на уроках русского языка и литературы. Занятия проводились с учётом запросов учителей, испытывающих определенные трудности при анализе произведений или их подаче учащимся школ.
 
Доцент кафедры мировой литературы В. Г. Чигрина в рамках своего курса лекций попыталась отразить особенности литературного процесса XX века и его зависимость от социально- политической обстановки в стране. Раскрывая основные закономерности и тенденции развития литературы этого периода, она обратила внимание слушателей курса и на современную литературу, на поиски писателями основных творческих методов, стилей, форм, проанализировав творчество наиболее известных современных литераторов, таких как Людмила Петрушевская, Татьяна Толстая, Захар Прилепин и других авторов. Особый интерес у слушателей вызвал анализ романа «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, который стал ярким явлением в современном литературном процессе.
  
Обсуждая с учителями структуру и содержание нового учебника по литературе д. ф. н. профессора И. Н. Сухих и обращая внимание собравшихся на достоинства этого учебного пособия, доцент В. Г. Чигрина отметила живой язык автора и воссозданное им целостное культурно-историческое представление о развитии русской словесности (главы о писателях построены как драматические очерки, эссе), множество исторических справок и комментариев, разумный подход к изучению материала (вопросы и задания предполагают различные способы работы).

Кроме того в рамках этого модуля были рассмотрены вопросы, касающиеся структуры современного урока, определены цели и задачи, связанные с нравственным воспитанием подрастающего поколения, формированием гражданской позиции и нравственно-этических норм школьников.
 
Помочь учителям-русистам интегрировать современные технологии наряду с эффективным использованием ресурсов сети Интернет в педагогическую практику помогли занятия по информатике, проводимые доцентом кафедры информационных технологий Б. Н. Иркаевым. Для занятий с учителями в Российско-Таджикском (Cлавянском) университете были отведены лучшие учебные аудитории, оснащённые новейшим компьютерным оборудованием. Слушатели курсов учились использовать базовые информационные коммуникационные технологии в своём повседневном труде, а именно – получать, оформлять и использовать необходимую информацию. Полученные знания, умения и навыки они готовы применить в своей профессиональной деятельности.

На церемонии закрытия курсов руководитель Русского центра при РТСУ, декан филологического факультета д. ф. н., профессор Р. Д. Салимов, обращаясь к учителям словесности, отметил, что проблема повышения качества знаний по русскому языку учащихся общеобразовательных учреждений является одной из важнейших проблем системы образования республики. Он выразил надежду на то, что совместная работа педагогов вуза и учителей школ в рамках этого значимого образовательного проекта будет содействовать качественному изменению системы преподавания русского языка и литературы в Таджикистане, а также сохранению позиций русского языка, являющегося важным средством коммуникации, языком межнационального и международного общения.

Руководитель Русского центра Р. Д. Салимов и директор ИПК РТСУ профессор Т. В.Гусейнова вручили 30 слушателям государственные сертификаты о прохождении курсов.
Рубрика:
Тема:
Метки:
Русский центр РТСУ, курсы русского языка

Новости по теме

Новые публикации

Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева