SPA FRA ENG ARA
EN

В Госдуме обсудили проблемы аспирантуры

Редакция портала «Русский мир»
16.12.2016

13 декабря 2016 года Комитет Государственной Думы по образованию и науке провёл круглый стол на тему «Подготовка научно-педагогических кадров: проблемы и пути совершенствования».

Открывая заседание, глава Комитета Вячеслав Никонов отметил, что привычная система подготовки научно-педагогических кадров претерпела изменения в связи с принятием закона «Об образовании» и превращением аспирантуры в третий уровень образования, сообщает пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке. 

Депутат подчеркнул, что потребность в специалистах самой высокой квалификации растёт, однако, при этом растёт и количество вопросов по организации деятельности аспирантуры в новых условиях. 
Вячеслав Никонов назвал ряд основных проблемных тем, которые, с его точки зрения, предстояло обсудить в первую очередь:

– Мы сделали аспирантуру уровнем образования, но, на мой взгляд, до сих пор не ясен вопрос, кто и чему должен учить на этом уровне образования. Я имел возможность наблюдать, что такое аспирантура в ряде зарубежных университетов. Там это уровень, когда в дело вступают лучшие преподаватели. У нас же пока это больше похоже на прежнюю систему сдачи кандидатских минимумов. Вопрос первый: стала ли аспирантура уровнем образования и надо ли нам, чтобы она действительно была уровнем образования? 

Вопрос второй: связь обучения в аспирантуре с защитой кандидатской диссертации. Моя точка зрения, что эта связь должна быть, хотя сейчас только 20–25 % выпускников аспирантуры выходят на защиту. 

Третий вопрос: нужна ли нам научная аспирантура, где люди занимаются именно научной работой и на которую не распространяется действие закона «Об образовании»?

Четвертый вопрос: если мы связываем аспирантуру с защитой, то какие степени будем присваивать? 

Пятый:  а кто, собственно, присваивает учёные степени? Сейчас Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет начинают это делать самостоятельно. Насколько далеко мы можем и должны пройти по этому пути?

Шестой вопрос: что нам делать с сетью диссертационных советов? Есть регионы страны, где невозможно по целому ряду специальностей защитить диссертации. Если степени будут присваивать вузы и научные учреждения, то они сами определят свою структуру учёных специальностей и, соответственно, структуру диссертационных советов. Или опять всё будет проходить централизованно, через Высшую аттестационную комиссию?

Ну и, наконец, как и кто будет определять потребности в кадрах высшей квалификации?

В ходе дискуссии член Комитета по образованию и науке Гаджимет Сафаралиев затронул вопрос об организации учебного процесса, соотношения образовательной и научной работы в аспирантуре. По мнению депутата, необходима новая система образовательных стандартов, возможно, дифференциация требований к диссертационным работам. Также Г. Сафаралиев предложил использовать систему трехсторонних договоров для решения проблемы финансирования обучения в аспирантуре. 

Заместитель министра образования Людмила Огородова отметила: 

– Несмотря на то, что в целом обучение в аспирантуре стало доступнее, количество защит диссертаций в процентном отношении к закончившим обучение снизилось. Современные аспиранты не видят смысла, не видят ценности в защите диссертации, и у этого есть объективные причины. 

По её словам, требования к аспирантуре как третьему уровню образования слабо оформлены, неясно, кому необходимо подобное обучение, какие новые знания, умения и навыки должен получить выпускник после окончания курса. Статус аспиранта не определён в профессиональных стандартах, квалификационных требованиях, и это ведёт к отсутствию заинтересованности. Такую заинтересованность необходимо сформировать, нужно, чтобы наличие диплома аспирантуры, защищённой диссертации открывало дополнительные перспективы в карьере, уверена замминистра. Поэтому необходима разработка новых профессиональных стандартов, в том числе – для научных работников, а также новых учебных программ, обладающих высокой степенью гибкости, приспосабливаемости к новым требованиям рынка за счёт сочетания требований федерального образовательного стандарта с высокой степенью специализации, самостоятельных разработок вузов. 

Ректор Национального ядерного университета «Московский инженерно-физический институт» Михаил Стриханов поддержал идею о необходимости мотивировать аспирантов к защите диссертаций. Важную роль в этом может сыграть синхронизация магистерских и аспирантских учебных программ, курирование будущих аспирантов научными руководителями. Также эксперт решительно высказался за недопустимость снижения требований как к диссертациям, так и к иным квалификационным работам. 

Председатель ВАК, ректор Российского Университета дружбы народов Владимир Филиппов согласился с тем, что аспирантура без подготовки диссертации – это плохо, но обратил внимание на то, что мировой опыт в этой сфере разный и диплом об окончании аспирантуры в любом случае является свидетельством высокого уровня подготовки и профессиональной компетенции выпускника. В результате сокращения количества диссертационных советов, по мнению эксперта, «ушла пена», а сокращение способствовало росту качества работы. 

Член Комитета Госдумы по международным делам Ирина Евтушенко обратила внимание на важность продуманной реформы аспирантуры с точки зрения конкурентоспособности российского образования в мире. По её словам, «высокий уровень защит диссертаций привлекает иностранных студентов, которые в будущем могут стать нашими сторонниками на международной арене». 

Член Комитета по регламенту и организации работы Государственной Думы Алексей Кобилев предложил выделить аспирантуры в отдельные учебно-научные подразделения – факультеты или институты. 

В дальнейшей дискуссии эксперты, руководители крупнейших вузов страны и представители гражданского общества неоднократно подчеркивали важность факта защиты диссертации как результата обучения в аспирантуре, обращая внимание при этом на необходимость предусмотреть возможность защиты через определённый временной промежуток после окончания учебы, от года до трёх лет, в зависимости от специальности. 

Участники обсуждения отмечали, что рынок, на который работает аспирантура, в настоящее время не является исключительно академическим. Немалое число выпускников настроены на то, чтобы применять полученные при обучении в аспирантуре знания в бизнесе, на госслужбе, на производстве, – и это объективная тенденция. В связи с этим звучали предложения разработать дополнительную линейку степеней, подобных зарубежным DBA (доктор бизнес-администрирования) и DPA (доктор государственного управления), для тех, кто ориентирован в большей степени на практическую работу, а не на академические исследования. 

Также во время обсуждения были сделаны предложения по разработке новых учебных программ, образовательных и профессиональных стандартов, решения вопросов финансирования образования в аспирантуре, организации межвузовского взаимодействия, выстраивания вертикальных связей между магистратурой и аспирантурой, правового урегулирования вопроса отношения аспирантов к воинской обязанности и другим, подготовки преподавательских кадров. 

Завершая обсуждение, Вячеслав Никонов поблагодарил участников дискуссии и пригласил их присоединяться к рабочим группам и экспертным советам Комитета.

Метки:
Комитет Госдумы по образованию и науке, Вячеслав Никонов

Новые публикации

Мы давно знаем, что Зорге – выдающийся разведчик, настоящий герой, чуть ли не единственный, кто предупредил, что немцы нападут именно 22 июня. Как знаем и о том, что Сталин не поверил ему. Но всё это – частички мифа о катастрофе 41-го года, и Зорге давно стал частичкой этого мифа. 130-летие разведчика – хороший повод поговорить о настоящем Рихарде Зорге.