EN
 / Главная / Все новости / «Лошадиная фамилия» и счастливая история Ваньки Жукова

«Лошадиная фамилия» и счастливая история Ваньки Жукова

Пресс-служба Международного педагогического клуба
26.10.2015

18−23 октября в г. Минске проходил международный конкурс педагогического мастерства «Хрустальная чернильница. Чеховский урок», в котором принимали участие педагоги из Сербии, Италии, Грузии, Латвии, Беларуси, Болгарии, России и Украины.   Конкурс проводился под эгидой Международного педагогического клуба, Министерства образования Республики Беларусь, фонда «Русский мир» и представительства Россотрудничества в Украине.

Мир без ненависти и злобы

Представитель Сербии Оливера Аврамовски, учитель девятой гимназии «Михаило Петрович Алас», Белград, провела для белорусских девятиклассников урок «Чехов и театр», предложив им ответить на проблемный вопрос «Чехов – реформатор классического театра?», исполнив роли драматурга, режиссёра, критика, актёров и, конечно, зрителей.

Екатерина Фролова, учитель начальной школы CENTRO RUSSO ARMONIA (Италия, Милан), предложила ученикам третьего класса на уроке литературного чтения «Безрадостная жизнь Ваньки Жукова (по рассказу А. П. Чехова "Ванька")»  познакомиться с чеховским текстом, став участниками оригинального спектакля, в котором были три Ваньки Жуковых, пять чтецов ремарок и даже суфлёр. В качестве домашней работы ребята получили задание: написать счастливую историю главного героя.

Менеджер по управлению качеством образования, учитель грузинского языка школы-лицея «Мцигнобартухуцеси» Изабелла Иоселиани (Грузия, Тбилиси) вместе с восьмиклассниками решала этические вопросы, затронутые А. П. Чеховым в рассказах «Переполох» и «Тоска», составляла вместе с ребятами портрет идеального человека. Финальным аккордом урока стало интересное домашнее задание: написать свою страницу в книге «Идеальный человек моего времени».

Учитель начальных классов частной средней школы «Классика» Диана Павлюченко (Латвия, Рига) пригласила учеников 3 класса на урок русской литературы «Маленькая история русской фамилии». Используя интерактивную доску, Диана Николаевна рассказала ребятам об истории появления фамилий, а школьники подбирали синонимы, разгадывали кроссворд, заполняли таблицу в специально подготовленной учителем для конкурса тетради с дидактическим материалом и узнали всё о «лошадиной фамилии». 

Интересной была идея педагогов из Белоруссии. Е. Ю. Логуновская и Ф. А. Прошкин (учитель русского языка и учитель истории государственного учреждения образования «Средняя школа № 70 имени Л. Г. Гурьева», г. Минск) вместе с десятиклассниками решали проблему «футлярного существования» человека (на примере рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»).

Учитель русского языка и литературы ГБОУ «Гимназия № 8» Д. И. Хоревский (г. Севастополь, Россия) пригласил учеников 6 класса на урок-экскурсию «Чехов и Крым», а затем предложил принять участие в викторине. Белорусские школьники узнали много интересной информации о жизни А. П. Чехова на Белой даче и даче в Гурзуфе.

Учитель русского языка и литературы из Киевской области провела внеклассное мероприятие «Чехов – несравненный художник … Художник жизни». Светлана Викторовна предложила одиннадцатиклассникам виртуально познакомиться с её учениками и послушать, что они знают о Чехове, продемонстрировав видеоролик.

«"Если бы не было ненависти и злобы…": тайны человеческой души в рассказе А. П. Чехова "Скрипка Ротшильда"» – именно так назывался урок-импровизация, на который пригласил учеников 10 класса А. В. Криворучко (г. Донецк). Учащиеся предлагали свои ассоциации к словам «семья», «жизнь», «смерть», активно работали с художественным текстом в группах («семантической», «музыкальной», «живописной», «семейной»), разгадывая тайны имён чеховских героев, играли в любимую игру Антона Павловича – крокет, узнали о том, кто был любимым композитором и художником писателя, о его человеческих качествах. Донецкий край – Таганрог – Москва – Ялта … Минск; шляпа, пенсне, саквояж, загадочная цифра на доске, любимая такса, крокет, визитки – вот те небольшие детали, которые помогли Алексею Викторовичу создать на уроке чеховский мир и мир человека, где бы «не было ненависти и злобы».  

Главный приз конкурса – Золотую «Хрустальную чернильницу» –  завоевал А. В. Криворучко, директор донецкой школы № 30. За абсолютную победу в конкурсе ему вручили диплом первой степени и ноутбук. 

Второе место и Серебряную Чернильницу получил представитель Грузии, третье место разделили педагоги из Италии и Белоруссии, они получили  Бронзовую чернильницу. Победителей ждал приятный сюрприз – планшеты. 

Торжественная церемония награждения проходила в Несвижском замке.

Конкурс  «Хрустальная чернильница» проводится уже второй раз. Первый конкурс был посвящён творчеству М. Ю. Лермонтова и проводился в городе-герое Одессе в 2014 году. «Хрустальная чернильница – 2015» была посвящена 155-летию со дня рождения А. П. Чехова. Осенью 2016 года запланировано проведение конкурса педагогического  мастерства «Хрустальная чернильница. Булгаковский урок», посвященного 125-летию со дня рождения М. А. Булгакова. 

Чехов на всю жизнь

Учителя не только участвовали в состязании, но и в дискуссиях,
слушали доклады своих коллег о русской литературе, о педагогике, преподавании русского языка в школе. Одним из событий «Хрустальной чернильницы» стала международная конференция «Чехов на всю жизнь». Она была посвящена теме приобщения детей к чтению русской классики. Её участники обсуждали методики «открытия» писателей и их произведений в средних и высших учебных заведениях. 

Участниками конференции стали более 200 человек: учёные, представители институтов последипломного педагогического образования, учителя русского языка и литературы из Белоруссии, Болгарии, Украины, России, Латвии, Грузии и Италии. Инициатором проведения научного форума в таком формате стал Международный педагогический клуб. Конференция проводилась под патронатом Министерства образования Белоруссии и при поддержке фонда «Русский мир».

Современные методики

Еще одной встречей в рамках конкурса «Хрустальная чернильница» стал круглый стол «Актуальные проблемы преподавания русской словесности в учреждениях общего среднего образования». Он прошёл 21 октября 2015 года в Минске в Национальном институте образования Министерства образования Республики Беларусь. Заседание было организовано общественными организациями «Русская школа» и «Международный педагогический клуб» совместно с Министерством образования республики при поддержке фонда «Русский мир» и представительства Россотрудничества на Украине.

В ходе дискуссии обсуждались вопросы, связанные с организацией и проведением образовательного процесса по учебным предметам гуманитарного направления, владением учителями-предметниками современной методикой преподавания учебных предметов, переподготовкой педагогических кадров, формированием мотивации учащихся к качественному изучению учебных предметов и др. Особое внимание было обращено на формы итоговой аттестации учащихся за период обучения на ІІ и ІІІ ступенях общего среднего образования, критерии, показатели и методики оценки качества языкового образования, разработку учебно-методических комплексов нового поколения.

Участники круглого стола выразили желание продолжить профессиональное общение и в дальнейшем. По окончании обменялись научно-методическими публикациями. Украинская делегация подарила хозяевам комплект сборника «Чеховский альманах», выпущенный при содействии представительства Россотрудничества в Украине и фонда «Русский мир».

Форум молодёжи

Ну а школьники, приехавшие из разных стран, в это время стали участниками молодёжного форума «Русский язык – основа взаимодействия талантливой молодёжи». Он состоялся при поддержке фонда «Русский мир» и Международного педагогического клуба в столице Белоруссии.  

Старшеклассники и студенты из тех же стран собрались в живописном уголке Минской области, детском оздоровительном лагере «Огонёк», для того чтобы не только подружиться, наметить пути для дальнейшего взаимодействия, но и проявить свои таланты в области риторики, журналистики, филологии, хореографии, вокала, декоративно-прикладного творчества.

Экскурсия в исторический Несвиж, посещение Несвижского замка, где в театральном зале прошло торжественное награждение победителей международного конкурса педагогического мастерства «Хрустальная чернильница. Чеховский урок», стали для ребят яркими фрагментами в мозаике форума.

Метки:
Хрустальная чернильница, конкурс, русский язык, Антон Чехов, Минск, молодёжь

Новости по теме

Новые публикации

120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
Цветаева